О журнале Экспертный совет Архив Авторам Контакты
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00





Читать    Подписаться
Новости

В мире

Выявлены признаки сговора на торгах Комитета по конкурентной политике Московской области
06 декабря 2021 г.

Аналитический центр при Правительстве РФ: эффективность закупок можно и нужно измерять
06 декабря 2021 г.

В Приморье две компании оштрафовали за сговор на торгах по нацпроекту
06 декабря 2021 г.

ФАС России разъяснила порядок формирования цен на лекарства при изменении предельных надбавок к ценам на жизненно важные препараты
06 декабря 2021 г.

Apple подала в суд на ФАС России из-за предупреждения насчет покупок в приложениях
06 декабря 2021 г.

Правительство РФ одобрило поправки в законопроект об антикартельных полномочиях ФАС России
06 декабря 2021 г.

Суд поддержал отказ ФАС России в возбуждении дела из-за негативных отзывов на продукцию Alpro в соцсетях Nemoloko
05 декабря 2021 г.

В Госдуме предложили не допускать компании с офшорным капиталом к выполнению госзаказа
04 декабря 2021 г.

Еще      Все новости
Федеральная торговая комиссия США хочет заблокировать сделку компаний Nvidia и Arm
03 декабря 2021 г.

Еврокомиссия оштрафовала пять банков на 344 млн евро за участие в картеле на рынке форекс
03 декабря 2021 г.

Совет ЕЭК определил процедуру выдачи предупреждения для устранения нарушений правил конкуренции
03 декабря 2021 г.

Производитель аудиотехники Bose оштрафован в Германии на 7 млн евро за поддержание цен перепродажи
02 декабря 2021 г.

Россия заблокировала запрос Евросоюза о создании в ВТО группы по спору о госзакупках
02 декабря 2021 г.

ЕЭК и Деловой совет ЕАЭС выработают рекомендации для взаимодействия торговых сетей и поставщиков союза
02 декабря 2021 г.

Антимонопольный регулятор Великобритании предписал Facebook продать Giphy
01 декабря 2021 г.

В США началась масштабная проверка компаний из-за сбоев в цепочке поставок товаров
30 ноября 2021 г.

Еще      Все новости
 Популярное

Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 56116
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 22200
Ценовые предписания ФАС России и управление издержками и рисками компаний
Количество просмотров 22150
Антимонопольное регулирование США и Европы: проблемы сближения
Количество просмотров 20359
Сравнительная реклама в российском законодательстве
Количество просмотров 20088
 Обзоры

 Анонcы

Авторский курс практического комплаенса. Комплаенс-система как инструмент снижения юридических и репутационных рисков
7–8 декабря 2021 г. Учебно-методический центр ФАС России совместно с «Пепеляев Групп» проведут онлайн-курс повышения квалификации «Авторский курс практического комплаенса. Комплаенс-система как инструмент снижения юридических и репутационных рисков».
Полный текст
Семинар «Госзакупки-2022: новые требования, практика, сложные ситуации (44-ФЗ, 223-ФЗ, 275-ФЗ)»
13–15 декабря 2021 г. в Москве состоится семинар «Госзакупки-2022: новые требования, практика, сложные ситуации (44-ФЗ, 223-ФЗ, 275-ФЗ)». Организатор – Институт развития современных образовательных технологий.
Полный текст



Главная /  Аналитика /  Новый стандарт по комплаенсу ISO 37301. На что...
Новый стандарт по комплаенсу ISO 37301. На что обратить внимание


Юлия Глубокая,
магистр права, LL.M., эксперт по комплаенсу

Опубликовано в журнале «Конкуренция и право» № 5, 2021 г.

В апреле 2021 г. Международная организация по стандартизации опубликовала новый стандарт ISO 37301:2021 «Системы менеджмента соответствия. Требования и руководство по применению». Его положения, в отличие от предыдущего ISO 19600:2014 (Стандарт ISO 19600:2014 «Системы управления соответствием. Руководящие указания»), содержат уже не рекомендации, а требования к комплаенс-программам. Какие процедуры и инструменты учесть компаниям, чтобы оптимально внедрить систему предупреждения антимонопольных рисков и обеспечить ее эффективную работу?

