О журнале Экспертный совет Архив Авторам Контакты
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00





Читать    Подписаться
Новости

Производители из России и Белоруссии договорились урегулировать спорный вопрос в сфере конкуренции на основе предложения ЕЭК
02 декабря 2020 г.

Реестры субъектов естественных монополий
02 декабря 2020 г.

Андрей Тенишев: нам необходим полноценный антимонопольный процесс
02 декабря 2020 г.

При размещении рекламы букмекера на ВТБ Арене нарушен закон
02 декабря 2020 г.

В Госдуму внесены поправки к Закону о гособоронзаказе
02 декабря 2020 г.

ФАС России предлагает усовершенствовать госконтроль за сделками в отношении международных компаний
02 декабря 2020 г.

Временное смягчение Закона № 44-ФЗ из-за пандемии могут продлить на 2021 г.
02 декабря 2020 г.

Раскрыт сговор на торгах по ремонту дорог в рамках нацпроекта во Владивостоке
02 декабря 2020 г.

Еще      Все новости
 Самое читаемое

Ценовые предписания ФАС России и управление издержками и рисками компаний
Количество просмотров 19879
Сравнительная реклама в российском законодательстве
Количество просмотров 16994
Антимонопольное регулирование США и Европы: проблемы сближения
Количество просмотров 16961
Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 38434
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 19105
 Обзоры




Главная /  Выбор редакции /  Стандарт ISO 19600. Чем полезен и как...
Стандарт ISO 19600. Чем полезен и как использовать при внедрении антимонопольного комплаенса


Юлия Глубокая,
магистр права, LL.M, эксперт по комплаенсу
Елена Соколовская,
партнер, руководитель антимонопольной практики «Пепеляев Групп»

Опубликовано в журнале «Конкуренция и право» № 5, 2020 г.

Внедрить в компании качественную и эффективно работающую систему предупреждения антимонопольных рисков поможет международный стандарт ISO 19600. Он охватывает все необходимые и достаточные элементы комплаенс-программ в тех областях деятельности организации, где следует обеспечить соответствие требованиям закона и добровольно взятым на себя повышенным обязательствам по этичному ведению бизнеса. Рассмотрим, как применить положения и общие принципы этого документа в России и какие преимущества дает сертификация соответствия ему. Для примера возьмем наиболее распространенные нарушения: злоупотребление доминирующим положением, вовлечение в картельный сговор и недобросовестную конкуренцию.

 

Международный стандарт ISO 19600:2014 «Системы менеджмента соответствия. Руководящие указания» (далее – Стандарт) предлагает системный подход, включающий подробное описание основных элементов такого менеджмента, а также указания и примеры эффективного выполнения рекомендованных действий.

Условно разделим основные элементы системы на три блока:

  • лидерство (универсальный элемент);
  • идентификация, анализ и оценка специфических рисков несоответствия нормам; планирование действий в отношении выявленных рисков;
  • поддержание системы менеджмента соответствия; оценка результатов функционирования и улучшение системы (универсальные элементы).

 

Блок 1. Лидерство

Этот универсальный элемент предполагает, что нормы законодательства соблюдают работники всех уровней хозсубъекта и в первую очередь руководство высшего звена. Именно руководители компании в итоге ответственны за то, чтобы условия для соблюдения антимонопольных правил были обеспечены остальными сотрудниками, и должны демонстрировать собственный однозначный пример.

Чтобы подтвердить и закрепить этот элемент в компании, нужно предпринять несколько действий, рекомендованных Стандартом.

1. Включить принцип приверженности руководства хозсубъекта соблюдению антимонопольных норм в ключевые документы: кодексы корпоративной этики, кодексы поведения работников и т. п.

2. Назначить одного из членов совета директоров или иного руководителя высшего звена ответственным за внедрение антимонопольного комплаенса (далее – АМК). Он будет регулярно отчитываться перед руководством о принятых мерах. В крупных организациях такое лицо может информировать специальный комитет по аудиту.

3. Остальным членам совета директоров или руководителям высшего звена критически рассматривать принятые меры.

4. Руководителям высшего звена делать регулярные рассылки, в которых особое значение придавать важности соблюдения антимонопольных норм; приводить соответствующие положения политики компании и описывать порядок действий сотрудников в случаях, если они обнаружили потенциальное нарушение.

