Телефон подписки
8 (800) 555-66-00
6–7 октября 2022 г. в Алматы пройдет VIII Евразийский антимонопольный форум. Организаторы – Агентство Республики Казахстан по защите и развитию конкуренции, Центр защиты конкуренции, Альянс антимонопольных экспертов и Международный центр конкурентного права и политики БРИКС.
15 ноября 2022 г. Право.ru проведет ежегодный Litigation Forum, на котором эксперты в области судебного процесса поделятся опытом и знаниями, необходимыми для эффективной работы.
Главная /  КОНКУРЕНЦИЯ И ПРАВО № 5, 2021 (сентябрь-октябрь)
КОНКУРЕНЦИЯ И ПРАВО № 5, 2021 (сентябрь-октябрь)

СЛОВО ГЛАВНОГО ЭКСПЕРТА
___________________________________________

Гайдлайн по комплаенсу

ФАС России выпустила разъяснение о порядке внедрения комплаенс-систем. Это поможет бизнесу выстроить эффективный механизм предупреждения антимонопольных рисков, в том числе правильно оформить внутренние акты. Но открытым остался принципиальный вопрос: станет или нет регулятор принимать меры реагирования только на основании того, что в документах компании о комплаенсе есть положения, противоречащие законодательству. Об этом рассуждает главный эксперт журнала «Конкуренция и право» Елена Соколовская.

 

ТЕМА НОМЕРА

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ
___________________________________________

«Антимонопольные органы ЕАЭС смогут использовать единые подходы к оценке того, насколько эффективен комплаенс»

На уровне Евразийского экономического союза активно обсуждается внедрение института антимонопольного комплаенса. Член Коллегии (министр) по конкуренции и антимонопольному регулированию Евразийской экономической комиссии Арман Шаккалиев поделился планами с нашим журналом. В повестке – стандартизировать применение этого механизма и определить требования к независимым экспертам, которые будут оценивать его работу.

Разъяснение ФАС по комплаенсу: своевременно, прагматично, адаптивно

Президиум ФАС России утвердил долгожданное разъяснение по антимонопольному комплаенсу. Теперь у бизнеса есть практическое пособие для создания, внедрения и эффективной работы механизма предупреждения рисков. Эксперт по комплаенс-системам доцент МГУ им. М.В. Ломоносова, кандидат экономических наук Алексей Полищук рассказывает, какие рекомендации дает регулятор и каким элементам этого механизма нужно уделять особое внимание.

Что необходимо для развития института антимонопольного комплаенса

Чтобы антимонопольный комплаенс стал действенным правовым инструментом, нужно определить, как он соотносится с другими институтами, в частности институтом административного наказания. Для этого необходимо проработать два вопроса: какие юридически значимые действия являются комплаенсом и какие последствия для компании они влекут. Раскрывает тему член Ассоциации «Некоммерческое партнерство „Объединение Корпоративных Юристов“» Аркадий Лисин.

Бизнес оценивает комплаенс-гид от регулятора

Требование Президиума ФАС России призвано ответить на конкретные вопросы по внедрению и функционированию комплаенс-системы. Удалось ли это, с точки зрения представителей бизнеса? И какие неразрешенные моменты еще остались? Отвечают опрошенные редакцией эксперты:

  • начальник отдела правового обеспечения административного производства и урегулирования внутригрупповых споров ПАО «ЛУКОЙЛ», кандидат юридических наук Вячеслав Мартемьянов;
  • руководитель направления антимонопольного комплаенса (Департамент управления правовыми рисками, Блок по корпоративным и правовым вопросам) ПАО «Мобильные ТелеСистемы» Марина Наволокова;
  • руководитель направления по работе с государственными органами ППК «ТехноНИКОЛЬ» Оксана Токарева.

Новый стандарт по комплаенсу ISO 37301. На что обратить внимание

В апреле 2021 г. Международная организация по стандартизации опубликовала новый стандарт ISO 37301:2021 «Системы менеджмента соответствия. Требования и руководство по применению». Его положения, в отличие от предыдущего ISO 19600:2014, содержат уже не рекомендации, а требования к комплаенс-программам. Какие процедуры и инструменты учесть компаниям, чтобы оптимально внедрить систему предупреждения антимонопольных рисков и обеспечить ее эффективную работу? Рассказывает магистр права, LL.M., эксперт по комплаенсу Юлия Глубокая.

