Пятница, 17 января 2025 г.
Пролистать
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00
Главная /  Аналитика /  О новом Указе замолвите слово!
О новом Указе замолвите слово!

Журнал «Конкуренция и право» уделяет большое внимание судебной практике по вопросам антимонопольного регулирования. В новом номере вы найдете анализ наиболее значимых дел, рассматриваемых ФАС России и российскими арбитражными судами. Между тем, обращают на себя внимание текущие расследования, проводимые иностранными органами в отношении российских компаний.

В начале сентября  Еврокомиссия объявила о начале расследования деятельности компании «Газпром» в связи с возможным нарушением правил конкуренции на рынке Европейского Союза. «Газпром» подозревается в возможном нарушении норм европейского конкурентного законодательства на территории восьми стран Центральной и Восточной Европы, на рынках которых «Газпром» занимает доминирующее положение, – Болгарии, Венгрии, Латвии, Литве, Польше, Словаки, Чехии и Эстонии. 

Еврокомиссия пытается разобраться, злоупотребляет ли «Газпром» своим доминирующим положением на рынке поставки газа и нарушает ли тем самым ст. 102 Договора о функционировании Европейского Союза.

Еврокомиссия подозревает «Газпром» в совершении трех нарушений: разделении рынка поставки газа и создании препятствий для поставок газа между странами ЕС, создании препятствий для диверсификации поставок газа, установлении «несправедливых» цен для потребителей газа путем привязки цен на газ к ценам на нефть.

Нельзя исключить, что активность Еврокомиссии  определяется  не только правовыми ориентирами. В связи с текущим расследованием 11 сентября 2012 г. Президент РФ подписал Указ № 1285 «О мерах по защите интересов Российской Федерации при осуществлении российскими юридическими лицами внешнеэкономической деятельности» (далее – Указ), в соответствии с которым стратегические предприятия («Газпром», «Аэрофлот», «Федеральная сетевая компания», «Роснефть», «Российские железные дороги» и др.) будут обязаны согласовывать свою внешне­экономическую деятельность с Правительством РФ. Теперь в случае предъявления к стратегическим предприятиям требований со стороны органов иностранных государств, международных организаций, союзных объединений ино­странных государств, в том числе о предоставлении информации о своей деятельности, они вправе предоставить такую информацию только с предварительного согласия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством РФ. Уполномоченный орган будет определен Правительством РФ.

Указом установлено, что уполномоченный орган вправе отказать в согласии в том числе  на предоставление информации о деятельности стратегических предприятий иностранному органу/организации, если такая информация способна нанести ущерб экономическим интересам России.

В связи с принятием Указа возникает множество вопросов. Какова цель Указа: исключительно информационная или предполагающая влияние Правительства РФ на ход расследований иностранных органов? Каким образом российский уполномоченный орган будет оценивать угрозу нанесения ущерба экономическим интересам России? Какие юридические последствия могут возникнуть в случае отказа стратегическим предприятием в связи с наложением запрета российским уполномоченным органом? Каково соотношение полномочий российских и иностранных органов при проведении расследований на территории зарубежных государств?

Оценить последствия применения Указа можно будет только после того, как будет определен уполномоченный орган и порядок его реализации. Это мы и будем отслеживать на страницах нашего журнала. 

 

Елена Соколовская,

главный эксперт журнала «Конкуренция и право»

Журнал «Конкуренция и право»
Читать    Подписаться

08 октября 2012 г.

Главная цифра

6

электронный выпуск журнала «Конкуренция и право» за 2024 г. доступен для чтения

Опрос
Нам очень интересно, кто посещает сайт «Конкуренции и права». Итак, Вы: