О журнале Экспертный совет Архив Авторам Контакты
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00





Читать    Подписаться
Новости

Союз мукомольных и крупяных предприятий оштрафован за непредставление информации ФАС России в период пандемии
29 октября 2020 г.

Возбуждено первое дело о сговоре по ценам на бензин в Хабаровске
29 октября 2020 г.

Предлагается обязать госкомпании обосновывать начальные (максимальные) цены договоров при осуществлении закупок
29 октября 2020 г.

В госзакупках лекарств предлагается ввести конфиденциальные переговоры уполномоченных федеральных ведомств с иностранными производителями
29 октября 2020 г.

Ульяновская компания оштрафована на 640 тыс. руб. за сговор на торгах
29 октября 2020 г.

Суд: «Ростелекому» создали преимущественные условия на торгах в Челябинске
29 октября 2020 г.

ФАС России расследует подозрения в ценовом сговоре и попытке создания дефицита на рынке сахара
29 октября 2020 г.

Состоялся совместный семинар ФАС России и Регионального центра по конкуренции ОЭСР
29 октября 2020 г.

Еще      Все новости
 Самое читаемое

Ценовые предписания ФАС России и управление издержками и рисками компаний
Количество просмотров 19712
Антимонопольное регулирование США и Европы: проблемы сближения
Количество просмотров 16559
Сравнительная реклама в российском законодательстве
Количество просмотров 16484
Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 37453
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 18824
 Обзоры

 Анонcы

6-я практическая конференция «Управление юридическими рисками: статус 2020»
12–13 ноября 2020 г. пройдет 6-я практическая конференция «Управление юридическими рисками: статус 2020». Организатор – компания «Диалог Менеджмент Партнерс».
Полный текст



Главная /  КОНКУРЕНЦИЯ И ПРАВО № 5, 2020 (сентябрь-октябрь)
КОНКУРЕНЦИЯ И ПРАВО № 5, 2020 (сентябрь-октябрь)

СЛОВО ГЛАВНОГО ЭКСПЕРТА

Паритету цен – нет

Онлайн-торговля захватывает все новые рынки и отрасли. И хотя существующее законодательное регулирование не всегда готово к новым моделям коммерческих взаимоотношений, антимонопольный орган стремится своевременно выявлять и пресекать нарушения, в том числе в интернет-продажах. Прежде всего это касается деятельности цифровых платформ-агрегаторов, которые, если нет жестких ограничений, могут создавать дополнительные преграды для бизнеса, диктовать условия сотрудничества для контрагентов и оказывать давление на потребителей. Барьеры выстраиваются, например, при помощи паритета цен. Главный эксперт журнала «Конкуренция и право» Елена Соколовская рассматривает подходы к правовой оценке такой ограничительной практики в РФ и Евросоюзе.

 

ТЕМА НОМЕРА

ОНЛАЙН-ТОРГОВЛЯ

Картели с онлайн-уклоном

Бурное развитие электронной коммерции требует более пристального, чем прежде, внимания антимонопольного органа. Начальник Управления по борьбе с картелями ФАС России Андрей Петрович Тенишев – о том, какие недобросовестные практики стали поводом для расследования и какой набор инструментов помогает ведомству их выявлять и доказывать.

О подходах к определению границ рынков с платформами

В последнее десятилетие под влиянием цифровых технологий изменились не только бизнес-модели традиционных игроков рынка, но и способы взаимодействия компаний. Во многих отраслях появились новые участники – платформы, а также новые рынки – многосторонние. Экономистам термин «платформа» давно знаком. Но каким образом специалистам в области права усвоить набор знаний, накопленных в смежной дисциплинарной области и необходимых для формирования сбалансированного законодательства и правоприменения? Сделать шаг в решении этой задачи предлагают заведующий кафедрой конкурентной и промышленной политики экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, директор Центра исследований конкуренции и экономического регулирования РАНХиГС при Президенте РФ, доктор экономических наук, профессор Андрей Шаститко и ассистент кафедры конкурентной и промышленной политики экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, младший научный сотрудник Центра исследований конкуренции и экономического регулирования РАНХиГС при Президенте РФ, главный эксперт Института конкурентной политики и регулирования рынков НИУ ВШЭ Ольга Маркова.

Эксперты: цифровым рынкам нужно адаптированное антимонопольное регулирование

30 сентября 2020 г. Аналитический центр при Правительстве РФ провел видеоконференцию «Цифровые рынки: обеспечение конкуренции при сохранении возможности для развития». Площадка собрала представителей всех заинтересованных сторон: ФАС России, бизнеса и науки. В чем заключается особенность анализа рынков с платформами и каким образом нужно менять его методологию? Какие преимущества и недостатки порождает монопольный доступ игроков этих рынков к большим данным? И по какой траектории должна развиваться конкурентная политика в отношении «цифры»? По многим вопросам дискуссия продолжается, но в одном участники встречи единодушны: цифровизация требует спецификации.

 

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

Из нового выпуска рубрики «Цифры и факты» вы узнаете, что изменилось в новой версии пятого антимонопольного пакета, как пандемия повлияла на сферу госзакупок и какие решения по параллельному импорту вынесла ФАС России.