5. Руководителям высшего звена своим примером показывать, что именно они предприняли для соблюдения закона. Например, участвовали в тренинге или консультировались с юристами по антимонопольным вопросам.

6. Если в компании принят кодекс поведения (этики), сделать в нем оговорку, что несоблюдение работником антимонопольных норм является нарушением положений такого кодекса.

7. Включить в локальные нормативные акты организации положение о том, что нарушение сотрудником политики соблюдения антимонопольных норм служит основанием для привлечения его к дисциплинарной ответственности.

8. Внедрить внутреннюю систему сообщений о нарушениях. С ее помощью работники могли бы конфиденциально и (или) анонимно рассказать уполномоченным лицам о потенциальных нарушениях антимонопольного законодательства.


Блок 2. Идентификация, анализ, оценка и планирование действий в отношении рисков

Применение в отношении риска злоупотребления доминирующим положением

Определение доминирующего положения (как индивидуального, так и коллективного) требует детального экономического анализа. Чем больше доля хозсубъекта на рынке, тем выше вероятность, что ему необходимо соблюдать дополнительные правила и запреты.

Если компания предполагает, что может быть признана занимающей доминирующее положение, ей рекомендуется обратить внимание на действия с признаками потенциального нарушения:

  • отказ отдельным покупателям в поставке товаров без должного обоснования;
  • установление разных цен на одну и ту же продукцию для разных контрагентов;
  • дополнительные скидки либо более благоприятные условия сотрудничества, предоставляемые в индивидуальном порядке, не основанные на унифицированных и прозрачных правилах;
  • низкие цены на товары, не покрывающие минимальных издержек на производство продукции;
  • высокие цены на товары, существенно превышающие цены конкурентов;
  • вынужденное приобретение контрагентами хозсубъекта дополнительных товаров (работ, услуг) для того, чтобы получить возможность работать с ним.

Такое поведение может стать поводом для расследования. Чтобы избежать антимонопольного преследования, а также иметь возможность последующей оценки и доказывания эффективности принятых превентивных мер, компания может, помимо внедрения универсальных элементов программы, предпринять следующие действия:

  • определить товарные рынки, на которых она занимает доминирующее положение, оценить риски нарушений на этих рынках и внедрить соответствующие механизмы контроля;
  • разработать и внедрить специальные внутренние документы: торговую политику по отбору контрагентов, взаимодействию и прекращению работы с ними; процедуры по экономически обоснованному расчету цен;
  • определить сотрудников в зоне рисков и проводить их обучение.
 

Читайте также

Горшкова Е. Шесть шагов выстраивания комплаенс-системы в организациях-доминантах // Конкуренция и право. 2018. № 6. С. 51–59.

 

Применение в отношении риска участия в картеле или иных антиконкурентных соглашениях

Исходя из дефиниции картеля, любой хозсубъект не должен исключать вероятность этого риска в своей деятельности.

Картельное соглашение может быть письменным и устным. Как правило, сговор подразумевает обмен коммерчески значимой информацией между конкурентами, в том числе через посредников. В качестве доказательства нарушения используются электронная переписка и иные свидетельства коммуникации между конкурентами.

Хозсубъект находится в зоне антимонопольных рисков участия в картельном соглашении, если:

  • его работники состоят в профессиональной (отраслевой) ассоциации или союзе, куда входят также конкуренты;
  • в штате есть люди, особенно на руководящих постах, ранее работавшие на конкурентов;
  • для рынка, на котором действует компания, характерна текучка кадров;
  • сотрудники обладают коммерчески значимой информацией о ценах, структуре затрат или бизнес-планах конкурента – например, если раньше они на него работали;
  • хозсубъект ведет деятельность в тесной взаимосвязи с конкурентами – например, в рамках совместного предприятия;
  • его сотрудники имеют возможность контактировать с работниками конкурентов;
  • компания действует на рынке, находящемся в зоне пристального внимания ФАС России, – например, есть публичная информация о громких делах и расследованиях в этой сфере.

Сам по себе контакт с конкурентами не запрещен, но в некоторых случаях общение с ними может стать доказательством картеля, если у ФАС России возникнут подозрения.

