Телефон подписки
8 (800) 555-66-00
6–7 октября 2022 г. в Алматы пройдет VIII Евразийский антимонопольный форум. Организаторы – Агентство Республики Казахстан по защите и развитию конкуренции, Центр защиты конкуренции, Альянс антимонопольных экспертов и Международный центр конкурентного права и политики БРИКС.
15 ноября 2022 г. Право.ru проведет ежегодный Litigation Forum, на котором эксперты в области судебного процесса поделятся опытом и знаниями, необходимыми для эффективной работы.
Главная /  Аналитика /  Решения Президиума ФАС России: предписание или...
Решения Президиума ФАС России: предписание или пожелание?

Решения Президиума Федеральной антимонопольной службы России – новый способ доведения правовых позиций ведомства, который появился в его арсенале с 2012 года. Какова правовая природа подобных решений  Президиума ФАС России? Этот вопрос  требует юридического осмысления.

В настоящее время обнародовано (в СПС «КонсультантПлюс») два решения Президиума ФАС России:

1) от 5 сентября 2012 г. № 8-26/4 «О квалификации действий кредитных и страховых организаций в рамках договоров коллективного страхования жизни и здоровья заемщиков»;

2) от 22 февраля 2012 г. № 1-6/8-1 «О квалификации действий кредитных и страховых организаций в рамках договоров коллективного страхования жизни и здоровья заемщиков».

Этими актами ФАС России применительно к договорным конструкциям в сфере коллективного страхования жизни и здоровья заемщиков определила правила квалификации нарушений антимонопольного законодательства, совершенных посредством заключения таких договоров, средства доказывания и пр.

Не ставя своей целью анализ содержания данных разъяснений, хотелось бы поднять вопрос об их правовой силе и обязательности для хозяйствующих субъектов.

Правовой статус

Пункт 5 ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» [1] определяет, что федеральный антимонопольный орган осуществляет полномочия по даче разъяснений по вопросам применения им антимонопольного законодательства.

Если рассматривать решения Президиума ФАС России с той позиции, что это разъяснения, то они вступают в противоречие с Административным регламентом ФАС России по предоставлению государственной услуги по даче разъяснений по вопросам применения федеральным антимонопольным органом антимонопольного законодательства Российской Федерации (утв. приказом ФАС России от 20 января 2012 г. № 22). Согласно п. 3.20 указанного Регламента по итогам рассмотрения запроса осуществляется подготовка не решений Президиума, а письма в адрес заявителя (либо с разъяснением, либо с информацией о невозможности дачи разъяснения). Следовательно, правовая природа решений Президиума ФАС России иная.

В Постановлении Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе» слово «Президиум» не употребляется. Однако руководитель ФАС России в соответствии с п. 10.6 Положения о ФАС России уполномочен утверждать структуру и штатное расписание центрального аппарата службы в пределах установленных Правительством РФ фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на содержание Центрального аппарата службы в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете.

В соответствии с п. 2.24, 2.25 Регламента ФАС России (утв. приказом ФАС России от 9 апреля 2007 г. № 105 «Об утверждении Регламента Федеральной антимонопольной службы» [2]) в ФАС России образуется Коллегия Федеральной антимонопольной службы (далее − Коллегия). Коллегия осуществляет свою деятельность в порядке, предусмотренном настоящим Регламентом, Положением о Коллегии, утверждаемым соответствующим приказом ФАС России. Коллегия является постоянно действующим совещательным органом при руководителе ФАС России и им возглавляется. В ее составе образуется Президиум, заседания которого проводятся по решению руководителя ФАС России.

Принятые на заседании Коллегии (Президиума Коллегии) решения оформляются протоколом и при необходимости вводятся в действие (объявляются) приказом ФАС России.

Однако те постановления Правительства РФ, на основе которых разработан Регламент ФАС России, не содержат упоминания о возможности создания Президиума федерального органа исполнительной власти (см. постановления Правительства РФ от 19 января 2005 г. № 30 «О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти» [3], от 28 июля 2005 г. № 452 «О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти» [4], от 30 июня 2004 г. № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе» [5]).

Таким образом, руководитель ФАС России вправе создать Коллегию и в ее составе Президиум Коллегии. Но эти органы, обладающие статусом структурного подразделения службы, являются совещательными органами и не вправе издавать юридически значимые документы для неопределенного круга лиц.

Внутриорганизационное значение Президиума ФАС России подчеркивается и тем обстоятельством, что его решение является одним из оснований для включения территориальных органов в проект плана проверок (абз. 2 п. 4.1.2 Положения о порядке подготовки и проведения проверок деятельности территориальных органов ФАС России (утв. приказом ФАС России от 4 августа 2011 г. № 569)), наряду с мотивированными предложениями структурных подразделений центрального аппарата ФАС России и показателями рейтинга результативности деятельности территориальных органов за отчетный период.

В соответствии с п. 2 Положения о территориальном органе ФАС России (утв. приказом ФАС России от 26 января 2011 г. № 30 «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы» [6]) территориальный орган в своей деятельности руководствуется, среди прочих актов, правовыми актами ФАС России. Последняя в силу п. 9.1 Регламента ФАС России при осуществлении взаимодействия с территориальными органами доводит до них решения Коллегии (Президиума Коллегии) ФАС России.

Акты постоянно действующего совещательного органа при руководителе ФАС России можно считать правовыми актами, но обязательной силы даже для территориальных органов они иметь не должны. Хотя вряд ли подчиненные ФАС России территориальные органы не будут руководствоваться изложенными в решениях Президиума ФАС России правовыми позициями.

Думается, что, разъяснив вопросы применения антимонопольным органом действующего законодательства в форме решения Президиума ФАС России, руководство антимонопольного органа хотело придать указанному решению именно рекомендательный характер, а не статус официальной правовой позиции, подлежащей применению.

 

Дмитрий Петров,

кандидат юридических наук,

доцент кафедры коммерческого права

юридического факультета Санкт-Петербургского

государственного университета


[1] СЗ РФ. 2006. № 31, (1 ч.). Ст. 3434.

[2] БНА ФОИС. 2007. № 30.

[3] СЗ РФ. 2005. № 4. Ст. 305.

[4] СЗ РФ. 2005. № 31. Ст. 3233.

[5] СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3259.

[6] БНА ФОИС. 2011. № 19.

 

Полную версию статьи читайте в печатной версии журнала «Конкуренция и право» № 1, 2013 г.

Оформить подписку:
-
на сайте
- по телефону +7 (495) 649 1806
- по электронной почте
podpiska@cljournal.ru

Журнал «Конкуренция и право»
Читать    Подписаться

18 января 2013 г.

Оставить комментарий


Внимание! Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.

Вход для пользователей       Зарегистрироваться



Опрос
Предлагаемые в пятом антимонопольном пакете меры достаточны для выявления и пресечения антиконкурентных практик цифровых платформ?