Телефон подписки
8 (800) 555-66-00
6–7 октября 2022 г. в Алматы пройдет VIII Евразийский антимонопольный форум. Организаторы – Агентство Республики Казахстан по защите и развитию конкуренции, Центр защиты конкуренции, Альянс антимонопольных экспертов и Международный центр конкурентного права и политики БРИКС.
15 ноября 2022 г. Право.ru проведет ежегодный Litigation Forum, на котором эксперты в области судебного процесса поделятся опытом и знаниями, необходимыми для эффективной работы.
Главная /  Аналитика /  Зарубежные институты в практике ФАС
Зарубежные институты в практике ФАС

Изучение мирового опыта и лучшей практики применения антимонопольного законодательства в США и Европе чрезвычайно важно для целей усовершенствования российского антимонопольного законодательства. В настоящее время некоторые  институты зарубежного конкурентного права, такие как концепция «коллективного» доминирования, программа смягчения ответственности, «оборотные» штрафы,  уже имплементированы в российское антимонопольное законодательство.  Вопрос  о том, насколько эффективно применяются эти зарубежные концепции в практике российского антимонопольного органа, остается на сегодняшний день дискуссионным.

В российском антимонопольном законодательстве до сих пор существует множество пробелов, порождающих правовую неопределенность. В частности, в настоящее время отсутствуют механизмы реализации и устойчивая единообразная практика антимонопольного органа и судов по применению запретов в отношении компаний, занимающих доминирующее положение, запретов на ограничивающие конкуренцию соглашения и согласованные действия, а также по допустимости таких действий.

В отличие от России, в европейском законодательстве все эти вопросы достаточно четко регламентированы. Так, в Договоре о функционировании Европейского Союза всего несколько статей посвящено общим правилам конкуренции. Более подробно эти правила раскрываются в многочисленных актах (разъяснениях, руководствах) Совета ЕС (Council Regulations) и Еврокомиссии (Commission Regulations, Guidelines, Commission Notices). Такого рода акты делают правила поведения прозрачными и понятными для участников рынка и в результате способствуют достижению целей антимонопольного регулирования.

Сейчас в российской практике возникла острая необходимость в разработке на уровне подзаконных актов подобных разъяснений и стандартов применения норм Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», который носит рамочный характер и не содержит механизмов реализации положений этого Закона. 

Так, сегодня уже ведется активная работа ФАС России совместно с участниками различных профессиональных организаций, в том числе с членами  Некоммерческого партнерства «Содействие развитию конкуренции», по разработке подобных разъяснений.

В частности,  в Дорожной карте проекта «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики» национальной предпринимательской инициативы по улучшению инвестиционного климата в РФ, содержащей план работы ФАС России на ближайшие несколько лет, обозначено в качестве одного из приоритетов разработка и утверждение разъяснений, указаний (аналог существующим в Европе Guidelines) по следующим основным направлениям:  стандартам доказывания  недопустимых соглашений (в том числе картелей) и согласованных действий на товарных рынках, а также сговоров на торгах; стандартам оценки допустимости способов ведения бизнеса субъектами, занимающими доминирующее положение на рынке; стандартам доказывания и расчета убытков, причиненных нарушением антимонопольного законодательства; стандартам оценки соглашений в инновационных и высокотехнологичных сферах деятельности; стандартам оценки «вертикальных» соглашений.

Утверждение этих указаний намечено на октябрь 2013 г.

С целью дальнейшего развития российского антимонопольного законодательства, а также с учетом текущей приоритетной задачи ФАС России в раскрытии картелей было бы целесообразно  ввести в российское законодательство программу «урегулирования» (settlement procedure), эффективно применяемую при расследовании картелей в ЕС наряду с программой смягчения ответственности (leniency program). В Европе программа «урегулирования» используется примерно в 50% случаях расследований картелей, проводимых Еврокомиссией, и существенно повышает раскрываемость этих трудновыявляемых и доказуемых нарушений.

Более подробно о мировом опыте применения антимонопольного законодательства  и его влиянии на российскую правоприменительную практику читайте в статьях наших авторов, опубликованных в журнале «Конкуренция и право» № 6, 2012 г.

 

Елена Соколовская,

главный эксперт журнала «Конкуренция и право»

Журнал «Конкуренция и право»
Читать    Подписаться

23 ноября 2012 г.

Оставить комментарий


Внимание! Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.

Вход для пользователей       Зарегистрироваться



Опрос
Предлагаемые в пятом антимонопольном пакете меры достаточны для выявления и пресечения антиконкурентных практик цифровых платформ?