Архив журнала «Конкуренция и право»
На что способна Методика? |
Во второй половине 2012 г. антимонопольным органом был принят ряд значимых решений, затрагивающих сферу деятельности финансовых организаций. Наиболее важными из них являются Методика определения необоснованно высокой и необоснованно низкой цены услуги кредитной организации, утвержденная приказом ФАС России от 24 августа 2012 г. № 548 (далее – Методика), и позиция Президиума ФАС, обновленная в решении от 5 сентября 2012 г. (далее – Решение Президиума ФАС).
Методика делает верный шаг на пути установления некоторых стандартов доказывания нарушений антимонопольного законодательства на рынке финансовых услуг. В ней находят отражение и продолжение многие векторы развития антимонопольного регулирования, берущие начало в третьем антимонопольном пакете и предшествующих ему новеллах антимонопольного законодательства. Так, в целях рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства и мониторинга состояния рынка в Методике содержатся механизмы сравнения цен на сопоставимых рынках, подробные критерии сопоставимости рынка применительно к банковским услугам, а также условия, при которых цена на сопоставимом рынке услуг должна рассматриваться антимонопольным органом как конкурентная. Методика регламентирует процесс исследования уровня цен на рынке банковских услуг с помощью установления средневзвешенной цены услуги.
Более того, Методикой устанавливается порог допустимого отклонения цены, поставленной под сомнение, от конкурентной цены. Граница такого отклонения установлена в 20%, т.е. в случае ее превышения в бóльшую или меньшую сторону (такое отклонение признается существенным) цена может быть признана необоснованно низкой или необоснованно высокой.
Методика содержит оговорку о том, что при исследовании обоснованности установления той или иной цены банковской услуги, а также определении допустимости существенного отклонения, могут приниматься во внимание расходы, необходимые для ее оказания. Однако каких-либо критериев отнесения расходов финансовой организации к «обоснованным» в Методике не содержится. Неопределенность в данном вопросе может вызвать существенные затруднения у кредитных организаций при определении справедливой цены на банковские услуги.
Что касается решения Президиума ФАС, то следует отметить, что некоторые разъяснения Президиума, связанные с процессом доказывания, пусть и относятся к специфике рынка финансовых услуг, вместе с тем могут служить ориентиром и в других областях хозяйственной деятельности, в частности, при установлении факта устной договоренности на других рынках.
Определение стандартов регулирования в указанных актах отражает формирование единой позиции двух регуляторов − ФАС России и Банка России и, безусловно, делает правила антимонопольного регулирования более понятными и прозрачными для финансовых организаций.
Елена Соколовская,
главный эксперт журнала «Конкуренция и право»
Содержание
Рынок финансовых услуг
Во второй половине 2012 г. антимонопольным органом был принят ряд важных решений, затрагивающих сферу деятельности финансовых организаций. Главный эксперт журнала «Конкуренция и право» Елена Соколовская комментирует наиболее важные из них – Методику определения необоснованно высокой и необоснованно низкой цены услуги кредитной организации, утвержденную приказом ФАС России от 24 августа 2012 г. № 548, и позицию Президиума ФАС, обновленную в решении от 5 сентября 2012 г.
Реклама финансовых услуг: уроки судебных дел
Руководитель группы банковской и финансовой практики компании «Пепеляев Групп» Лидия Горшкова анализирует наиболее типичные ситуации, которые позволяют антимонопольному органу квалифицировать в некоторых случаях рекламу финансовых услуг как нарушающую законодательство о рекламе.
Финансовая реклама: вопросы правоприменения
Юрист антимонопольной практики юридической группы «Яковлев и Партнеры» Ульяна Пунанова исследует подходы судов и антимонопольных органов в вопросе квалификации рекламы как рекламы финансовых услуг.
Анализ деловой репутации банка. Чем будет руководствоваться ФАС России?
Приказом ФАС России от 28 июня 2012 г. № 433 утвержден Порядок проведения анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения кредитной организации. При анализе антимонопольный орган в числе прочих обстоятельств и факторов исследует свойства банковской услуги, определяющие выбор потребителя, в том числе деловую репутацию кредитной организации. Чем же будет руководствоваться антимонопольный орган при проведении такого анализа? На этот вопрос отвечает Ирина Акимова, юрист Capital Legal Services.
Коллективное страхование заемщиков. Антимонопольный контекст
Услуга страхования жизни и здоровья заемщика, заключающего кредитный договор с банком, быстро завоевала популярность среди потребителей. Вместе с тем ввиду отсутствия четкого правового регулирования появилось много проблем, связанных как со злоупотреблениями банков, так и с неоднозначными претензиями государственных органов, в том числе антимонопольных. Актуальные на сегодняшний день темы коллективного страхования жизни и здоровья заемщиков рассматривает Андрей Астанин, юрист юридической фирмы «ЮСТ».
Банки и страховщики: риски тандема
Одному из основных проблемных вопросов применения антимонопольного законодательства к деятельности финансового рынка − сотрудничество банков со страховыми компаниями и оценщиками – посвящена статья Вероники Казакевич, директора гражданско-правового департамента юридической фирмы «КЛИФФ».
