О новом Указе замолвите слово!
Журнал уделяет большое внимание судебной практике по вопросам антимонопольного регулирования. В новом номере вы найдете анализ наиболее значимых дел, рассматриваемых ФАС России и российскими арбитражными судами. Между тем, обращают на себя внимание текущие расследования, проводимые иностранными органами в отношении российских компаний.
В начале сентября Еврокомиссия объявила о начале расследования деятельности компании «Газпром» в связи с возможным нарушением правил конкуренции на рынке Европейского Союза. «Газпром» подозревается в возможном нарушении норм европейского конкурентного законодательства на территории восьми стран Центральной и Восточной Европы, на рынках которых «Газпром» занимает доминирующее положение, – Болгарии, Венгрии, Латвии, Литве, Польше, Словаки, Чехии и Эстонии.
Еврокомиссия пытается разобраться, злоупотребляет ли «Газпром» своим доминирующим положением на рынке поставки газа и нарушает ли тем самым ст. 102 Договора о функционировании Европейского Союза.
Еврокомиссия подозревает «Газпром» в совершении трех нарушений: разделении рынка поставки газа и создании препятствий для поставок газа между странами ЕС, создании препятствий для диверсификации поставок газа, установлении «несправедливых» цен для потребителей газа путем привязки цен на газ к ценам на нефть.
Нельзя исключить, что активность Еврокомиссии определяется не только правовыми ориентирами. В связи с текущим расследованием 11 сентября 2012 г. Президент РФ подписал Указ № 1285 «О мерах по защите интересов Российской Федерации при осуществлении российскими юридическими лицами внешнеэкономической деятельности» (далее – Указ), в соответствии с которым стратегические предприятия («Газпром», «Аэрофлот», «Федеральная сетеваякомпания», «Роснефть», «Российские железные дороги» и др.) будут обязаны согласовывать свою внешне¬экономическую деятельность с Правительством РФ. Теперь в случае предъявления к стратегическим предприятиям требований со стороны органов иностранных государств, международных организаций, союзных объединений ино¬странных государств, в том числе о предоставлении информации о своей деятельности, они вправе предоставить такую информацию только с предварительного согласия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством РФ. Уполномоченный орган будет определен Правительством РФ.
Указом установлено, что уполномоченный орган вправе отказать в согласии в том числе на предоставление информации о деятельности стратегических предприятий иностранному органу/организации, если такая информация способна нанести ущерб экономическим интересам России.
В связи с принятием Указа возникает множество вопросов. Какова цель Указа: исключительно информационная или предполагающая влияние Правительства РФ на ход расследований иностранных органов? Каким образом российский уполномоченный орган будет оценивать угрозу нанесения ущерба экономическим интересам России? Какие юридические последствия могут возникнуть в случае отказа стратегическим предприятием в связи с наложением запрета российским уполномоченным органом? Каково соотношение полномочий российских и иностранных органов при проведении расследований на территории зарубежных государств?
Оценить последствия применения Указа можно будет только после того, как будет определен уполномоченный орган и порядок его реализации. Это мы и будем отслеживать на страницах нашего журнала.
Елена Соколовская,
главный эксперт журнала «Конкуренция и право»
Содержание
Елена Соколовская
Судебная практика
Вопросы ответственности: конституционное измерение
Евгений Тарибо
Антимонопольные споры по торгам
Георгий Ячменев
Электроэнергетика: ценообразование и судебный прецедент
Дарья Огневская
Закон о торговле. Правила дискриминации
Евгений Мушта
Частноправовые иски. В чем подвох?
Юлий ТайКирилл Чоракаев
Точка зрения
Антимонопольная политика: время перемен
Оксана Мигитко
Форумы и конференции
События, на которые стоит обратить внимание
Продолжение дискуссии
Соглашение о единых правилах конкуренции: этапы реализации
Татьяна Чеснокова
Конкуренция vs коррупция: соотношение требований законодательства
Эдуард Бекещенко, Антон Суббот
Актуальные вопросы
Стратегические инвестиции: новые инициативы ФАС
Сергей Стефанишин, Андрей Широкинский
Госзакупки: грань между потребностями заказчика и ограничением конкуренции
Мария Канунцева
Может ли срок внесения задатка ограничивать доступ к торгам?
Ярослав Кулик
Мировой опыт
«Вертикальные» соглашения в странах НАФТА. Мексика и США
Ксения Беликова
Мониторинг
Обзор практики
Мария Седых
Цифра недели
31
мероприятие выполнено за три года реализации Нацплана развития конкуренции