О журнале Экспертный совет Архив Авторам Контакты
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00





Читать    Подписаться
Новости

Опубликован набор открытых данных о Национальном плане развития конкуренции в РФ на 2018–2020 гг.
04 апреля 2020 г.

Минфин, МЧС и ФАС России разъяснили вопросы проведения госзакупок в условиях распространения коронавируса
04 апреля 2020 г.

ФАС России переводит контроль в сфере закупок в онлайн-режим
03 апреля 2020 г.

В праве ЕАЭС появятся дополнительные инструменты «мягкого регулирования» трансграничных рынков
03 апреля 2020 г.

ОАО «РЖД» оштрафовано за нарушение Правил техприсоединения
03 апреля 2020 г.

ФАС России: заявка участника закупки по строительству автодороги «Байкал» отклонена неправомерно
03 апреля 2020 г.

Крупнейшие сети магазинов вернули штрафы для поставщиков
03 апреля 2020 г.

Совет ЕЭК изучит отчет о состоянии конкуренции на трансграничных рынках за 2019 г.
03 апреля 2020 г.

Еще      Все новости
 Самое читаемое

Ценовые предписания ФАС России и управление издержками и рисками компаний
Количество просмотров 18505
Антимонопольное регулирование США и Европы: проблемы сближения
Количество просмотров 14644
Сравнительная реклама в российском законодательстве
Количество просмотров 14559
Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 28435
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 17316
 Обзоры

 Анонcы

Специальный Петербургский международный юридический форум 9½ «Законы коронавируса»
10–12 апреля 2020 г. в онлайн-формате пройдет специальный Петербургский международный юридический форум 9½ «Законы коронавируса» (LF 9½: Rule of Corona).
Полный текст
XVI Юридический форум России
25–26 июня 2020 г. состоится XVI Юридический форум России. Организатор – газета «Ведомости».
Полный текст



Главная /  КОНКУРЕНЦИЯ И ПРАВО № 1, 2020 (январь-февраль)
КОНКУРЕНЦИЯ И ПРАВО № 1, 2020 (январь-февраль)

СЛОВО ГЛАВНОГО ЭКСПЕРТА

ФАС выходит на ближний бой с картелями

Антимонопольное ведомство на уровне не только закона, но и методологии начало контрнаступление на антиконкурентные соглашения, которые все больше проникают в стратегические, жизненно важные сферы деятельности государства и наносят огромный ущерб экономике страны. Помимо масштабного пакета поправок в антимонопольное, уголовное и административное законодательство, который в конце 2019 г. был внесен в Госдуму, ФАС России подготовила методические рекомендации – практическое пособие для правоохранительных органов по тактике проведения следственных действий в рамках картельных дел. Детали этих инициатив изучает главный эксперт журнала «Конкуренция и право» Елена Соколовская.

   

ТЕМА НОМЕРА

ОПЕРАЦИЯ «АНТИКАРТЕЛЬ»

«Мы обобщили лучший опыт многолетней борьбы с картелями»

Градус обсуждения антикартельного пакета накануне его рассмотрения Госдумой повышается. Заведующий кафедрой конкурентного права Института права и национальной безопасности имени М.М. Сперанского РАНХиГС при Президенте РФ, кандидат юридических наук, начальник Управления по борьбе с картелями ФАС России Андрей Петрович Тенишев прокомментировал нашему журналу наиболее дискуссионные вопросы. Он рассказал, как ведомство планирует применять новые полномочия по выемке и оборотный штраф за воспрепятствование проверкам, почему нужно обязательное заключение антимонопольного органа при расследовании уголовных дел об ограничивающих конкуренцию соглашениях и какие шаги предпринимаются для скоординированной работы с правоохранителями.

Уголовный закон на страже добросовестной конкуренции

2019 г. стал прорывным в сфере уголовно-правовой охраны конкуренции. Возросла эффективность взаимодействия правоохранительных и антимонопольного органов по выявлению и пресечению картелей, появились первые приговоры по делам об антиконкурентных соглашениях и в целом увеличилось число дел по уголовно-правовым нормам, предусматривающим ответственность за преступления, связанные с нарушением антимонопольного законодательства. А еще не решенные проблемы применения ст. 178 УК РФ должен снять разработанный ФАС России законопроект, уверен заместитель начальника Управления по борьбе с картелями ФАС России, доцент кафедры конкурентного права РАНХиГС при Президенте РФ, кандидат юридических наук Антон Тесленко.