 

В новом стандарте первостепенное внимание уделяется вопросам культуры добросовестности и деловой этики. В документе прямо сказано, что одна из целей стандарта – помочь организациям в развитии и распространении культуры комплаенса. При этом предлагается учитывать, что эффективное и рациональное управление рисками дает организациям следующие преимущества:
  • улучшение деловых возможностей и повышение устойчивости;
  • защита и укрепление репутации и авторитета организации;
  • соответствие ожиданиям заинтересованных сторон;
  • демонстрация приверженности организации эффективному и действенному управлению комплаенс-рисками;
  • повышение уверенности третьих лиц в способности организации добиваться устойчивого успеха;
  • минимизация риска нарушения норм, влекущего соответствующие издержки и репутационный ущерб.

Среди необходимых элементов системы менеджмента соответствия (системы комплаенса), основанной, как и в прежнем стандарте ISO 19600, на принципе постоянного улучшения («планируй – делай – проверяй – действуй»), появилось четкое указание на цели и принципы. Цели – добропорядочность, культура, соответствие нормам, репутация, ценности и деловая этика, а среди принципов – добросовестное управление, разумность, прозрачность, ответственность за результат и устойчивость.

Что касается структуры документа, конструктивные элементыISO 37301 почти не изменились, только теперь содержат не рекомендации, а требования.

 

Изменения в российских стандартах

Профильный технический комитет направил в Росстандарт предложение о разработке ГОСТ Р ИСО, идентичного ISO 37301:2021. Принятие национального стандарта по системам управления соответствием станет большим шагом вперед, поскольку позволит организациям, внедряющим комплаенс-менеджмент, поднять культуру деловой этики на следующий уровень. В ГОСТе будет дана исчерпывающая информация для организаций, которые хотят выстроить эффективный механизм предупреждения антимонопольных рисков.


Требования по построению и внедрению комплаенса

Выстраивать систему комплаенс-менеджмента нужно начинать с понимания самой организации и среды, в которой она функционирует. Необходимо не только рассмотреть такие внешние и внутренние аспекты, как нормативно-правовая, социальная и культурная среда деятельности, экономическая ситуация, внутренние политики, процедуры, процессы и ресурсы, но и оценить существующую в компании культуру предупреждения рисков.

Следующий шаг – определить перечень заинтересованных сторон, зафиксировать их требования и понять, какие именно могут быть удовлетворены с помощью комплаенс-системы.

Далее компания очерчивает область применения механизма предупреждения рисков, а также систематически идентифицирует собственные обязанности по обеспечению соответствия нормам, исходя из своей деятельности и реализуемых продуктов и услуг.

Среди ключевых элементов – идентификация, анализ и оценка рисков несоответствия нормам.

В части лидерства и приверженности высшего руководства к комплаенсу в новом стандарте появились требования развивать и продвигать эту культуру на всех уровнях организации, обеспечить эффективное управление рисками путем прямого доступа комплаенс-функции к руководящим органам, наделения ее независимостью и надлежащими полномочиями.

Чтобы система отвечала требованиям стандарта, на руководящий орган и высшее руководство компании возлагается обязанность разработать политику по обеспечению соответствия нормам (комплаенс-политику), эффективно распределить организационные роли, ответственность и полномочия. Схожие рекомендации были даны и прежним стандартом ISO 19600.

Аналогичным образом в ISO 37301 определено, что организация должна:

  • планировать действия в отношении рисков несоответствия, устанавливать цели в области обеспечения соответствия нормам и определять пути их достижения;
  • поддерживать эффективность комплаенс-менеджмента, включая: обеспечение соответствующими ресурсами; подбор и повышение квалификации компетентного персонала для выполнения функции предупреждения рисков; организацию обучения сотрудников на основе риск-ориентированного подхода; обеспечение осведомленности и информирования сотрудников о комплаенс-политике организации.

В новом стандарте, как и в старом, определен порядок документирования, управления и контроля информации о системе комплаенс-менеджмента.

