Анна Симаченко,
юрист антимонопольной практики «Пепеляев Групп»
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 22.08.2023 по делу № А62-8677/2022 (решение в пользу предпринимателя)
Участники дела
ПАО «Промсвязьбанк» против Смоленского УФАС России
Резюме эксперта
Суды трех инстанций не усмотрели вины в действиях Банка, направившего на электронную почту физлица рекламное сообщение без его согласия на получение рекламы.
Суды отметили, что направление спорной рекламы возникло по причине представления клиентами недостоверных адресов электронной почты. При этом законодательство не устанавливает обязанности Банка проверять представленную физлицами информацию о принадлежности электронных адресов: эти сведения относятся к персональным данным.
Обстоятельства дела
УФАС привлекло Банк к ответственности по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 тыс. руб. за направление рекламы на электронную почту клиента без его согласия.
Банк делал рассылку по адресам, указанным клиентами в договорах с банком, в которых было также выражено согласие на получение рекламы.
Кредитная организация обжаловала штраф в суде.
Первая инстанция и апелляция встали на сторону Банка.
Антимонопольный орган подал кассационную жалобу.
Решение касации и его обоснование
Суд округа поддержал выводы нижестоящих судов:
Подана кассационная жалоба в ВС РФ.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.08.2023 по делу № А56-117461/2022 (решение в пользу предпринимателя)
Участники дела
ОАО «Пятигорский завод «Импульс» против Санкт-Петербургского УФАС России
Резюме эксперта
Суды трех инстанций вновь сошлись в едином мнении: жалоба в электронной форме без электронной цифровой подписи (ЭЦП), направленная в антимонопольный орган в соответствии со ст. 18.1 Закона о защите, считается подписанной заявителем при наличии на ней подписи представителя и доверенности.
Отметим, что антимонопольный орган до сих пор придерживается противоположного подхода и возвращает жалобы без ЭЦП заявителям со ссылкой на ч. 9 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, что затрудняет своевременную защиту их прав и законных интересов.
Обстоятельства дела
Завод обратился в УФАС с жалобой на необоснованное отклонение организатором торгов заявки на участие в конкурсе.
Антимонопольный орган оставил жалобу без рассмотрения, сославшись на п. 2 ч. 9 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, так как документ не сопровождался ЭЦП заявителя или представителя.
Данное решение было обжаловано в суде.
Суды двух инстанций удовлетворили требования заявителя и признали действия УФАС незаконными.
Антимонопольный орган подал кассационную жалобу.
Решение кассации и его обоснование
Кассация, оставляя в силе решения нижестоящих инстанций, разъяснила:
Читайте также
Симаченко А. Как обжаловать действия заказчика в административном порядке;
Воложанинова Ю., Винокурова У. Обжалование ненормативного антимонопольного акта. Какие доказательства помогут в суде.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 03.08.2023 по делу № А40-238816/2022 (решение в пользу антимонопольного органа)
Участники дела
Государственное казенное учреждение г. Москвы «Организатор перевозок» против Московского УФАС России
Резюме эксперта
Кассация не поддержала позицию нижестоящих судов, напомнив, что уклонение от заключения госконтракта необязательно должно быть намеренным применительно к внесению такого участника в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).
При этом суд справедливо отметил, что техническая ошибка сотрудника не может расцениваться в качестве форс-мажорного обстоятельства, не позволившего подписать контракт. Направление заказчику денежных средств для обеспечения исполнения контракта по истечении предельного срока также говорит о недобросовестном поведении «уклониста».
Обстоятельства дела
Учреждение (Заказчик) обратилось в УФАС для включения сведений в РНП о компании-победителе закупок, которая в установленный срок не разместила на электронной площадке подписанный контракт и документ, подтверждающий обеспечение исполнения контракта.
Управление отказало во включении сведений в РНП.
Учреждение оспорило это решение в суде.
Признавая законным решение УФАС, первая и апелляционная инстанции указали на отсутствие оснований для вывода о недобросовестности поставщика:
Решение кассации и его обоснование
Кассация отменила принятые по делу судебные акты, разъяснив несколько моментов.
1. Как указано в п. 41 Обзора судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Постановлением Президиума ВС РФ от 28.06.2017, нарушение обязательств участником закупки при отсутствии намерения уклониться от заключения контракта и принятии мер для его заключения не может стать основанием для включения сведений о таком лице в РНП. То есть участник закупки должен не только иметь намерение заключить контракт, но и предпринять необходимые для этого меры.
2. Уклонение от заключения контракта как основание для включения в РНП может случиться не только при совершении умышленных действий/бездействия, но и когда участник по небрежности не совершает необходимых мер, направленных на соблюдение соответствующих норм и правил, не обеспечивает заключение контракта.
3. В данном случае, победив в аукционе, общество в течение предусмотренного законом срока не подписало проект контракта и не представило обеспечение исполнения.
4. Техническая ошибка сотрудника касается вопросов организации работы общества, надлежащего контроля, а не форс-мажорных обстоятельств, которые объективно препятствовали заключению контракта. Общество по небрежности не обеспечило совершение необходимых действий без объективных причин.
5. Наличие или отсутствие товара в необходимом объеме не могло объяснять, почему общество не подписало проект контракта и не представило обеспечение. Перечисление Заказчику денежных средств по истечении предельного срока предоставления обеспечения не могло привести к заключению контракта в силу закона и не опровергает довод о небрежности общества при заключении контракта.
Читайте также
Симаченко А. Как добросовестному поставщику избежать попадания в РНП.
Главная цифра
17.3
Такая статья об унификации имущественных торгов может появиться в Законе о защите конкуренции