Согласно Федеральному закону от 02.07.2021 № 347-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О рекламе“» в России создается единая информационная система учета рекламы в Интернете (далее – ЕИС УРИ), существенно меняются требования в сфере контроля за распространением рекламы. Закон вступил в силу 2 июля 2021 г., однако положения о ЕИС УРИ вступят в силу с 1 сентября 2022 г., Закон о рекламе будет дополнен ст. 18.1, регламентирующей процесс внедрения этой системы.
Рассмотрим предстоящие нововведения.
ЕИС УРИ будет обеспечивать автоматизацию процессов сбора и обработки информации о размещенной в Интернете рекламе, учета и хранения такой информации, обеспечения доступа к ней.
Цель разработки этой системы – борьба с так называемым серым рынком, то есть с реализацией нелегитимных схем, связанных с уходом от налогов. Кроме того, система направлена на обеспечение возможности отслеживать размещаемую в Интернете рекламу, автоматизировать процессы сбора и обработки информации о ней.
С внедрением системы рекламный рынок получит инструмент взаимодействия рекламных агентств и медиа с государством, а данные, которые будут храниться в ЕИС УРИ, могут быть использованы для повышения эффективности рекламных кампаний.
Таким образом, предполагается, что ЕИС УРИ обеспечит сбор, хранение, обработку и анализ информации, а также доступ к ней и сделает возможным ее предоставление в электронной форме. Предполагается также дальнейшая интеграция ЕИС УРИ с другими информационными системами с целью получения достоверной и актуальной информации, контроля достоверности, полноты, актуальности и своевременности размещения информации.
Формировать и вести ЕИС УРИ будет Роскомнадзор. Обрабатывая и анализируя информацию из системы, ведомство будет сверять сведения в составе такой информации. Определить, относится ли к рекламе информация, размещенная в Интернете, Роскомнадзору поможет ФАС России.
В ЕИС УРИ будет включаться большой объем информации о размещенной в Интернете рекламе, в том числе сведения о рекламодателях и рекламораспространителях, операторах рекламных систем, а также о рекламных посредниках. Сведения о социальной рекламе в систему не войдут.
Конкретный состав информации о распространенной в Интернете рекламе, подлежащей учету, хранению и обработке Роскомнадзором, определен Распоряжением Правительства РФ от 30.05.2022 № 1362-р.
Рекламодатели и рекламораспространители, операторы рекламных систем, а также рекламные посредники будут обязаны самостоятельно или через операторов рекламных данных размещать в системе соответствующую информацию.
Информация в ЕИС УРИ будет храниться не менее пяти лет, а также подлежать защите в соответствии с законодательством о коммерческой тайне.
Правительство РФ установило критерии отнесения рекламодателей, рекламораспространителей, операторов рекламных систем, разместивших в Интернете рекламу, направленную на привлечение внимания потребителей рекламы, находящихся на территории РФ, к лицам, обязанным предоставлять информацию о такой рекламе в Роскомнадзор (Постановление Правительства РФ от 25.05.2022 № 948, далее – Постановление № 948). Постановление № 948 вступает в силу 1 сентября 2022 г. и действует в течение шести лет.
Под такими лицами понимаются:
Роскомнадзор создал комиссию для отбора операторов рекламных данных, порядок деятельности и состав которой, а также критерии по отбору таких операторов определит Правительство РФ.
Уже опубликовано Постановление Правительства РФ от 28.05.2022 № 966 «Об утверждении Положения о создании и деятельности комиссии по отбору оператора рекламных данных, а также условий отбора оператора рекламных данных» (далее – Постановление № 966). Согласно документу комиссия будет выполнять следующие функции:
Рекламодатели, рекламораспространители, операторы рекламных систем, рекламные посредники, операторы рекламных данных будут вправе получить доступ к информации, размещенной ими (в том числе через операторов рекламных данных) или в отношении них в ЕИС УРИ, в порядке, установленном Роскомнадзором. Состав информации, доступ к которой предоставляется этим лицам, также определит Роскомнадзор.
Постановлением Правительства РФ от 28.05.2022 № 974 утверждены Правила взаимодействия Роскомнадзора с операторами рекламных данных и лицами, указанными в ч. 3 ст. 18.1 Закона о рекламе, включая порядок, сроки и формат предоставления в Роскомнадзор информации о распространенной в Интернете рекламе (далее – Правила).
По Правилам доступ оператора рекламных данных, рекламодателя, рекламораспространителя, оператора рекламных систем к ЕИС УРИ и их информационное взаимодействие с уполномоченным органом будут осуществляться с помощью личного кабинета – неотъемлемой части системы (далее – личный кабинет). Вход в него будет осуществляться посредством обращения к информационной системе, размещенной на официальном сайте Роскомнадзора в Интернете.
ФНС России и ФАС России также смогут получить доступ к системе в порядке, определенном Постановлением Правительства РФ от 28.05.2022 № 969.
Внедрение системы, по нашему мнению, может привести как к положительным, так и к отрицательным последствиям для участников рынка.
Так, новые требования о необходимости предоставлять информацию позволят усилить контроль в сфере интернет-рекламы, повысить ее прозрачность. В частности, система поможет регуляторам отслеживать нарушения, в том числе касающиеся запретов и ограничений на рекламу алкоголя, табачной и никотиносодержащей продукции, рекламы, содержащей призывы к участию в политических акциях, рекламы организаций, признанных экстремистскими и террористическими, что сегодня не менее актуально.
Вместе с тем внедрение системы учета может привести к дополнительным затратам рекламных агентств и рекламодателей, а также к сокращению объема рекламы, размещаемой в Интернете. Так, по подсчетам Ассоциации развития интерактивной рекламы (объединяет более 100 ведущих игроков рынка интерактивной рекламы России, обеспечивающих экономику рекламными, коммуникационными и аналитическими инструментами), затраты участников рынка интернет-рекламы на реализацию новых требований составят 10–20 млрд руб.
Более того, с учетом введенных после 24 февраля 2022 г. США и странами Евросоюза экономических санкций и иных ограничительных мер в отношении России у большинства компаний могут возникнуть трудности с закупкой серверного оборудования для хранения информации обо всех показах интернет-рекламы за последние пять лет.
В связи со скорым вступлением в силу изученных выше норм компаниям, размещающим в Интернете рекламу, направленную на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории России, рекомендуется довести до ответственных лиц в компаниях информацию о новом порядке предоставления информации о распространяемой интернет-рекламе.
Читайте также: Роскомнадзор предупреждает: через месяц начнут штрафовать за нарушения учета интернет-рекламы.
Цифра недели
31
мероприятие выполнено за три года реализации Нацплана развития конкуренции