О журнале Экспертный совет Архив Авторам Контакты
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00





Читать    Подписаться
Новости

ФАС России предлагает разработать стандарт деятельности отраслевых организаций
02 марта 2021 г.

На глобальном форуме АТЭС обсудили регулирование цифровых рынков
02 марта 2021 г.

ФАС России и Агентство стратегических инициатив изучат рынок поставщиков соцуслуг
02 марта 2021 г.

ФАС России считает необходимым усилить борьбу с нелегальной табачной продукцией
02 марта 2021 г.

Апелляция подтвердила право Вологодской области снабжать школы и больницы продуктами с сертификатом «Настоящий вологодский продукт»
02 марта 2021 г.

Госзаказчики смогут учитывать рыночные данные при определении цен по квотируемым закупкам
02 марта 2021 г.

Анонс: 3–4 июня пройдет XI Всероссийская практическая конференция-семинар «Корпоративные закупки – 2021: практика применения Федерального закона № 223-ФЗ»
01 марта 2021 г.

Запуск закрытых электронных закупок могут перенести на полгода
01 марта 2021 г.

Еще      Все новости
 Самое читаемое

Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 42402
Ценовые предписания ФАС России и управление издержками и рисками компаний
Количество просмотров 20475
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 19768
Антимонопольное регулирование США и Европы: проблемы сближения
Количество просмотров 17863
Сравнительная реклама в российском законодательстве
Количество просмотров 17849
 Обзоры

 Анонcы

XVII Юридический форум России
19 марта 2021 г. в Москве состоится XVII Юридический форум России. Организатор – «Ведомости. Конференции».
Полный текст



Главная /  Выбор редакции /  Конкуренция в соцсфере: новый уровень контроля
Конкуренция в соцсфере: новый уровень контроля


Создание в ФАС России Управления контроля социальной сферы, торговли и непроизводственных услуг говорит об усилении внимания ведомства к этим направлениям. О том, какие проблемы на социально значимых рынках антимонопольная служба видит уже сейчас, рассказывает начальник управления Надежда Александровна Шаравская.

 

– Надежда Александровна, какие отрасли находятся в центре вашего внимания?

– Рынки товаров и услуг в сфере образования, науки, культуры, соцзащиты, спорта и туризма, а также рынки розничной торговли и практически любых непроизводственных услуг, например ритуальных, всех бытовых, услуг общественного питания, охраны квартир и объектов по добровольно заключенным договорам, оценочных услуг и др.


– В чем специфика соцсферы с точки зрения антимонопольного регулирования?

– Основное отличие в том, что здесь по-прежнему государственный сектор играет главную роль.

Практически каждая отрасль социальной сферы широко представлена сетью государственных учреждений. Например, социальным обслуживанием занимаются государственные учреждения социальной защиты населения. Однако государственный сектор не покрывает все имеющиеся потребности ни по объему, ни по разнообразию и качеству услуг.

Подавляющая доля бюджетных средств в социальной сфере распределяется среди госучреждений. Государство часто одновременно выступает в разных ролях: и заказчика, и исполнителя, и потребителя отдельных услуг.

По этим причинам экономика соцсферы в меньшей степени адаптировалась к рыночным условиям. Для нее характерна неразвитая конкурентная среда.

Часто можно услышать, что к этой сфере неприменимы «прагматичные законы рынка», что, допустим, образование – не рынок образовательных услуг. Существует предубеждение, что, поскольку социальная сфера – прерогатива и ответственность государства, рыночной экономике и законам конкуренции здесь не место. Есть также мнение, что, так как речь идет о нематериальном производстве, соцсфера не может находиться в рыночных условиях.

Однако здесь всегда присутствовали товарно-денежные отношения, меняется только форма распределения средств, в том числе бюджетных. Точно так же всегда были и остаются актуальными вопросы конкуренции в социальной сфере, в основе которой всегда лежит возможность выбора. Даже в советское время с характерной для него системой жесткого распределения, когда, казалось бы, государство полностью решало за граждан, что для них лучше, люди стремились использовать все возможности, чтобы выбрать наилучший вариант из имеющихся. То есть речь шла о конкуренции.

Сейчас важно развивать конкуренцию в социальной сфере, в том числе сделать прозрачной и недискриминационной существующую систему распределения ресурсов.


Экономика социальной сферы в меньшей степени адаптировалась к рыночным условиям. Для нее характерна неразвитая конкурентная среда

 

– Какую главную задачу, на Ваш взгляд, надо решить для развития конкуренции в этом секторе?

– Конечно, никто не спорит, что социальная сфера, как наиболее чувствительная область деятельности, затрагивающая интересы каждого гражданина страны и напрямую влияющая на качество жизни людей, всегда должна и будет в первоочередном порядке оставаться в зоне ответственности государства и находиться под его пристальным вниманием.

Вместе с тем, если не уходить от госмонополии в социальных отраслях, невозможно решить накопившиеся проблемы распределительной системы и мотивировать хозяйствующих субъектов. Отсутствие конкуренции всегда ведет к застою, снижению качества производимых товаров и оказываемых услуг, более низкой эффективности деятельности.

Для развития любой отрасли здоровая и честная конкуренция – сильный стимулирующий фактор. В соцсфере она положительно влияет на качество предоставляемых услуг, расширяет их ассортимент и делает более доступными. Это в конечном счете способствует повышению качества жизни граждан и развитию общества в целом.

Демонополизация бюджетного сектора, привлечение в него частных компаний и негосударственных социально ориентированных организаций призваны повысить эффективность соцотрасли и расходования государственных ресурсов.

