Суббота, 7 сентября 2024 г.
Пролистать
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00
Главная /  Главные сюжеты /  Как будет работать новая система учета...
Как будет работать новая система учета интернет-рекламы

Согласно Федеральному закону от 02.07.2021 № 347-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О рекламе“» в России создается единая информационная система учета рекламы в Интернете (далее – ЕИС УРИ), существенно меняются требования в сфере контроля за распространением рекламы. Закон вступил в силу 2 июля 2021 г., однако положения о ЕИС УРИ вступят в силу с 1 сентября 2022 г., Закон о рекламе будет дополнен ст. 18.1, регламентирующей процесс внедрения этой системы.

Рассмотрим предстоящие нововведения.

 

Что из себя представляет ЕИС УРИ

ЕИС УРИ будет обеспечивать автоматизацию процессов сбора и обработки информации о размещенной в Интернете рекламе, учета и хранения такой информации, обеспечения доступа к ней.

Цель разработки этой системы – борьба с так называемым серым рынком, то есть с реализацией нелегитимных схем, связанных с уходом от налогов. Кроме того, система направлена на обеспечение возможности отслеживать размещаемую в Интернете рекламу, автоматизировать процессы сбора и обработки информации о ней.

С внедрением системы рекламный рынок получит инструмент взаимодействия рекламных агентств и медиа с государством, а данные, которые будут храниться в ЕИС УРИ, могут быть использованы для повышения эффективности рекламных кампаний.

Таким образом, предполагается, что ЕИС УРИ обеспечит сбор, хранение, обработку и анализ информации, а также доступ к ней и сделает возможным ее предоставление в электронной форме. Предполагается также дальнейшая интеграция ЕИС УРИ с другими информационными системами с целью получения достоверной и актуальной информации, контроля достоверности, полноты, актуальности и своевременности размещения информации.

Формировать и вести ЕИС УРИ будет Роскомнадзор. Обрабатывая и анализируя информацию из системы, ведомство будет сверять сведения в составе такой информации. Определить, относится ли к рекламе информация, размещенная в Интернете, Роскомнадзору поможет ФАС России.

 

Какая информация войдет в ЕИС УРИ

В ЕИС УРИ будет включаться большой объем информации о размещенной в Интернете рекламе, в том числе сведения о рекламодателях и рекламораспространителях, операторах рекламных систем, а также о рекламных посредниках. Сведения о социальной рекламе в систему не войдут.

Конкретный состав информации о распространенной в Интернете рекламе, подлежащей учету, хранению и обработке Роскомнадзором, определен Распоряжением Правительства РФ от 30.05.2022 № 1362-р.

 

Кто должен предоставлять информацию

Рекламодатели и рекламораспространители, операторы рекламных систем, а также рекламные посредники будут обязаны самостоятельно или через операторов рекламных данных размещать в системе соответствующую информацию.

Информация в ЕИС УРИ будет храниться не менее пяти лет, а также подлежать защите в соответствии с законодательством о коммерческой тайне.

Правительство РФ установило критерии отнесения рекламодателей, рекламораспространителей, операторов рекламных систем, разместивших в Интернете рекламу, направленную на привлечение внимания потребителей рекламы, находящихся на территории РФ, к лицам, обязанным предоставлять информацию о такой рекламе в Роскомнадзор (Постановление Правительства РФ от 25.05.2022 № 948, далее – Постановление № 948). Постановление № 948 вступает в силу 1 сентября 2022 г. и действует в течение шести лет.

Под такими лицами понимаются:

  • рекламодатели – юридические или физические лица, ИП, кроме обладающих исключительным правом на объекты рекламирования и (или) являющихся изготовителями или продавцами товаров, информацию о распространенной в Интернете рекламе которых в Роскомнадзор или оператору рекламных данных обязаны предоставлять рекламораспространители, операторы рекламных систем в рамках исполнения договорных обязательств с такими рекламодателями и (или) уполномоченными ими лицами;
  • рекламораспространители и операторы рекламных систем – юридические или физические лица, ИП, которые осуществляют и (или) организуют распространение в Интернете рекламы любых рекламодателей (физлиц, ИП, органов госвласти, иных госорганов и органов местного самоуправления, муниципальных органов, которые не входят в структуру органов местного самоуправления), направленной на привлечение внимания потребителей рекламы, находящихся на территории РФ, в том числе в Интернете, в форме баннеров, текстового или текстово-графического блока, видеороликов, аудиозаписи, аудио- и (или) видеотрансляции в прямом эфире;
  • рекламораспространители – владельцы социальных сетей, аудиовизуальных сервисов, новостных агрегаторов, организаторы распространения информации в Интернете, включая организаторов сервисов обмена мгновенными сообщениями, операторы поисковых систем, определяемые законодательством РФ об информации, информационных технологиях и о защите информации.

Роскомнадзор создал комиссию для отбора операторов рекламных данных, порядок деятельности и состав которой, а также критерии по отбору таких операторов определит Правительство РФ.

Уже опубликовано Постановление Правительства РФ от 28.05.2022 № 966 «Об утверждении Положения о создании и деятельности комиссии по отбору оператора рекламных данных, а также условий отбора оператора рекламных данных» (далее – Постановление № 966). Согласно документу комиссия будет выполнять следующие функции:

  • определять сроки проведения отбора;
  • рассматривать заявки на участие в отборе;
  • оценивать соответствие участников отбора условиям, утвержденным Постановлением № 966;
  • принимать решения об отборе или об отказе в признании участника отбора оператором рекламных данных.

 

Кто имеет доступ к информации в ЕИС УРИ

Рекламодатели, рекламораспространители, операторы рекламных систем, рекламные посредники, операторы рекламных данных будут вправе получить доступ к информации, размещенной ими (в том числе через операторов рекламных данных) или в отношении них в ЕИС УРИ, в порядке, установленном Роскомнадзором. Состав информации, доступ к которой предоставляется этим лицам, также определит Роскомнадзор.

Постановлением Правительства РФ от 28.05.2022 № 974 утверждены Правила взаимодействия Роскомнадзора с операторами рекламных данных и лицами, указанными в ч. 3 ст. 18.1 Закона о рекламе, включая порядок, сроки и формат предоставления в Роскомнадзор информации о распространенной в Интернете рекламе (далее – Правила).

По Правилам доступ оператора рекламных данных, рекламодателя, рекламораспространителя, оператора рекламных систем к ЕИС УРИ и их информационное взаимодействие с уполномоченным органом будут осуществляться с помощью личного кабинета – неотъемлемой части системы (далее – личный кабинет). Вход в него будет осуществляться посредством обращения к информационной системе, размещенной на официальном сайте Роскомнадзора в Интернете.

ФНС России и ФАС России также смогут получить доступ к системе в порядке, определенном Постановлением Правительства РФ от 28.05.2022 № 969.

 

Преимущества и недостатки ужесточения контроля за распространением интернет-рекламы

Внедрение системы, по нашему мнению, может привести как к положительным, так и к отрицательным последствиям для участников рынка.

Так, новые требования о необходимости предоставлять информацию позволят усилить контроль в сфере интернет-рекламы, повысить ее прозрачность. В частности, система поможет регуляторам отслеживать нарушения, в том числе касающиеся запретов и ограничений на рекламу алкоголя, табачной и никотиносодержащей продукции, рекламы, содержащей призывы к участию в политических акциях, рекламы организаций, признанных экстремистскими и террористическими, что сегодня не менее актуально.

Вместе с тем внедрение системы учета может привести к дополнительным затратам рекламных агентств и рекламодателей, а также к сокращению объема рекламы, размещаемой в Интернете. Так, по подсчетам Ассоциации развития интерактивной рекламы (объединяет более 100 ведущих игроков рынка интерактивной рекламы России, обеспечивающих экономику рекламными, коммуникационными и аналитическими инструментами), затраты участников рынка интернет-рекламы на реализацию новых требований составят 10–20 млрд руб.

Более того, с учетом введенных после 24 февраля 2022 г. США и странами Евросоюза экономических санкций и иных ограничительных мер в отношении России у большинства компаний могут возникнуть трудности с закупкой серверного оборудования для хранения информации обо всех показах интернет-рекламы за последние пять лет.

 

Рекомендации

В связи со скорым вступлением в силу изученных выше норм компаниям, размещающим в Интернете рекламу, направленную на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории России, рекомендуется довести до ответственных лиц в компаниях информацию о новом порядке предоставления информации о распространяемой интернет-рекламе.

Читайте также: Роскомнадзор предупреждает: через месяц начнут штрафовать за нарушения учета интернет-рекламы.

Эксперты «Пепеляев Групп»


Журнал «Конкуренция и право»
Читать    Подписаться
22 июня 2022 г.

Цифра недели

31

мероприятие выполнено за три года реализации Нацплана развития конкуренции

Опрос
Нам очень интересно, кто посещает сайт «Конкуренции и права». Итак, Вы:
Будем рады вашему участию в опросе редакции журнала «Конкуренция и право». Это займет меньше минуты.

Принять участие в опросе