В мае 2009 г. Правительство РФ утвердило подготовленную Минэкономразвития России Программу развития конкуренции в РФ на 2009–2015 гг. Она предусматривала комплекс мероприятий, направленных на развитие в России конкурентной среды, в том числе меры по снижению административных барьеров, снятию инфраструктурных ограничений конкуренции, по борьбе с ограничивающими конкуренцию действиями органов власти и их должностных лиц, по совершенствованию антимонопольного регулирования.
Летом 2012 г. глава ФАС России Игорь Артемьев, выступая на бюро правления РСПП, раскритиковал данную программу, заявив, что она потерпела полное фиаско. По мнению руководителя ФАС России, «она оказалась бессмысленным документом». Взамен программы ведомство намерено предложить 10 стратегических инициатив по развитию конкуренции, которые будут реализовываться точечно, в рамках отдельных отраслей.
На первый взгляд, разногласия, возникшие между Минэкономразвития России и ФАС России, легко преодолимы. Для этого надо четко разграничить сферы ответственности между двумя ведомствами, передав все функции по антимонопольному регулированию, включая выработку государственной политики в этой области, ФАС России. Вместе с тем механическое наделение службы еще более широкими полномочиями способно усугубить имеющиеся проблемы в сфере антимонопольного регулирования, что негативно отразится на всей социальноэкономической сфере.
При общей благосклонной оценке усиления значимости антимонопольного права и деятельности антимонопольного органа специалисты отмечают целый комплекс проблем в данной области.
Трудности антимонопольного регулирования в России связаны как с качеством принимаемых в этой сфере нормативных актов (нечеткость и непоследовательность законодательных требований, неоправданно частые изменения законодательства), так и с качеством правоприменительной деятельности (отсутствие единой процедуры рассмотрения антимонопольных дел, низкий уровень процессуальных гарантий, отсутствие разработанных стандартов доказывания, необычайно широкие полномочия антимонопольного органа, создающие почву для злоупотреблений).
Антимонопольное законодательство накладывает существенные ограничения на свободу хозяйствующих субъектов в выборе способов ведения предпринимательской деятельности. При этом ему присуща уникальная для российской правовой системы структура: оно состоит из широкого перечня абстрактных запретов. В подавляющем большинстве случаев Федеральным законом № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается не само действие, а тот эффект, к которому действие может привести.
Неудивительно, что подобное строение антимонопольных норм влечет за собой большие трудности как для самих хозяйствующих субъектов, так и для судей, сотрудников антимонопольного органа и практикующих юристов, привыкших к формальной определенности правовой нормы.
Основная сложность состоит в том, чтобы правильно определить перечень тех действий, которые способны оказать негативный эффект на состояние конкуренции. Без понимания того, какое действие может привести к нарушению конкурентной среды и тем самым подпасть под антимонопольные запреты, невозможно нормальное осуществление предпринимательской деятельности. В такой ситуации хозяйствующий субъект практически лишен возможности планировать свое поведение – оценивать его допустимость/недопустимость и связанные с этим риски…
Для того чтобы определить, привели ли отдельные действия хозяйствующих субъектов к ограничению конкуренции, необходимо проведение глубокого экономического анализа. В этой связи особое значение приобретает методика проведения такого анализа. Орган, осуществляющий разработку соответствующей методики анализа, фактически устанавливает правила поведения хозяйствующих субъектов, которые обычно регулируются федеральным законом. В настоящее время комплексная методика проведения экономического анализа по антимонопольным делам отсутствует. По сути, единственным нормативным актом, регулирующим данный вопрос, является Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденный приказом ФАС России от 28 апреля 2010 г. № 220. Но указанный Порядок покрывает лишь часть вопросов анализа состояния конкуренции, а именно вопросы установления доминирующего положения на товарном рынке: процедуру определения продуктовых и географических границ товарных рынков, определения долей хозяйствующих субъектов. Иные вопросы, связанные с оценкой влияния на конкуренцию отдельных соглашений хозяйствующих субъектов, в том числе вертикальных и горизонтальных соглашений, вопросы установления коллективного доминирования, вопросы определения монопольно высокой цены и т.п. в настоящее время ни на законодательном уровне, ни на уровне подзаконных нормативных актов не урегулированы...
Оксана Мигитко,
ведущий юрист компании
«Пепеляев Групп»
Полную версию статьи читайте в печатной версии журнала «Конкуренция и право» № 5, 2012 г.
Оформить подписку:
- на сайте
- по телефону +7 (495) 649 1806
- по электронной почте podpiska@cljournal.ru
Главная цифра
315
дел об антиконкурентных соглашениях и координации экономической деятельности ФАС России возбудила в 2024 г.