О журнале Экспертный совет Архив Авторам Контакты
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00





Читать    Подписаться
Новости

Еврокомиссия оштрафовала гостиничную группу Meliá на 6,6 млн евро за дискриминацию клиентов
21 февраля 2020 г.

В Госдуме высказались против инициативы ФАС России о распределении прав на вылов на аукционах
21 февраля 2020 г.

Суд подтвердил участие «Ростелекома» в картеле
21 февраля 2020 г.

Апелляция: штрафы для «Райффайзенбанка» за нарушение Закона о рекламе законны
21 февраля 2020 г.

Апелляция заменила оборотный штраф минимальным для Приморского торгового порта за ограничение конкуренции на рынке буксирных услуг
21 февраля 2020 г.

Рабочая группа регуляторной гильотины по конкуренции не поддержала концепцию ФАС России по обновлению антимонопольного регулирования
21 февраля 2020 г.

Минпромторг России согласовывает с ведомствами запрет на госзакупки иностранной мебели
21 февраля 2020 г.

В Госдуму внесен законопроект о запрете взимать комиссии с граждан при оплате услуг ЖКХ
21 февраля 2020 г.

Еще      Все новости
 Самое читаемое

Ценовые предписания ФАС России и управление издержками и рисками компаний
Количество просмотров 18340
Сравнительная реклама в российском законодательстве
Количество просмотров 14327
Антимонопольное регулирование США и Европы: проблемы сближения
Количество просмотров 14274
Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 26211
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 17011
 Обзоры




Главная /  Главные сюжеты /  ФАС выходит на ближний бой с картелями
ФАС выходит на ближний бой с картелями


Елена Соколовская,
главный эксперт журнала «Конкуренция и право»

Опубликовано в журнале «Конкуренция и право» № 1, 2020 г.

Антимонопольное ведомство на уровне не только закона, но и методологии начало контрнаступление на антиконкурентные соглашения, которые все больше проникают в стратегические, жизненно важные сферы деятельности государства и наносят огромный ущерб экономике страны.
Помимо масштабного пакета поправок в антимонопольное, уголовное и административное законодательство, который в конце 2019 г. был внесен в Госдуму, ФАС России подготовила методические рекомендации
– практическое пособие для правоохранительных органов по тактике проведения следственных действий в рамках картельных дел.

Разработанные ведомством поправки должны привести размер санкций за заключение картельных соглашений и участие в них в соответствие со степенью их общественной опасности. Кроме того, будет унифицирован понятийный аппарат статей КоАП РФ, УК РФ и Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

У представителей бизнес-сообщества наибольший резонанс вызвали планируемые изменения в уголовно-правовой сфере.

Прежде всего, антикартельный пакет вносит коррективы в объективную сторону ч. 1 ст. 178 УК РФ. Из этой статьи предлагается убрать необходимость доказывания правоохранительными органами наличия негативных последствий в виде ограничения конкуренции, поскольку по Закону о защите конкуренции картели запрещены per se. Устанавливаться будет только факт наличия картеля.

По статистике наибольшее число противоправных соглашений заключается на торгах, поэтому предлагается криминализировать такое деяние путем добавления нового квалифицированного состава преступления в ст. 178 УК РФ с повышенной уголовной ответственностью. Эта норма будет распространяться лишь на обязательные по закону торги, а не на нарушения на частных торгах.

Помимо этого, в ст. 178 УК РФ введут отдельный квалифицированный состав для топ-менеджеров компаний, в отношении которых предусмотрено применение более суровых санкций. В их число войдут единоличный исполнительный орган, член совета директоров и иных коллегиальных органов, владелец более 50% голосующих акций (долей).

Пакет поправок предлагает повысить пороговые значения:планируется увеличить в два раза размеры крупного и особо крупного дохода и ущерба от картельного сговора, наличие которых необходимо для квалификации деяния по ст. 178 УК РФ.

Новые полномочия получит ФАС России. Сотрудники ведомства смогут изымать (осуществлять выемку) документов и предметов при проведении внеплановых выездных проверок, предметом которых является проверка соблюдения требования о запрете заключения недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством соглашения, в том числе при проведении торгов, между участниками торгов или между организаторами торгов (заказчиками) и участниками. Регулятору также будет предоставлено право доступа к персональным данным и сведениям об абонентах услуг связи, право получать материалы оперативно-разыскной деятельности. Фактически возможности ФАС России по сбору необходимых доказательств и наиболее эффективному доказыванию, в первую очередь картелей, станут шире.

Кроме пакета законопроектов еще одним новшеством в регулировании деятельности по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений, связанных с ограничением конкуренции (ст. 178 УК РФ), стали Методические рекомендации по взаимодействию антимонопольной службы с заинтересованными правоохранительными органами (утверждены Приказом ФАС России от 08.08.2019 № 1073/19). Ведомство дало рекомендации и даже обязательные указания следователям, в том числе по проведению следственных действий, а также среди прочего правоохранительным органам по тактике проведения и содержанию допросов, порядку и особенностям осмотра вещественных доказательств и т. п.

Но возникает несколько вопросов.

> Входит ли в компетенцию ФАС России принятие подобных рекомендаций по применению норм УК РФ и УПК РФ?

> Следователи должны воспринимать подобный документ как рекомендацию или как руководство к действию?

> Кто фактически будет играть лидирующую роль в уголовном процессе по ст. 178 УК РФ: правоохранительные органы или специалисты антимонопольного органа?

Журнал «Конкуренция и право» будет следить за тем, по какому пути пойдет правоприменительная практика, и еще не раз вернется к ее обсуждению.


Антикартельный пакет

В пакет, который ФАС России разрабатывала по поручению Президента РФ более двух лет, входят законопроекты:

  • № 848392-7 «О внесении изменений в Федеральный закон „О защите конкуренции“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения эффективности выявления и пресечения ограничивающих конкуренцию соглашений и согласованных действий»;
  • № 848246-7 «О внесении изменений в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»;
  • № 848369-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

03 февраля 2020 г.

Оставить комментарий


Внимание! Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.











№ 6, 2019 (ноябрь-декабрь)

 Опрос

Какие законодательные шаги необходимо предпринять в первую очередь для эффективного развития конкуренции на уровне ЕАЭС?