Новые правила внутреннего контроля для банков и их влияние на конкуренцию в банковской сфере
Руководитель группы административно-правовой защиты бизнеса компании «Пепеляев Групп» Елена Овчарова и юрист группы административно-правовой защиты бизнеса компании «Пепеляев Групп» Юлия Осипова рассказывают о влиянии изменений законодательства в области противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма на развитие справедливой конкуренции в банковском секторе.
Блиц-опрос
Итоги на позитивной ноте
Редакция журнала «Конкуренция и право», подводя итоги 2012 года, предложила участникам опроса назвать наиболее значимые позитивные и негативные события в сфере антимонопольного регулирования прошлого года. Среди лидеров цитируемости – третий антимонопольный пакет и «дорожная карта» по развитию конкуренции. Причем по результатам мнений можно сказать однозначно: в целом для антимонопольной сферы год прошел со знаком «плюс». В опросе приняли участие: Евгений Тарибо, начальник Управления конституционных основ публичного права Конституционного Суда РФ, кандидат юридических наук; Александр Кинёв, начальник Управления по борьбе с картелями ФАС России, кандидат юридических наук; Руслан Ибрагимов, вице-президент МТС по корпоративным и правовым вопросам; Ольга Протченко, юрист компании «Пепеляев Групп».
ЕЭП: практика и перспективы
Как движется работа по проекту Модельного закона о конкуренции, журналу «Конкуренция и право» прокомментировал член Коллегии (Министр) по конкуренции и антимонопольному регулированию Евразийской экономической комиссии Нурлан Шадибекович Алдабергенов.
Елена Кузнецова, начальник отдела по надзору за соблюдением антимонопольного законодательства Департамента антимонопольного регулирования ЕЭК, рассказывает, как законодатели трех государств – Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации – оценивают необходимость введения лицензирования отдельных видов деятельности.
Точка зрения
Решения Президиума ФАС России: предписание или пожелание?
Решения Президиума Федеральной антимонопольной службы России – новый способ доведения правовых позиций ведомства, который появился в его арсенале с 2012 года. Какова правовая природа подобных решений Президиума ФАС России? Этот вопрос требует юридического осмысления, считает Дмитрий Петров, кандидат юридических наук, доцент кафедры коммерческого права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета.
Решения – разъяснения?
Своим мнением по поводу статуса выпускаемых в форме рекомендаций, писем и «информации» актов ФАС Россиии и возможности их судебного обжалования делится Вадим Зарипов, руководитель аналитической службы компании «Пепеляев Групп».
Актуальные вопросы
Мировые соглашения с ФАС России: основные тренды и отличия от зарубежной практики
Кирилл Чоракаев, эксперт по антимонопольному праву юридической фирмы «Частное право», анализирует актуальную судебную практику, связанную с заключением мировых соглашений с ФАС России. Никаких стандартов заключения мирового соглашения с антимонопольными органами в российской практике в настоящее время не существует, поэтому условия таких соглашений определяются в каждом конкретном случае путем переговоров, отмечает автор.
Генерирующие компании и третий антимонопольный пакет
Для электроэнергетической отрасли принятие третьего антимонопольного пакета привело к уменьшению прозрачности антимонопольного регулирования, делают вывод в своей статье Елена Непринцева, кандидат экономических наук, профессор кафедры «Производственный менеджмент» МГТУ «Станкин», генеральный директор ООО «Образование и Консалтинг», и Станислав Шубин, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Производственный менеджмент» МГТУ «Станкин», заместитель директора Департамента по развитию рынков электроэнергии НП «Совет производителей электроэнергии и стратегических инвесторов электроэнергетики». Авторы рассматривают основные изменения Федерального закона «Об электроэнергетике», связанные с введением понятий «манипулирование ценами» и «доминирующее положение».
Мировой опыт
Новеллы конкурентного законодательства Бразилии
Ксения Беликова, доктор юридических наук, доцент кафедры гражданского и трудового права Российского университета дружбы народов, анализирует некоторые новеллы законодательства одной из стран БРИКС – Бразилии. Предметом авторского внимания становятся вопросы защиты интеллектуальных прав, изменения порядка и способов исчисления штрафов за нарушения экономического порядка, а также сокращения числа рыночных действий, совершение которых требует одобрения антимонопольных органов.
Мониторинг
В обзоре правоприменительной практики специалист компании «Пепеляев Групп» Александр Гаврилов комментирует «дорожную карту» по развитию и совершенствованию конкуренции, разработанные ФАС России Поправки в Закон «О защите конкуренции», проект постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил осуществления антимонопольного регулирования и контроля в электроэнергетике и о внесении изменений в Правила оптового рынка электрической энергии и мощности», а также знаковые административные и судебные дела в сфере антимонопольного регулирования.
Оформить подписку:
- на сайте
- по телефону +7 (495) 649 1806
- по электронной почте podpiska@cljournal.ru
Главная цифра
315
дел об антиконкурентных соглашениях и координации экономической деятельности ФАС России возбудила в 2024 г.