О журнале Экспертный совет Архив Авторам Контакты
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00





Читать    Подписаться
Новости

Реестры субъектов естественных монополий
26 февраля 2021 г.

Суд подтвердил участие «Либерти» и «Ауксилии» в картеле
26 февраля 2021 г.

Бизнес просит регламентировать правила недискриминационного доступа к услугам онлайн-агрегаторов
26 февраля 2021 г.

«Открытая клиника» оштрафована за недобросовестную конкуренцию
25 февраля 2021 г.

Анонс: 5 марта на заседании Совета ЕЭК планируется утвердить порядок выдачи предостережений
25 февраля 2021 г.

«Яндекс» получил предупреждение из-за создания дискриминационных условий в поисковой системе
24 февраля 2021 г.

Комиссия по конкуренции Гонконга впервые приняла меры реагирования по отношению к посредникам антиконкурентного поведения
24 февраля 2021 г.

Кассация поддержала ФАС России в споре с аэродромом в Балашихе, незаконно взимавшим плату с застройщиков
24 февраля 2021 г.

Еще      Все новости
 Самое читаемое

Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 42226
Ценовые предписания ФАС России и управление издержками и рисками компаний
Количество просмотров 20450
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 19737
Антимонопольное регулирование США и Европы: проблемы сближения
Количество просмотров 17836
Сравнительная реклама в российском законодательстве
Количество просмотров 17820
 Обзоры

 Анонcы

XVII Юридический форум России
19 марта 2021 г. в Москве состоится XVII Юридический форум России. Организатор – «Ведомости. Конференции».
Полный текст



Главная /  Выбор редакции /  Ответственность заказчиков за нарушение...
Ответственность заказчиков за нарушение собственного положения о закупках: теория и практика


Алла Сайфуллина,
специалист по закупкам и договорной работе АО ЛК «Зерно Сибири»

Российское законодательство дает юридическим лицам право самостоятельно устанавливать «правила» осуществления ими корпоративной закупки. Тем не менее, в судебной и административной практике встречаются случаи, когда заказчики нарушают собственное положение о закупках, что может повлечь аннулирование тендера и штрафные санкции. Исходя из опыта рассмотрения подобных дел Омским УФАС России, предлагается внести в КоАП РФ изменения, которые помогут дисциплинировать потенциальных правонарушителей.

 

Законодательное регулирование

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ, Закон) устанавливает общие принципы и требования к корпоративным закупкам.

Правовая основа заложена в его ст. 2: при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией РФ, ГК РФ, настоящим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – положение о закупке).

Положение о закупке –это документ, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок ее подготовки и осуществления способами, указанными в ч. 3.1 и 3.2 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (ч. 2 ст. 2).

Благодаря своему рамочному характеру Закон № 223-ФЗ дает заказчикам право самостоятельно устанавливать «правила» осуществления закупочной деятельности.

Как следует из ст. 7 Закона, за нарушение его требований и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов РФ виновные лица несут ответственность по российскому законодательству.

Под ответственностью понимается возложение на правонарушителя – физическое и (или) юридическое лицо обязанности претерпеть неблагоприятные последствия за несоблюдение законов и норм государственного регулирования.

Антимонопольная служба может привлечь виновного к ответственности:

  • за невыполнение в установленный срок законного решения или предписания федерального органа исполнительной власти либо его территориального органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок отдельными видами юридических лиц, об устранении нарушений Закона № 223-ФЗ (ч. 7.2 ст. 19.5 КоАП РФ);
  • непредставление или несвоевременное представление информации о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) либо представление заведомо недостоверной информации о них в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Законом № 223-ФЗ (ст. 19.7.2-1 КоАП РФ);
  • нарушение порядка осуществления закупки отдельными видами юридических лиц (ст. 7.32.3 КоАП РФ).

В свою очередь, в ст. 7.32.3 КоАП РФ восемь составов правонарушений:

  • осуществление закупки в иной форме (не электронной);
  • неоднократность совершения этого правонарушения;
  • проведение закупки в рамках Закона № 223-ФЗ, хотя она должна была осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
  • неразмещение в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) или несвоевременное размещение информации, предусмотренной Законом № 223-ФЗ;
  • нарушение установленных Законом № 223-ФЗ сроков размещения в ЕИС изменений в правовые акты, регламентирующие правила закупки;
  • несоблюдение предусмотренных Законом № 223-ФЗ требований к содержанию извещений и (или) документации;
  • предъявление требований к участникам закупок, к закупаемым товарам, работам, услугам и (или) условиям договора либо оценка и (или) сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, не указанным в документации.

 

Практика Омского УФАС России

В судебной и административной практике встречаются случаи, когда заказчики при проведении той или иной закупки нарушают собственное положение о закупках, что может повлечь аннулирование тендера либо отмену этапа торгов.

Так, УФАС рассмотрело жалобу на действия предприятия при проведении аукциона на поставку газа. Управление установило, что заказчик после подачи ценовых предложений изменил время торгов и провел ее повторно. В обоснование своих действий предприятие указало, что не все изъявившие желание участники смогли подать ценовые предложения и, чтобы обеспечить конкуренцию, заказчик самостоятельно принял решение изменить время этого этапа конкурса. Поскольку положением о закупках и документацией предусмотрено, что аукцион проводится на электронной площадке в указанные день и время, комиссия антимонопольного органа пришла к выводу, что заказчик нарушил процедуру проведения аукциона, и выдала предписание об аннулировании закупки (Решение Омского УФАС России от 28.05.2020 по делу № 055/07/3-489/2020).

Еще одно дело – по жалобе компании на действия заказчика при проведении запроса предложений. КомиссияУФАС установила, что в положении о закупках приведен исчерпывающий перечень документов для участия в запросе предложений, не предусматривающий возможности его расширения в документации. Однако в документации о проведении запроса предложений имеется требование о предоставлении документа, не указанного в положении о закупках. Его непредоставление послужило основанием для отклонения заявки общества. Комиссия признала жалобу обоснованной и выдала заказчику предписание об аннулировании запроса предложений (Решение Омского УФАС России от 27.12.2018 по делу № 05-04.1/107-18).

Арбитражный суд г. Москвы при рассмотрении дела № А40-83152/18-153-649 также пришел к выводу, что действия заказчика, выразившиеся в повторной оценке заявок участников торгов, не соответствуют положению о закупках и конкурсной документации, поскольку ни одним из указанных документов такое право заказчику дано не было. Суд признал такие действия заказчика нарушением требований ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ.

Таким образом, можно прийти к выводу, что в изученных делах установлено нарушение процедуры и порядка организации закупки, но заказчик не претерпевает неблагоприятных последствий в виде штрафа за свое недобросовестное поведение.

 

Как усовершенствовать закон

На наш взгляд, ст. 7.32.3 КоАП РФ необходимо дополнить еще одним составом возможного правонарушения: нарушение заказчиком установленных в положении о закупках процедуры и порядка их организации и проведения. В качестве санкции можно установить минимальный и максимальный размеры штрафа, как для должностных, так и для юридических лиц.

Это позволит дисциплинировать заказчиков, снизить возможность нарушения ими Закона № 223-ФЗ и их собственных положений о закупках.


28 декабря 2020 г.

Оставить комментарий


Внимание! Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.











 Опрос

Какие законодательные инициативы, по вашему мнению, наиболее значимы и нуждаются в скорейшем принятии?

  
  
  
  
  
  
  
      





 



При любом использовании материалов сайта www.cljournal.ru указание на источник и гиперссылка обязательны.