Пятница, 7 февраля 2025 г.
Пролистать
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00
Главная /  Аналитика /  В России заработала система учета интернет-рекламы
В России заработала система учета интернет-рекламы

31 октября 2022 г. завершен переходный период внедрения в РФ системы учета интернет-рекламы. Теперь участники рынка обязаны предоставлять в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР) информацию об интернет-рекламе, направленной на привлечение внимания потребителей рекламы, находящихся на территории РФ, получать для каждого такого материала идентификатор, маркировать пометкой «реклама». Рассмотрим новые обязанности участников этого рынка.

 

Участники рынка интернет-рекламы

К участникам рынка интернет-рекламы относятся следующие четыре категории лиц.

1. Рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (п. 5 ст. 3 Закона о рекламе).

2. Рекламораспространитель – лицо, распространяющее рекламу любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (п. 7 ст. 3 Закона о рекламе).

Рекламораспространителями могут быть, например, владельцы социальных сетей, аудиовизуальных сервисов, новостных агрегаторов, организаторы распространения информации в Интернете, включая организаторов сервисов обмена мгновенными сообщениями, операторы поисковых систем.

3. Оператор рекламной системы – лицо, обеспечивающее функционирование рекламной системы (п. 14 ст. 3 Закона о рекламе).

К рекламным системам относятся, например, Яндекс.Директ и Google Реклама. Как правило, такие системы предоставляют рекламодателям и рекламным агентствам возможность размещать в Интернете рекламу в форме баннеров, текстового или текстово-графического блока, видеороликов, аудиозаписи, аудио- и (или) видеотрансляции в прямом эфире.

Реклама, размещаемая при помощи этой системы, может быть следующих видов:

  • контекстная реклама, показ которой осуществляется при условии соответствия тематики (контекста) рекламы интересам пользователя, которому она показывается;
  • поисковая реклама, показ которой осуществляется при условии наличия в поисковом запросе пользователя слова или словосочетания, которые рекламодатель или рекламное агентство указали в качестве основания для показа такой рекламы.

4. Рекламное агентство может выступать посредником между другими участниками рынка интернет-рекламы.

Позиция Роскомнадзора. Для целей учета интернет-рекламы в ЕРИР рекламное агентство в зависимости от особенностей деятельности может быть квалифицировано в качестве рекламодателя или рекламораспространителя (АРИР. РКН разъясняет порядок учета интернет-рекламы. С. 36).

Состав и последовательность взаимодействия участников цепочки распространения интернет-рекламы могут быть различными, например: рекламодатель – рекламное агентство – оператор рекламной системы – рекламораспространитель.

 

Обязанности участников рынка по учету интернет-рекламы

1 сентября 2022 г. вступили в силу изменения в Закон о рекламе в части внедрения системы учета интернет-рекламы (Федеральный закон от 02.07.2021 № 347-ФЗ). На участников рынка интернет-рекламы возложены три следующих обязанности.

 

Предоставление в ЕРИР информации о размещенной интернет-рекламе

Оператором ЕРИР является Роскомнадзор. Информация предоставляется в ЕРИР через уполномоченные Роскомнадзором организации – операторов рекламных данных (ОРД).

ОРД – это российские юридические лица, которые обладают исключительным правом или имеют право использования в отношении программного обеспечения, предназначенного для установления факта распространения интернет-рекламы. ОРД уполномочены осуществлять учет интернет-рекламы, а также предоставлять информацию о ней в Роскомнадзор. Для отбора ОРД создается комиссия при Роскомнадзоре.

Согласно Реестру операторов рекламных данных к ОРД относятся семь компаний:

  • ООО «Яндекс Оператор рекламных данных» (ord.yandex.ru);
  • ООО «ОЗОН ОРД» (ord.ozon.ru);
  • ООО «ОРД-А» (ord-a.ru);
  • ООО «Лаборатория разработки» (ord-lab.ru);
  • ООО «Первый ОРД» (1ord.ru);
  • ООО «ВК Рекламные технологии» (ord.vk.com);
  • ООО «МедиаСкаут» (mediascout.ru).

До начала распространения интернет-рекламы рекламодатель, рекламораспространитель, рекламное агентство, оператор рекламной системы обязаны зарегистрировать личный кабинет на сайте ОРД. После этого каждый участник цепочки распространения рекламы обязан указать информацию о договорах, заключенных с другими участниками, включая стороны, предмет договора, дату заключения и др.

