Ответственность заказчиков за нарушение собственного положения о закупках: теория и практика

Версия для печати Печатать

Алла Сайфуллина,
специалист по закупкам и договорной работе АО ЛК «Зерно Сибири»

Российское законодательство дает юридическим лицам право самостоятельно устанавливать «правила» осуществления ими корпоративной закупки. Тем не менее, в судебной и административной практике встречаются случаи, когда заказчики нарушают собственное положение о закупках, что может повлечь аннулирование тендера и штрафные санкции. Исходя из опыта рассмотрения подобных дел Омским УФАС России, предлагается внести в КоАП РФ изменения, которые помогут дисциплинировать потенциальных правонарушителей.

 

Законодательное регулирование

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ, Закон) устанавливает общие принципы и требования к корпоративным закупкам.

Правовая основа заложена в его ст. 2: при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией РФ, ГК РФ, настоящим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – положение о закупке).

Положение о закупке –это документ, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок ее подготовки и осуществления способами, указанными в ч. 3.1 и 3.2 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (ч. 2 ст. 2).

Благодаря своему рамочному характеру Закон № 223-ФЗ дает заказчикам право самостоятельно устанавливать «правила» осуществления закупочной деятельности.

Как следует из ст. 7 Закона, за нарушение его требований и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов РФ виновные лица несут ответственность по российскому законодательству.

Под ответственностью понимается возложение на правонарушителя – физическое и (или) юридическое лицо обязанности претерпеть неблагоприятные последствия за несоблюдение законов и норм государственного регулирования.

Антимонопольная служба может привлечь виновного к ответственности:

В свою очередь, в ст. 7.32.3 КоАП РФ восемь составов правонарушений:

 

Практика Омского УФАС России

В судебной и административной практике встречаются случаи, когда заказчики при проведении той или иной закупки нарушают собственное положение о закупках, что может повлечь аннулирование тендера либо отмену этапа торгов.

Так, УФАС рассмотрело жалобу на действия предприятия при проведении аукциона на поставку газа. Управление установило, что заказчик после подачи ценовых предложений изменил время торгов и провел ее повторно. В обоснование своих действий предприятие указало, что не все изъявившие желание участники смогли подать ценовые предложения и, чтобы обеспечить конкуренцию, заказчик самостоятельно принял решение изменить время этого этапа конкурса. Поскольку положением о закупках и документацией предусмотрено, что аукцион проводится на электронной площадке в указанные день и время, комиссия антимонопольного органа пришла к выводу, что заказчик нарушил процедуру проведения аукциона, и выдала предписание об аннулировании закупки (Решение Омского УФАС России от 28.05.2020 по делу № 055/07/3-489/2020).

Еще одно дело – по жалобе компании на действия заказчика при проведении запроса предложений. КомиссияУФАС установила, что в положении о закупках приведен исчерпывающий перечень документов для участия в запросе предложений, не предусматривающий возможности его расширения в документации. Однако в документации о проведении запроса предложений имеется требование о предоставлении документа, не указанного в положении о закупках. Его непредоставление послужило основанием для отклонения заявки общества. Комиссия признала жалобу обоснованной и выдала заказчику предписание об аннулировании запроса предложений (Решение Омского УФАС России от 27.12.2018 по делу № 05-04.1/107-18).

Арбитражный суд г. Москвы при рассмотрении дела № А40-83152/18-153-649 также пришел к выводу, что действия заказчика, выразившиеся в повторной оценке заявок участников торгов, не соответствуют положению о закупках и конкурсной документации, поскольку ни одним из указанных документов такое право заказчику дано не было. Суд признал такие действия заказчика нарушением требований ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ.

Таким образом, можно прийти к выводу, что в изученных делах установлено нарушение процедуры и порядка организации закупки, но заказчик не претерпевает неблагоприятных последствий в виде штрафа за свое недобросовестное поведение.

 

Как усовершенствовать закон

На наш взгляд, ст. 7.32.3 КоАП РФ необходимо дополнить еще одним составом возможного правонарушения: нарушение заказчиком установленных в положении о закупках процедуры и порядка их организации и проведения. В качестве санкции можно установить минимальный и максимальный размеры штрафа, как для должностных, так и для юридических лиц.

Это позволит дисциплинировать заказчиков, снизить возможность нарушения ими Закона № 223-ФЗ и их собственных положений о закупках.

Журнал «Конкуренция и право»
Читать    Подписаться

28 декабря 2020 г.

Оставить комментарий


Внимание! Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.

Вход для пользователей       Зарегистрироваться