 

ДЕЛОВЫЕ ВСТРЕЧИ

Об интеллектуальном антимонопольном регулировании, арсенале профилактических мер и точке невозврата в кейсах по цифровым рынкам

25 августа 2020 г. прошла очередная встреча под эгидой Объединения корпоративных юристов из цикла «Диалог с властью». В этот раз ФАС России и ОКЮР обсудили ключевые тенденции антимонопольного регулирования, в том числе на цифровых рынках. Мы выбрали главные тезисы экспертов. Подробный репортаж можно прочесть здесь.

 

МАСТЕР-КЛАСС

Стандарт ISO 19600. Чем полезен и как использовать при внедрении антимонопольного комплаенса

Внедрить в компании качественную и эффективно работающую систему предупреждения антимонопольных рисков поможет международный стандарт ISO 19600. Он охватывает все необходимые и достаточные элементы комплаенс-программ в тех областях деятельности организации, где следует обеспечить соответствие требованиям закона и добровольно взятым на себя повышенным обязательствам по этичному ведению бизнеса. Рассмотрим, как применить положения и общие принципы этого документа в России и какие преимущества дает сертификация соответствия ему. Магистр права, LL.M, эксперт по комплаенсу Юлия Глубокая и партнер, руководитель антимонопольной практики «Пепеляев Групп» Елена Соколовская взяли для примера наиболее распространенные нарушения: злоупотребление доминирующим положением, вовлечение в картельный сговор и недобросовестную конкуренцию.

 

ПРАВОВЫЕ ПОЗИЦИИ

Запрет на ценовое сжатие. Практика ЕС

Среди антимонопольных нарушений, которые допускают доминирующие хозсубъекты, есть так называемое ценовое вытеснение или сжатие. Оно заключается в том, что вертикально интегрированные компании устанавливают для своих «дочек» цены на товары или услуги ниже, чем для участников смежных рынков. В России пока нет устойчивого правоприменения в отношении запрета на ценовое сжатие. Хотя регулятор уже признал необходимость изучения этого института и закрепления его в законодательстве. В Евросоюзе и на уровне ОЭСР подобные действия караются крупными штрафами и накоплена большая положительная судебная практика по такой категории дел. Зарубежный опыт, который поможет сформировать подходы по вопросу недопустимости ценового сжатия в РФ, изучают:

  • директор юридического департамента ОАО «МТТ» Варвара Фролова;
  • ведущий юрисконсульт ОАО «МТТ» Юрий Апухтин;
  • советник генерального директора ОАО «МТТ», кандидат экономических наук Евгений Чечельницкий.

Ответственность за дискриминацию поставщиков торговыми сетями: позиции судов

Проблема дискриминации в работе торговых сетей с поставщиками не новая: запрет на создание неравных условий был законодательно закреплен еще в 2009 г. С тех пор норма обросла разными толкованиями и правоприменительной практикой. Заместитель генерального директора ООО «СПАР-Калининград» по правовым вопросам Алексей Елаев разбирается, в чем именно выражается дискриминация, за какие действия торговых сетей наступает административная ответственность и в каких случаях суды отменяют решения антимонопольных органов.

 

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Почему количественных и качественных условий недостаточно для признания коллективного доминирования

ФАС России для определения коллективного доминирующего положения использует подход, основанный на установлении количественных и качественных условий существования (характеристик) товарного рынка. При этом регулятор не учитывает общие нормы конкурентного законодательства о доминировании, а также индивидуальное и субъективное поведение всех и каждого из участников «коллектива». Наконец, не объясняется с экономической точки зрения возникновение у них рыночной силы. Доцент кафедры антимонопольного регулирования МГОУ, кандидат экономических наук Игорь Башлаков-Николаев рассказывает об изъянах предложенной позиции и их причинах.

Торги по продаже имущества должников. Проблемы антимонопольного регулирования

По законодательству в сфере исполнительного производства и процедуры банкротства имущество должников реализуется на конкурентных началах – путем проведения торгов. Это дает возможность участвовать любым заинтересованным лицам и позволяет благодаря повышению цены наиболее полно удовлетворять требования кредиторов. Однако недобросовестные организаторы торгов и конкурсные управляющие, чтобы получить личную выгоду, могут манипулировать процессом, пользуясь несовершенством законов, отсутствием единого порядка и процедуры проведения аукциона. Заместитель руководителя Татарстанского УФАС России Алмаз Яфизов рассуждает о том, почему так происходит и можно ли устранить эту проблему.

 

ПРАКТИКА УФАС

10 вопросов руководителю Самарского УФАС России

Глава Самарского УФАС России Леонид Львович Пак рассказывает о резонансных антикартельных расследованиях в регионе, в том числе с уголовным элементом, а также о том, как изменилась работа ведомства из-за пандемии и почему нужны разъяснения Верховного Суда РФ об объеме доказательств в делах об антиконкурентных соглашениях участников торгов.

 

СУДЕБНЫЙ НАВИГАТОР

Кто ответит за нарушение закона на торгах, если заказчик привлек к их проведению организатора? Если в заявлении нет доказательств нарушения, должен ли регулятор оценить наличие признаков такого нарушения? Какие именно полномочия даны антимонопольному органу при рассмотрении жалоб на торги? Ответы судов на эти вопросы изучает юрист санкт-петербургской корпоративной практики «Пепеляев Групп» Елена Рыбальченко.






№ 4, 2020 (июль-август)

 Опрос

Какие законодательные шаги необходимо предпринять в первую очередь для эффективного развития конкуренции на уровне ЕАЭС?

  
  
  
  
  
      





 



При любом использовании материалов сайта www.cljournal.ru указание на источник и гиперссылка обязательны.