В течение месяца, следующего за календарным месяцем, в котором осуществлено распространение интернет-рекламы, в личном кабинете ОРД участники цепочки ее распространения регистрируют информацию об исполнении договоров, включая сведения о дате и номере акта (актов) сдачи-приемки оказанных услуг, стоимости и объеме оказанных услуг и др.

Информация о договорах и актах должна быть зарегистрирована в личном кабинете на сайте ОРД в отношении всех участников цепочки распространения интернет-рекламы.

Позиция Роскомнадзора. Каждый участник самостоятельно регистрирует такую информацию (АРИР. РКН разъясняет порядок учета интернет-рекламы. С. 26). Вместе с тем рекламодатель, обладающий исключительным правом на товарный знак (объект рекламирования) и (или) являющийся изготовителем или продавцом товаров, вправе делегировать обязанность по передаче сведений в ЕРИР другим участникам цепочки распространения интернет-рекламы. В договоре в явном виде должна быть предусмотрена обязанность рекламораспространителя и (или) оператора рекламной системы предоставлять сведения о рекламе в ЕРИР вместо рекламодателя.

 

Получение идентификатора для каждого рекламного материала

Распространение интернет-рекламы допускается при условии присвоения каждому рекламному материалу (баннер, текстовый или текстово-графический блок, видеоролик, аудиозапись) идентификатора рекламы. Это уникальное цифровое обозначение, предназначенное для обеспечения прослеживаемости распространенной интернет-рекламы и учета информации о ней.

Идентификаторы рекламы присваивают ОРД (ч. 17 ст. 18.1 Закона о рекламе). Для этого рекламный материал должен быть зарегистрирован в личном кабинете на сайте ОРД до начала распространения интернет-рекламы.

Позиция Роскомнадзора. Зарегистрировать рекламный материал в ОРД может любой участник цепочки ее распространения. Удобнее всего это сделать оператору рекламной системы или рекламораспространителю (АРИР. РКН разъясняет порядок учета интернет-рекламы. С. 6).

 

Маркировка интернет-рекламы

Интернет-реклама должна содержать пометку «реклама», а также указание на рекламодателя и (или) сайт, страницу сайта в Интернете, содержащие информацию о рекламодателе. Маркировке не подлежит реклама, размещенная в телепрограммах и телепередачах, радиопрограммах и радиопередачах, распространяемых в Интернете (ч. 16 ст. 18.1 Закона о рекламе).

В Законе о рекламе нет прямого указания на то, кто именно обязан маркировать интернет-рекламу: рекламодатель, рекламораспространитель, рекламное агентство или оператор рекламной системы.

Позиция Роскомнадзора. Интернет-реклама должна быть надлежаще маркирована на протяжении всей цепочки рекламораспространения (АРИР. РКН разъясняет порядок учета интернет-рекламы. С. 23).

 

Рекомендации

Рекламодателям, рекламораспространителям, рекламным агентствам, операторам рекламных систем целесообразно привести деятельность в соответствие с требованиями Закона о рекламе в части учета интернет-рекламы.

Необходимо провести аудит договоров между участниками цепочки распространения интернет-рекламы на предмет разграничения следующих обязанностей:

  • предоставление в ЕРИР информации о распространенной интернет-рекламе, включая информацию о заключенных договорах и актах сдачи-приемки оказанных услуг;
  • получение в личном кабинете на сайте ОРД идентификаторов рекламы;
  • маркировка интернет-рекламы пометкой «реклама» с указанием на рекламодателя такой рекламы и (или) сайт, страницу сайта в Интернете, содержащие информацию о рекламодателе.

Эксперты «Пепеляев Групп»

Читайте также:

  • Как будет работать новая система учета интернет-рекламы;
  • Роскомнадзор разъяснил вопросы маркировки и учета интернет-рекламы;
  • ФАС России уточнила, какая информация признается рекламой.
  • Роскомнадзор предупреждает: через месяц начнут штрафовать за нарушения учета интернет-рекламы.
Журнал «Конкуренция и право»
Читать    Подписаться

07 декабря 2022 г.

Главная цифра

315

дел об антиконкурентных соглашениях и координации экономической деятельности ФАС России возбудила в 2024 г.

Опрос
Внедрена ли в вашей компании коммерческая или другая подобная политика, позволяющая минимизировать антимонопольные риски?
Будем рады вашему участию в опросе редакции журнала «Конкуренция и право». Это займет меньше минуты.

Принять участие в опросе