Раздел ISO 37301, посвященный управлению операционной деятельностью, дополнен подразделами, которые определяют обязанность компании разработать и внедрить процесс сообщений о нарушениях политики предупреждения рисков и содержат требования к этому процессу. Кроме того, определены требования и к внутренним проверкам по нарушениям, которые подозреваются или фактически были допущены.

По аналогии с ISO 19600 в новом стандарте установлены требования:

  • к оценке результатов и эффективности функционирования системы менеджмента соответствия (включая мониторинг, тестирование, анализ, оценку, аудит, контроль со стороны руководства);
  • улучшению этой системы (в том числе анализ необеспечения соответствия нормам и корректирующие действия, постоянное повышение ее качества).

Для того чтобы можно было оценить эффективность комплаенс-системы, а также определить, насколько достигнуты ее цели, компания должна разработать набор измеримых показателей. Они количественно выразят результаты деятельности по обеспечению соответствия нормам.

Поскольку новый стандарт содержит обязательные требования, в его Приложении А есть руководство по их применению, где проиллюстрированы подходы и варианты действий по внедрению комплаенс-системы. При этом указано, что компания не обязана воплощать все предложения, содержащиеся в руководстве, чтобы подтвердить соответствие. Принимаемые ею меры должны быть разумными с учетом характера и степени рисков, которые у нее возникают.

 

Этическая культура в компании – главный акцент

Ключевую роль во внедрении системы комплаенса ISO 37301 отводит построению и укреплению этической культуры. Стандарт определяет факторы, которые способствуют ее поддержанию и развитию:

  • четкий набор опубликованных ценностей организации;
  • активное и наглядное внедрение и соблюдение руководством этих ценностей;
  • последовательность в реагировании на нарушения комплаенс-политики независимо от должности нарушителя;
  • наставничество, коучинг и собственный пример руководства;
  • тщательная предварительная комплаенс-оценка потенциальных кандидатов на критические позиции в компании;
  • вводная или ориентационная программа для новичков, в которой особое внимание уделяется механизму предупреждения рисков и ценностям организации;
  • регулярные актуальные тренинги для всего персонала и заинтересованных сторон;
  • регулярная коммуникация по комплаенс-тематике;
  • системы, по которым оцениваются результаты работы, учитывают действия по соблюдению требований и предполагают поощрение за достижение ключевых показателей и результатов;
  • оперативные и соразмерные дисциплинарные взыскания в случае нарушений комплаенс-политики;
  • четкая связь между стратегией компании и задачами ключевых сотрудников – она показывает, насколько важно соблюдение требований для достижения организационных результатов;
  • внешняя и внутренняя открытая и надлежащая коммуникация о соблюдении комплаенс-требований.

О высокой этической культуре, согласно ISO 37301, свидетельствует, в частности, следующее:

  • сотрудники понимают, насколько важны обязательства по соблюдению комплаенс-требований, связанных с их собственной деятельностью и деятельностью их бизнес-подразделения;
  • корректирующие меры по устранению несоответствий являются ответственностью каждого и принимаются на всех необходимых уровнях организации;
  • персонал имеет возможность доводить информацию о соблюдении комплаенс-требований до руководства, включая главу компании и руководящий орган, и такие сообщения поощряются.
Чтобы измерить показатели уровня культуры, в том числе обеспечения соответствия нормам антимонопольного законодательства, ISO 37301 рекомендует проводить опрос сотрудников. Это поможет определить, насколько они воспринимают приверженность руководства компании к соблюдению комплаенс-требований. Кроме того, по стандарту можно разрабатывать планы достижения показателей культуры предупреждения рисков.

25 октября 2021 г.

Оставить комментарий


Внимание! Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.







АРХИВ ВЫПУСКОВ



 Опрос

Следует ли закрепить в КоАП РФ в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность хозсубъекта, функционирование системы антимонопольного комплаенса?

  
  
      





 



+7 (495) 211 00 33
125047, г. Москва, ул. 3-я Тверская-Ямская,
д. 39, стр. 1
При любом использовании материалов сайта www.cljournal.ru указание на источник и гиперссылка обязательны.