Уголовно-правовые меры против незаконного использования аукционных роботов

Начался новый этап развития высокотехнологичной преступности. Сегодня атакуют не отдельные компьютеры или сети, а технологии автоматизации инфраструктуры экономики. В том числе электронные платформы, на которых проводятся аукционы. Недобросовестные участники торгов, используя аукционных роботов в своих целях, реализуют незаконные схемы. Чтобы противостоять таким преступлениям, нужны не только более современные методы расследования и реагирования правоохранительных и антимонопольных органов, но и обновленные уголовно-правовые нормы. Об этом читайте в материале заместителя начальника Управления экспертизы результатов мероприятий по информатизации Департамента экспертиз ФГБУ «Центр экспертизы и координации информатизации» Минкомсвязи России, доцента кафедры юриспруденции, интеллектуальной собственности и судебной экспертизы МГТУ им. Н.Э. Баумана, кандидата юридических наук Алексея Яковлева.

 

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

В новом выпуске рубрики «Цифры и факты» рассказано о том, каких программ и устройств коснутся нормы о предустановке российских приложений и стала ли ФАС России в 2019 г. реже проверять соблюдение участниками госзакупок Закона № 44-ФЗ.

 

В ФОКУСЕ

Перерегистрация цен на ЖНВЛП. Сценарий для фармрынка

В июне 2019 г. вступили в силу поправки в Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств». Они касаются государственного регулирования цен на лекарства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. Производителям предписано в определенных случаях перерегистрировать предельные отпускные цены до меньшего уровня. Юрист антимонопольной практики «Пепеляев Групп» Валерия Сандуковская рассказывает, как работает новая модель регулирования и каковы возможные последствия ее внедрения для фармацевтической отрасли.

Антимонопольные изменения в законодательстве Республики Казахстан

В Предпринимательский кодекс Республики Казахстан внесены поправки, меняющие антимонопольное регулирование. Они касаются комплаенса в компаниях, запретов на антиконкурентные соглашения, доказывания допустимости согласованных действий, расследования нарушений антимонопольного законодательства и трехлетнего моратория на проверки малого бизнеса. Партнер адвокатской конторы «Саят Жолши и Партнеры» Амир Бегдесенов разъясняет, в чем суть внесенных изменений и какие вопросы остаются открытыми.

   

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Антимонопольный комплаенс: условия эффективности и альтернативные решения

Российское законодательство в сфере защиты конкуренции наполнено оценочными категориями, подлежащими истолкованию в каждом акте правоприменения. Это стимулирует компании создавать систему комплаенса. Но ее внедрение осложнено тем, что для ключевых институтов, например перечня антимонопольных нарушений, характерна неопределенность. Полагаем, формировать и вводить механизмы комплаенса необходимо во взаимосвязи с решением системных вопросов и кодификацией конкурентного права. А пока этого не произошло, целесообразно расширить действие института предупреждений, полагает доцент МГОУ, кандидат экономических наук, член Ассоциации антимонопольных экспертов Игорь Башлаков-Николаев.

Своей позицией по теме делится также старший юрист антимонопольной практики «Пепеляев Групп» Ольга Протченко.

Убытки от недобросовестной конкуренции: средства защиты

В ситуациях, когда предприниматель понес убытки в результате заключения антиконкурентного соглашения, к нарушителю применяются меры ответственности. Какова природа такой ответственности и когда возможно ее ограничение? Какие средства правовой защиты доступны пострадавшей стороне? Ответы, которые предлагает законодательство о конкуренции, подчас нуждаются в уточнении. В то же время практикующие юристы регулярно сталкиваются с подобными случаями. Найти решение можно, исходя из антимонопольного права во взаимосвязи с гражданским, считают управляющий партнер «Попов Юридические Услуги» Дмитрий Попов и специалист отдела недвижимости ООО «АББ» Александра Вагина.

 

ПРАКТИКА УФАС

10 вопросов руководителю Воронежского УФАС России

Продолжаем серию интервью с главами региональных управлений антимонопольного ведомства. На этот раз в центре внимания Воронежское УФАС России. Его руководитель Денис Юрьевич Чушкин рассказывает о самых ярких делах 2019 г., о том, как снизить число антиконкурентных нарушений органов власти и почему нужно ужесточить требования к процедуре проведения торгов по закону, регулирующему закупки юридическими лицами.

 

СУДЕБНЫЙ НАВИГАТОР

Суды разъяснили, правомерно ли требовать от участников закупки подтвердить деловую репутацию сертификатами, когда антимонопольный орган вправе подать иск о понуждении исполнить предписание и законно ли требование регулятора перечислить в бюджет часть предполагаемого, а не полученного в результате нарушения дохода. Подробнее – в новом обзоре судебной практики по антимонопольным спорам, который подготовила юрист санкт-петербургской корпоративной практики «Пепеляев Групп» Елена Рыбальченко.

 

 






№ 6, 2019 (ноябрь-декабрь)

 Опрос

Какие законодательные шаги необходимо предпринять в первую очередь для эффективного развития конкуренции на уровне ЕАЭС?