Компании рекомендуется проявлять должную осмотрительность во взаимоотношениях не только с конкурентами, но и с покупателями ее товаров (работ, услуг), поскольку существуют специальные запреты как на горизонтальные соглашения с конкурентами, так и на вертикальные соглашения с покупателями. В частности, Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» прямо запрещены, вне зависимости от факта наступления последствий в виде ограничения конкуренции, соглашения, где установлена цена перепродажи товара (за исключением максимальной); содержится запрет для покупателей-контрагентов продавать товары конкурентов.

Следует внимательно относиться к соглашениям, которые прямо не запрещены, но могут быть признаны нарушающими антимонопольное законодательство, если контролирующий орган докажет, что они привели к ограничению конкуренции на товарном рынке. Такими могут быть соглашения, в которых:

  • установлена эксклюзивность для одного из контрагентов (дистрибьюторов);
  • закреплена территория, на которой может работать определенный контрагент (дистрибьютор);
  • конечные потребители товаров поделены между хозсубъектом и его контрагентами (дистрибьюторами) или между контрагентами (дистрибьюторами);
  • определены каналы продаж для контрагентов (дистрибьюторов) – например, оптовые или розничные;
  • хозсубъект экономически или технологически необоснованно отказывается заключать со своим контрагентом (дистрибьютором) договор, предметом которого является определенный вид продукции, оставляя такую возможность за собой или другими контрагентами (дистрибьюторами);
  • установлены запреты и дополнительные требования к контрагентам (дистрибьюторам), невыгодные для них или не относящиеся к предмету договора.

Для управления перечисленными рисками рекомендуется в дополнение к внедрению универсальных элементов программы принять следующие меры:

  • оценить зоны рисков взаимоотношений с третьими лицами и внедрить соответствующие механизмы контроля;
  • разработать внутренние процедуры по взаимодействию с конкурентами и дистрибьюторами;
  • определить сотрудников в зоне рисков и проводить их обучение.

 

Применение в отношении риска недобросовестной конкуренции

Недобросовестная конкуренция – это любые действия хозсубъекта, которые одновременно:

  • направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности;
  • противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;
  • причинили или могут причинить убытки другим хозсубъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
К формам недобросовестной конкуренции относятся:
  • дискредитация;
  • введение в заблуждение;
  • некорректное сравнение;
  • недобросовестное приобретение и использование исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, товаров, работ или услуг;
  • недопустимое использование результатов интеллектуальной деятельности;
  • создание смешения;
  • незаконные получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую или иную охраняемую законом тайну.

Компаниям, выявившим риск нарушения этих запретов, рекомендуется запланировать ряд действий и целей.

1. Не  допускать распространения недостоверных сведений, которые могут причинить убытки конкуренту и (или) нанести ущерб его деловой репутации, в том числе неполной информации о нем, его товарах и услугах. Она может распространяться в любой форме: в ходе рекламных или маркетинговых мероприятий, путем направления деловых писем. Нарушение будет считаться совершенным, если хотя бы одному третьему лицу стали известны дискредитирующие сведения.

2. В ходе подготовки рекламных и маркетинговых мероприятий удостовериться, что информация о товаре, его свойствах, количестве и иных характеристиках точная и не вводит в заблуждение ни потребителей, ни контрагентов, ни конкурентов.

3. Во время рекламных и маркетинговых мероприятий следить, чтобы не было некорректного сравнения хозсубъекта с конкурентами и их товарами: сравнения без указания параметров его проведения; сравнения, результаты которого не могут быть объективно подтверждены данными из достоверных источников (заключениями независимых экспертов, результатами опросов населения), и т. д. В частности, осторожно относиться к слоганам со словами «лучший», «первый», употребление которых надо обосновать.

4. Использовать результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие конкуренту, только если они были переданы хозсубъекту надлежащим образом (по лицензионному договору и т. п.). Иначе их использование при введении в оборот товара запрещено.

5. Препятствовать копированию, имитации внешнего вида товара конкурента, упаковки такого товара, его наименования, цветовой гаммы, фирменного стиля в целом (фирменной одежды, оформления торгового зала, витрины). При разработке фирменного стиля, внешнего вида продукции учитывать, что они не должны приводить к смешению с деятельностью конкурента, его товарами или услугами.

6. Не допускать, чтобы хозсубъект незаконно получал, использовал или разглашал информацию, составляющую коммерческую или иную охраняемую законом тайну. Запрещено получать такие сведения от контрагентов, действующих или бывших сотрудников конкурента.

