Суббота, 7 сентября 2024 г.
Пролистать
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00
Главная /  Аналитика /  На что способна Методика?
На что способна Методика?

Во второй половине 2012 г. антимонопольным органом был принят ряд значимых решений, затрагивающих сферу деятельности финансовых организаций. Наиболее важными из них являются Методика определения необоснованно высокой и необоснованно низкой цены услуги кредитной организации, утвержденная приказом ФАС России от 24 августа 2012 г. № 548 (далее – Методика), и позиция Президиума ФАС, обновленная в решении от 5 сентября 2012 г. (далее – Решение Президиума ФАС).

Методика делает верный шаг на пути установления некоторых стандартов доказывания нарушений антимонопольного законодательства на рынке финансовых услуг. В ней находят отражение и продолжение многие векторы развития антимонопольного регулирования, берущие начало в третьем антимонопольном пакете и предшествующих ему новеллах антимонопольного законодательства. Так, в целях рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства и мониторинга состояния рынка в Методике содержатся механизмы сравнения цен на сопоставимых рынках, подробные критерии сопоставимости рынка применительно к банковским услугам, а также условия, при которых цена на сопоставимом рынке услуг должна рассматриваться антимонопольным органом как конкурентная. Методика регламентирует процесс исследования уровня цен на рынке банковских услуг с помощью установления средневзвешенной цены услуги.

Более того, Методикой устанавливается порог допустимого отклонения цены, поставленной под сомнение, от конкурентной цены. Граница такого отклонения установлена в 20%, т.е. в случае ее превышения в бóльшую или меньшую сторону (такое отклонение признается существенным) цена может быть признана необоснованно низкой или необоснованно высокой.

Методика содержит оговорку о том, что при исследовании обоснованности установления той или иной цены банковской услуги, а также определении допустимости существенного отклонения, могут приниматься во внимание расходы, необходимые для ее оказания. Однако каких-либо критериев отнесения расходов финансовой организации к «обоснованным» в Методике не содержится. Неопределенность в данном вопросе может вызвать существенные затруднения у кредитных организаций при определении справедливой цены на банковские услуги.

Что касается решения Президиума ФАС, то следует отметить, что некоторые разъяснения Президиума, связанные с процессом доказывания, пусть и относятся к специфике рынка финансовых услуг, вместе с тем могут служить ориентиром и в других областях хозяйственной деятельности, в частности, при установлении факта устной договоренности на других рынках.

Определение стандартов регулирования в указанных актах отражает формирование  единой позиции двух регуляторов  − ФАС России и Банка России и, безусловно, делает правила антимонопольного регулирования более понятными и прозрачными для финансовых организаций.

 

Елена Соколовская,

главный эксперт журнала «Конкуренция и право»

Журнал «Конкуренция и право»
Читать    Подписаться

23 января 2013 г.

Цифра недели

31

мероприятие выполнено за три года реализации Нацплана развития конкуренции

Опрос
Нам очень интересно, кто посещает сайт «Конкуренции и права». Итак, Вы:
Будем рады вашему участию в опросе редакции журнала «Конкуренция и право». Это займет меньше минуты.

Принять участие в опросе