 

ЦИФРЫ И ФАКТЫ
___________________________________________

Какие задачи поставлены в Нацплане развития конкуренции на 2021–2025 гг., для чего ФАС России создает реестр крупных производителей основных и вспомогательных стройматериалов, какие базовые принципы взаимодействия участников цифровых рынков сформулировала служба – узнайте из нового выпуска рубрики.

 

МАСТЕР-КЛАСС
___________________________________________

Как работать с антимонопольными запросами

Запрос антимонопольного органа о предоставлении информации может получить любая компания независимо от ее размера и сферы деятельности. А на фоне усиления ценового контроля число таких запросов только увеличивается. Заместитель генерального директора, руководитель блока корпоративных и имущественных отношений, корпоративный секретарь ПАО «Интер РАО» Тамара Меребашвили и начальник отдела правовой защиты АО «Мосэнергосбыт» Игнат Ефанов объяснят, как убедиться, что подобные требования регулятора мотивированны, когда допустим отказ от их исполнения и правомерен ли «веерный» запрос.

 

В ФОКУСЕ
___________________________________________

Развитие государственных ИТ-сервисов. Как это влияет на конкуренцию на цифровых рынках

Органы власти наращивают свое присутствие в цифровой сфере, постепенно формируя экосистему. Уже сейчас заметны признаки того, что работа государственных платформ и сервисов влияет на интернет-среду. Новый ИТ-гигант с огромными госресурсами меняет равновесие на цифровом рынке. Создать сбалансированную модель помогут новые правила взаимодействия государства и бизнеса, уверены директор по правовым исследованиям НИУ ВШЭ, кандидат юридических наук Руслан Ибрагимов и преподаватель Moscow digital school Валентин Кислый.

Закупочные союзы: новые разъяснения ФАС

Кому можно, а кому нельзя вступать в закупочные союзы и как определить, помогают они конкуренции или вредят? Антимонопольная служба выпустила на этот счет два новых разъяснения. Заместитель генерального директора ООО «СПАР-Калининград» по правовым вопросам Алексей Елаев рассмотрит вопросы, на которые ответило ведомство.

 

ТОЧКА ЗРЕНИЯ
___________________________________________

Пленум ВС РФ о группе лиц и антикартельном запрете. Вопросы толкования

Соглашения и согласованные действия компаний, которые входят в холдинг, выведены из-под запретов на картели. Пленум ВС РФ разъяснил: применяя нормы против сговоров, нужно доказывать, что участники группы лиц – конкуренты. Старший преподаватель Института развития конкуренции и антимонопольного регулирования СПбГУ, кандидат юридических наук Максим Каменков разберется, как понимать этот подход высшей судебной инстанции, чтобы избежать неблагоприятных решений ФАС России и судов и минимизировать бизнес-риски.

 

ПРАКТИКА УФАС
___________________________________________

«Соблюдение антимонопольного законодательства становится нормой поведения бизнеса»

Глава Тульского УФАС России Юрий Владимирович Елагин называет антимонопольный орган индикатором сбалансированности рынка и сравнивает его работу с врачебной деятельностью. Специально для нашего журнала он рассказал о прецедентных расследованиях управления: деле «хлебного» картеля и разбирательстве в сфере недобросовестной конкуренции на рынке лекарств.

 

СУДЕБНЫЙ НАВИГАТОР
___________________________________________

В чем разница в квалификации злоупотребления доминирующим положением субъекта естественной монополии и доминанта? Можно ли признать нарушение прав гражданина злоупотреблением доминирующим положением? Как расценить недобросовестную конкуренцию в спорах с участием «неконкурентов»? Разъяснений судов по этим и другим вопросам вы найдете в обзоре судебной практики, который подготовила младший юрист антимонопольной практики «Пепеляев Групп» Анна Симаченко.

За свежей судебной практикой по антимонопольным спорам вы можете также следить здесь.

Опрос
Предлагаемые в пятом антимонопольном пакете меры достаточны для выявления и пресечения антиконкурентных практик цифровых платформ?