 

Читайте также

Антипов И. Борьба с «паразитами»: как защититься от копирования или имитации вашего товара // Конкуренция и право. 2019. № 5. С. 28–37.

 

Чтобы снизить риски привлечения к ответственности за недобросовестную конкуренцию, следует:

  • указывать в маркетинговых и рекламных материалах полную и достоверную информацию о продвигаемых товарах (работах, услугах), а также о товарах (работах, услугах) конкурентов, если продвигаемый продукт компании сравнивается с ними;
  • обеспечить проверку юристами всех готовящихся к размещению рекламных и маркетинговых материалов на предмет их соответствия антимонопольному и рекламному законодательству;
  • назначить ответственное лицо или создать специальный комитет для возможной корректировки и утверждения проверенных юристами рекламных и маркетинговых материалов;
  • разработать и внедрить локальный нормативный акт, устанавливающий единые требования к содержанию, порядку утверждения и распространения таких материалов.

 

К сведению

Размещение – публикация рекламных или маркетинговых материалов в форме текста, голосовой записи, видео, картинок, схем в печатных изданиях; на радио; рекламных щитах (стойках) в помещениях и на улице; телевидении; в Интернете и др.


Для управления этими рисками, кроме внедрения универсальных элементов программы, компания может принять следующие меры:

  • оценить риски недобросовестной конкуренции исходя из специфики своей деятельности и внедрить соответствующие механизмы контроля;
  • разработать и внедрить внутренний документ (маркетинговую политику);
  • определить сотрудников в зоне рисков и проводить их обучение.
 

Читайте также

Саркисова Я., Хусаинов А. Шесть рисков маркетинговой коммуникации // Конкуренция и право. 2020. № 2. С. 48–55.


Блок 3. Поддержание системы, оценка результатов и улучшение

Этот блок, так же как и лидерство, составляют универсальные элементы системы менеджмента соответствия антимонопольным нормам.

В компании специально назначается лицо или подразделение, которое обеспечит поддержание программы АМК. Оно должно обладать полномочиями и ресурсами, а также иметь возможность напрямую отчитываться о работе перед руководителем высшего звена.

Хозсубъекты могут выбрать разные способы контроля за работой и улучшения комплаенса: проводить самостоятельную оценку эффективности его функционирования, внешний аудит внутренних политик, процедур и тренингов, тестирование сотрудников на предмет усвоения знаний. Компании сами устанавливают регулярность таких проверок – например, ежегодно или с другой периодичностью.

Убедиться, что результаты функционирования системы были оценены правильно, хозсубъект может путем ее добровольной сертификации (подтверждения соответствия системы указаниям Стандарта). Это позволяет продемонстрировать заинтересованным сторонам, в том числе регулятору и судам, какого уровня управления рисками достигла компания.

Роль сертификации соответствия Стандарту в том, чтобы качественно измерить эффективность внедрения и помочь улучшить те элементы комплаенса, которые в этом нуждаются. Важнейшая задача хозсубъекта – выбрать надежную сертифицирующую структуру с безупречной репутацией и подтвержденным опытом внедрения и проведения оценки эффективности программ АМК экспертами. В этом случае можно быть уверенными, что будет проведена качественная оценка реально, а не формально введенной системы. Это позволит в дальнейшем оптимально пользоваться всеми преимуществами системы.

Сертификация системы АМК путем сертификации позволит организации не допускать антимонопольных нарушений и, как следствие, не подвергаться штрафам. Кроме того, при определенных условиях, если отдельные недобросовестные сотрудники нарушили антимонопольное законодательство, компания сможет привести аргументы в свою защиту со ссылкой на ст. 2.1 КоАП РФ. Выполнение рекомендаций Стандарта по комплаенс-менеджменту послужит доказательством того, что хозсубъект принял все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм в сфере антимонопольного регулирования. А значит, речь идет о наличии смягчающего обстоятельства или об отсутствии вины, что может стать основанием для прекращения дела в связи с отсутствием состава административного правонарушения.


20 октября 2020 г.

Оставить комментарий


Внимание! Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.











№ 4, 2020 (июль-август)

 Опрос

Какие законодательные шаги необходимо предпринять в первую очередь для эффективного развития конкуренции на уровне ЕАЭС?

  
  
  
  
  
      





 



При любом использовании материалов сайта www.cljournal.ru указание на источник и гиперссылка обязательны.