Во второй половине 2012 г. антимонопольным органом был принят ряд значимых решений, затрагивающих сферу деятельности финансовых организаций. Наиболее важными из них являются Методика определения необоснованно высокой и необоснованно низкой цены услуги кредитной организации, утвержденная приказом ФАС России от 24 августа 2012 г. № 548 (далее – Методика), и позиция Президиума ФАС, обновленная в решении от 5 сентября 2012 г. (далее – Решение Президиума ФАС).
Методика делает верный шаг на пути установления некоторых стандартов доказывания нарушений антимонопольного законодательства на рынке финансовых услуг. В ней находят отражение и продолжение многие векторы развития антимонопольного регулирования, берущие начало в третьем антимонопольном пакете и предшествующих ему новеллах антимонопольного законодательства. Так, в целях рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства и мониторинга состояния рынка в Методике содержатся механизмы сравнения цен на сопоставимых рынках, подробные критерии сопоставимости рынка применительно к банковским услугам, а также условия, при которых цена на сопоставимом рынке услуг должна рассматриваться антимонопольным органом как конкурентная. Методика регламентирует процесс исследования уровня цен на рынке банковских услуг с помощью установления средневзвешенной цены услуги.
Более того, Методикой устанавливается порог допустимого отклонения цены, поставленной под сомнение, от конкурентной цены. Граница такого отклонения установлена в 20%, т.е. в случае ее превышения в бóльшую или меньшую сторону (такое отклонение признается существенным) цена может быть признана необоснованно низкой или необоснованно высокой.
Методика содержит оговорку о том, что при исследовании обоснованности установления той или иной цены банковской услуги, а также определении допустимости существенного отклонения, могут приниматься во внимание расходы, необходимые для ее оказания. Однако каких-либо критериев отнесения расходов финансовой организации к «обоснованным» в Методике не содержится. Неопределенность в данном вопросе может вызвать существенные затруднения у кредитных организаций при определении справедливой цены на банковские услуги.
Что касается решения Президиума ФАС, то следует отметить, что некоторые разъяснения Президиума, связанные с процессом доказывания, пусть и относятся к специфике рынка финансовых услуг, вместе с тем могут служить ориентиром и в других областях хозяйственной деятельности, в частности, при установлении факта устной договоренности на других рынках.
Определение стандартов регулирования в указанных актах отражает формирование единой позиции двух регуляторов − ФАС России и Банка России и, безусловно, делает правила антимонопольного регулирования более понятными и прозрачными для финансовых организаций.
Елена Соколовская,
главный эксперт журнала «Конкуренция и право»
Цифра недели
31
мероприятие выполнено за три года реализации Нацплана развития конкуренции