Президент РФ неоднократно подчеркивал, что надо повышать качество оказания гарантированных услуг в социальной сфере, в том числе посредством привлечения к их предоставлению негосударственных организаций. Например, 5 августа 2014 года на заседании Президиума Госсовета говорилось о том, что требуются кардинальные изменения в работе систем соцзащиты, здравоохранения, образования и активное развитие здесь негосударственного сектора.

Кстати, еще в 2002 году на первом общероссийском Гражданском форуме в Кремлевском дворце я выступала на дискуссионной площадке по вопросу социального заказа. Уже тогда эта тема широко обсуждалась. Я предлагала рассматривать социальный заказ в широком смысле, не ограничиваясь выделенными на социальную сферу бюджетными средствами. В рамках выполнения соцзаказа целесообразно через различные механизмы задействовать ресурсы всех секторов: государственного, частного и некоммерческого. Требуется развитие социальной инфраструктуры путем привлечения коммерческих и некоммерческих организаций и частных инвестиций, в том числе с помощью механизмов государственно-частного партнерства.

Но, пока дискуссия о роли и месте частных и некоммерческих организаций на рынках соцуслуг активно продолжается, на пути развития конкуренции остается много барьеров.


Надо уходить от дискриминационной, неэффективной распределительной системы, при которой получателей услуг привязывают к конкретным организациям, товарам и услугам конкретных поставщиков

 

– Расскажите подробнее, о каких именно барьерах идет речь и как их преодолеть.

– К таким барьерам относятся неравные условия конкуренции государственных и негосударственных организаций, недостаточное развитие и несовершенство механизмов системы господдержки негосударственных организаций, недостатки в механизмах оказания такой поддержки, например в процедурах предоставления субсидий и отбора поставщиков при размещении государственных или муниципальных заказов на оказание услуг в социальной сфере.

По сравнению с масштабным госфинансированием деятельности государственных бюджетных и автономных учреждений можно говорить о недостаточном развитии системы такой поддержки негосударственных организаций. На субсидии и закупку их услуг выделяется значительно меньше бюджетных средств, чем на целевые субсидии и финансирование государственных заданий бюджетным учреждениям.

Много жалоб в ФАС России поступает на непрозрачность процедур оценки и сопоставления заявок негосударственных организаций в конкурсном отборе субсидируемых проектов. Зачастую критерии такого отбора подробно не раскрыты, значимость каждого отдельного критерия не определена, алгоритм расчета баллов и формирования рейтинга заявок не установлен. А это ведет к субъективности оценки заявок экспертными комиссиями, снижает стимулы обращения негосударственных организаций за получением субсидий в целях реализации соцпроектов.

Надо уходить от дискриминационной, неэффективной распределительной системы, при которой получателей услуг «привязывают» к конкретным организациям, товарам и услугам конкретных поставщиков. Ведь качество товаров и услуг зависит не от того, к какой форме собственности относится их поставщик, а от того, как выполняются правила и требования к производству продуктов и предоставлению услуг. Поэтому мы видим смысл в том, чтобы развивать механизмы, когда бюджетные средства на оплату услуг направляются напрямую их потребителям, которые могли бы самостоятельно определять те организации, которым будут оплачивать эти услуги.

Подобные механизмы уже применяются в сфере здравоохранения – в системе обязательного медицинского страхования, родовые сертификаты, будущая система лекарственного возмещения; в образовании – подушевое финансирование и субсидирование организаций в дошкольном и общем образовании, персонифицированное финансирование дополнительного образования детей; в сфере соцобслуживания – сертификаты на приобретение инвалидами технических средств реабилитации, материнский капитал, предоставление иных целевых потребительских пособий в форме ваучеров и сертификатов.

Реализация принципа «деньги следуют за потребителем» также предусмотрена вступившим в законную силу осенью прошлого года Федеральным законом от 13 июля 2020 года № 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере». Так, закон включил не только традиционный способ исполнения государственного или муниципального соцзаказа через утверждение госзадания подведомственным учреждениям. Им предусмотрены и такие современные формы направления бюджетных средств, обеспечивающие создание равных условий и конкуренцию между государственными и негосударственными организациями, как использование конкурса с участием негосударственных организаций и социальные сертификаты, дающие гражданам право самостоятельно выбрать того, кто окажет им ту или иную услугу за счет бюджета.

Механизмы привлечения негосударственных организаций к оказанию соцуслуг направлены на повышение эффективности всей инфраструктуры социальной сферы и доступности таких услуг, особенно там, где есть дефицит оказывающих их организаций.


Требуется развитие социальной инфраструктуры путем привлечения коммерческих и некоммерческих организаций и частных инвестиций, в том числе с помощью механизмов государственно-частного партнерства

 

– Какой сигнал сейчас, на этапе изучения соцсферы и переосмысления существующих в ней проблем, ваше управление хочет дать участникам рынков?

– Управление привлекло широкий круг экспертов, чтобы изучить острые вопросы и вместе искать пути их решения. Мы открыты для диалога с участниками рынков, приглашаем их к сотрудничеству. Только сообща можно выработать оптимальные и системные решения тех проблем, которые тормозят развитие добросовестной конкуренции, а следовательно, отрицательно сказываются на доступности и качестве предлагаемых нашим гражданам товаров и услуг.

 Интервью подготовила

Оксана Бодрягина,

шеф-редактор журнала «Конкуренция и право»


17 февраля 2021 г.

Оставить комментарий


Внимание! Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.











 Опрос

Какие законодательные инициативы, по вашему мнению, наиболее значимы и нуждаются в скорейшем принятии?

  
  
  
  
  
  
  
      





 



При любом использовании материалов сайта www.cljournal.ru указание на источник и гиперссылка обязательны.