Элина Галиева,
младший юрист антимонопольной практики «Пепеляев Групп»
Решение Верховного Суда РФ от 28.09.2022 № АКПИ22-559 «О признании недействующим абз. 24 письма ФАС России от 02.11.2021 № КТ/93622/21 „О распространении звуковой рекламы с использованием звукотехнического оборудования“» (в удовлетворении заявления отказано)
Заявитель
ООО «Дан-Трейд»
Резюме эксперта
ВС РФ опроверг поддержанный Минюстом России вывод компании о том, что ФАС России превысила полномочия при издании письма, где сказано, что запрет на распространение звуковой рекламы с использованием звукотехнического оборудования касается в т. ч. рекламы на опорах линий электропередач.
На основании этого письма и иных нормативных правовых актов ведомство оштрафовало компанию по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ за распространение рекламы через громкоговорители, установленные на опорах контактной сети троллейбусов. Хозсубъект утверждал, что Закон о рекламе не содержит такого запрета, а письмо противоречит ч. 1 ст. 19 Закона.
ВС РФ указал, что письмо не устанавливает дополнительных правил поведения и носит информационный характер, поскольку ч. 1 ст. 19 Закона о рекламе запрещает распространение звуковой рекламы на конструктивных элементах сооружений, к которым относятся и линии электропередач.
Обстоятельства дела
ФАС России в оспариваемом письме заявила, что Закон о рекламе запрещает распространять рекламу с использованием звукотехнического оборудования, располагаемого на линиях электропередач и столбах освещения (вне зависимости от расстояния до жилых домов).
«Дан-Трейд» оспорил это разъяснение в ВС РФ, ссылаясь на то, что оно:
Минюст России в отзыве на административное исковое заявление выразил мнение, что при издании письма ФАС России превысила полномочия.
Решение ВС РФ и его обоснование
ВС РФ отказал в удовлетворении требований, обратив внимание на следующее.
1. В письме ФАС России разъяснила относящиеся к ее компетенции вопросы. Оно носит информационный характер, не формулирует общеобязательных правил поведения, отличных от требований законодательства.
2. Исходя из анализа норм Градостроительного кодекса РФ, Технического регламента о безопасности зданий и сооружений, Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008), Национального стандарта РФ ГОСТ Р ИСО 6707-1-2020 «Национальный стандарт Российской Федерации. Здания и сооружения. Общие термины» к объектам капитального строительства относятся также линии связи и электропередач, включая их отдельные элементы – столбы освещения (п. 23 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ, приказы Ростехрегулирования от 12.12.2014 № 2018-ст, от 24.12.2020 № 1388-ст).
3. Запрет на распространение рекламы с использованием звукотехнического оборудования не зависит от того, является ли сооружение, на котором оборудование монтируется и располагается, объектом капстроительства.
Подана апелляционная жалоба в ВС РФ.
Для информации
ФАС России признала письмо от 02.11.2021 № КТ/93622/21 «О распространении звуковой рекламы с использованием звукотехнического оборудования» утратившим силу (письмо от 02.12.2022 № МШ/109196-ПР/22 «О направлении информации»)
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 02.11.2022 по делу № А40-5857/2022 (решение в пользу антимонопольного органа)
Участники дела
ООО «Русагро-Саратов» против ФАС России
Резюме эксперта
Суд округа опроверг выводы нижестоящих инстанций о том, что сделки, заключенные в ходе банкротных торгов, не подлежат предварительному согласованию с ФАС России. И подчеркнул, что ссылка судов на Постановление КС РФ от 29.06.2004 № 13-П несостоятельна, поскольку из него не следует приоритет норм Закона о банкротстве над Законом о защите конкуренции.
Полагаем, что такое решение кассации будет способствовать формированию единообразной судебной практики по делам, касающимся применения требований антимонопольного законодательства о необходимости предварительного согласования сделки к сделкам, заключаемым по итогам проведения банкротных торгов.
Обстоятельства дела
В ходе конкурсного производства АО «Жировой комбинат» на торгах продало «Русагро-Саратов» основные производственные средства и нематериальные активы (более 25%).
ФАС России оштрафовала «Русагро-Саратов» по ч. 3 ст. 19.8 КоАП РФ, т. к. компания не подала в службу ходатайство о согласовании сделки, превысившей установленные пороговые значения (нарушение ч. 1 ст. 32 Закона о защите конкуренции).
Компания обжаловала постановление о штрафе в суде. Две инстанции требования удовлетворили, посчитав, что:
ФАС России подала кассационную жалобу, подчеркнув, что вопреки выводам судов Закон о защите конкуренции обязывает обращаться с ходатайством при превышении установленных значений по сделке вне зависимости от способа ее заключения.
Решение кассации и его обоснование
Суд округа отменил принятые по делу акты нижестоящих инстанций, сделав такие выводы:
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16.11.2022 по делу № А74-3310/2022 (решение в пользу антимонопольного органа)
Участники дела
ПАО «Совкомбанк» против Хакасского УФАС России
Резюме эксперта
Кассация поддержала решение нижестоящих судов о признании наружной рекламы «Совкомбанка» ненадлежащей. Наиболее выгодные условия предоставления кредита в рекламе выделили четко, а иные существенные условия были нечитаемы – набраны мелко на неконтрастном фоне.
По мнению судов, несмотря на отсутствие нормативов для размера шрифта наружной рекламы, в силу ст. 5 Закона о рекламе объявление не должно вводить читателя в заблуждение. В данном случае значительная разница в размерах шрифта, общая структура рекламного баннера и место его расположения не позволяли потребителю воспринять все существенные условия услуги.
Обстоятельства дела
УФАС признало ненадлежащей, нарушающей ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28, ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе наружную рекламу «Совкомбанка» такого содержания: «Особые условия для пенсионеров возвращаем проценты по денежному кредиту % [далее мелкий нечитаемый текст]». Часть информации разместили так, что затруднялось ее восприятие (с учетом размера рекламной конструкции и шрифта текста, а также его местоположения). Кроме того, в рекламе не было части существенных сведений: о сумме и сроке кредитного договора.
Банку выдано предписание об устранении нарушений.
Решение и предписание УФАС «Совкомбанк» оспорил в суде. Две инстанции признали их законными.
Тогда банк подал кассационную жалобу, полагая, что суды и УФАС не обосновали квалификацию рекламного текста как мелкого.
Решение кассации и его обоснование
Кассация оставила в силе акты судов по делу, отметив четыре момента.
1. Если информация изображена так, что не воспринимается / плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и т. п.), и это приводит к искажению ее смысла и вводит потребителей в заблуждение, то такая информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей, поскольку не содержит часть существенной информации о товаре (п. 28 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона „О рекламе“»).
2. Наиболее привлекательная для потребителя информация указана крупно на красном фоне в середине баннера, а иные существенные условия кредита – способом, затрудняющим их восприятие (мелким шрифтом серого цвета на белом фоне в нижней части баннера с иной толщиной шрифта). Суды правомерно заключили: для изучения непривлекательных обременительных условий финуслуги требуется напрягать зрение. Вместе с тем эти условия существенны, их недоведение искажает содержание рекламы в целом.
3. Законом о рекламе не установлен размер шрифта, которым должна быть напечатана обязательная информация, однако это не означает, что размер шрифта может быть любым. Реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей (ст. 5 Закона).
4. Вопрос восприятия рекламной информации – вопрос факта, который не требует специальных знаний. Отраженные в рекламе сведения должны быть доступны для любого потенциального потребителя.
Главная цифра
315
дел об антиконкурентных соглашениях и координации экономической деятельности ФАС России возбудила в 2024 г.