руководитель Ингушского УФАС России
старший государственный инспектор Ингушского УФАС России
Опубликовано в журнале «Конкуренция и право» № 3, 2022 г.
В 2021 г. Ингушское УФАС России впервые в практике антимонопольного органа раскрыло сговор, реализованный с использованием государственных преференций производителям отечественной продукции. Как картелисты прибегали к «помощи» ведомства и спекулировали на правиле «третий лишний», почему расследование можно считать уникальным и с какими трудностями столкнулся регулятор? Расскажем об основных этапах этого прецедентного дела.
В рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) предусмотрен национальный режим, согласно которому в целях развития национальной экономики и поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства РФ для целей закупок устанавливаются ограничения допуска товаров иностранного производства.
В частности, если на участие в торгах подано не менее двух заявок, предлагающих к поставке товар российского производства (либо товар, происходящий из государств – членов ЕАЭС), закупочная комиссия заказчика отклоняет предложения всех прочих участников с товарами иностранного производства (Постановление Правительства РФ от 05.02.2015 № 102 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд», далее – Постановление № 102).
Таким образом, если на торгах обеспечена конкуренция между российскими производителями, то государство осуществляет закупку исключительно их товара.
В июле 2019 г. в Ингушское УФАС России поступили жалобы ООО «МедСпб» на действия уполномоченного органа по определению поставщика – Комитета государственного заказа Республики Ингушетия (заказчик, далее – Комитет) при осуществлении трех закупок на поставку медицинских изделий: шприцов, систем переливания крови и др. В числе прочего компания указала, что в заявке конкурента предлагается к поставке товар российского производства. Такие жалобы вызвали подозрение ведомства: при добросовестном поведении до подведения итогов электронных торгов их участник не мог знать о составе заявок конкурентов.
Как сообщил во время рассмотрения жалоб по существу Комитет, «МедСпб» по телефону рассказал аукционной комиссии, что на участие в закупке поданы две заявки с предложением поставить российский товар. Следовательно, необходимо отклонить заявки остальных участников и допустить только двоих. Это также свидетельствовало о признаках сговора.
В ходе контрольных мероприятий УФАС обнаружило признаки сговора в действиях участников торгов при применении заказчиками национального режима по Постановлению № 102.
1. «МедСпб» и индивидуальный предприниматель имитировали конкуренцию путем подачи одновременно двух заявок, предлагающих к поставке товар отечественного производства. На аукционе один из участников отказывался от конкурентной борьбы в пользу другого. А госзаказчики отклоняли от участия в торгах остальные заявки, предлагающие к поставке товар иностранного производства.
2. Заявки и ценовые предложения были поданы с одного IP-адреса, который принадлежит ООО «Медико-производственная компания „Елец“» (далее – МПК «Елец»). На электронных почтах участников сговора авторизация осуществлялась также с одного IP-адреса.
3. В свойствах файлов заявок участников торгов обнаружены совпадения, указывающие на создание файлов на одном компьютере.
4. Зафиксированы денежные переводы между «МедСпб» и ИП.
5. Установлены многочисленные связи между участниками картеля, в том числе по фактическому месту нахождения, совпадения по номерам телефонов, электронных адресов и др.
На основании выявленных признаков нарушения УФАС решило провести комплексные контрольные мероприятия на предмет соблюдения Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции, Закон).
В декабре 2020 г. Ингушское УФАС России возбудило дело № 006/01/11-772/2020 и создало комиссию по его рассмотрению.
Обстоятельства дела указывали на причастность завода – производителя медицинских изделий (МПК «Елец») к деятельности картелистов (в том числе они реализовывали товар его производства). Поэтому с 16 декабря 2020 г. по 4 марта 2021 г. в отношении компании была проведена внеплановая выездная проверка. В ней помимо работников УФАС участвовали представители центрального аппарата Федеральной антимонопольной службы и ФБУ «Информационно-технический центр ФАС России».
Читайте также
Батыр Точиев: «Раскрыт самый крупный в истории нашей страны картельный сговор на торгах, охвативший 7000 закупок» // Конкуренция и право. 2022. № 1. С. 63–70.
В результате проверки выявлены множественные доказательства нарушения антимонопольного законодательства. Необходимость изучить столь обширную доказательную базу стала одной из сложностей при расследовании.
В частности, в помещении тендерного отдела завода:
Необходимость изучить обширную доказательную базу стала одной из сложностей при расследовании
Кроме того, УФАС нашло:
УФАС установило доказательства сговора участников закупки и координации их действий производителем медизделий на всех этапах участия в госзакупках, в том числе:
Сговор охватил порядка 7000 закупок по всей территории РФ: в Москве, Саратове, Перми, Республике Ингушетия, Ставропольском крае и др.
В августе 2021 г. Ингушское УФАС России признало, что хозсубъекты, заключив антиконкурентное соглашение, которое привело или могло привести к поддержанию цен на торгах, нарушили п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции.
МПК «Елец» признана нарушившей ч. 5 ст. 11 Закона путем координации экономической деятельности участников картеля. Таким образом компания добивалась реализации своего товара на более выгодных условиях, открывала для себя доступ к закупкам, при проведении которых заказчиками установлены ограничения для участников, не относящихся к субъектам малого предпринимательства (ст. 30 Закона № 44-ФЗ), а также исключала возможность внесения сведений о ней в Реестр недобросовестных поставщиков.
В октябре 2021 г. УФАС вынесло постановление о наложении на МПК «Елец» штрафа в 3 млн руб. «МедСпб» оштрафован на сумму свыше 1,2 млн руб., «Прайм» – более 140 тыс. руб. Трудности вызвало уведомление сторон о санкциях: до некоторых участников дела письма не доходят, поскольку их фактические адреса не совпадают с официально указанными.
Стороны дела активно оспаривают решение УФАС. Изначально они отрицали свое участие в нарушениях, но под натиском доказательств признали факт нарушений, отметив, что такое поведение – это вынужденная мера, связанная с несовершенством закона.
В марте 2022 г. Арбитражный суд Республики Ингушетия подтвердил факт координации действий МПК «Елец» и снизил размер штрафа до 2 млн руб. с учетом смягчающих обстоятельств: совершение правонарушения впервые, оказание содействия административному органу, прекращение правонарушения до вмешательства госоргана и др. (Постановление от 03.03.2022 по делу № А18-5579/2021).
Завод в иске не согласился с нарушением ч. 5 ст. 11 Закона о защите конкуренции, сославшись на то, что законодатель не представил регулятору дельты в виде «привело или могло привести». Как считает МПК «Елец», в отличие от п. 2 ч. 1 ст. 11, при привлечении по ч. 5 той же статьи антимонопольный орган должен четко установить факт поддержания цен на торгах, где осуществлялась неправомерная координация экономической деятельности.
Однако суд первой инстанции подчеркнул, что п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона признает картелем и запрещает соглашения между конкурентами, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах. В свою очередь, ч. 5 той же статьи устанавливает, что физическим лицам, коммерческим и некоммерческим организациям запрещено осуществлять координацию экономической деятельности хозсубъектов, если такая координация приводит к любому из последствий, указанных в ч. 1–3. Другими словами, такие действия приводят к последствиям, названным в п. 2 ч. 1 ст. 11, а в соответствующем пункте указано на наступление либо возможность наступления таких последствий.
Для информации
ФАС России передала материалы этого дела правоохранителям для рассмотрения вопроса о возбуждении разбирательства по ст. 178 «Ограничение конкуренции» УК РФ.
Ингушское УФАС России раскрыло самый крупный в РФ картель по количеству охваченных закупок. Это дело не только было масштабным и потребовало большого объема работы, но и помогло управлению извлечь уроки, как вести расследование картеля: это и опыт выездных проверок, и составление доказательной базы, и новые методы доказывания в суде.
Цифра недели
31
мероприятие выполнено за три года реализации Нацплана развития конкуренции