СЛОВО ГЛАВНОГО ЭКСПЕРТА
___________________________________________
Маркетплейсы берут на карандаш
Разные страны ищут способы защитить конкуренцию в сфере интернет-торговли и снизить риск монополизации. Россия не исключение. Причем за последнее время наметился переход от саморегулирования электронной коммерции к большей регламентации. Одну из инициатив, которой предлагается установить запреты и обязанности для маркетплейсов, освещает Елена Соколовская, главный эксперт журнала «Конкуренция и право».
См. также английскую версию статьи.
ТЕМА НОМЕРА
ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ
___________________________________________
Андрей Цыганов: «Мы стремимся продвигать механизмы „мягкого права“ на международном уровне»
Антимонопольный блок БРИКС работает с цифровой повесткой давно, активно и последовательно. Подготовлены два доклада по теме — по сути, практические пособия для регуляторов, экспертов и практиков при рассмотрении конкретных кейсов. Заместитель руководителя ФАС России рассказал «Конкуренции и праву» об итогах работы объединения в цифровой сфере, о планах площадки уже в формате БРИКС 2.0 и передовых практиках стран-партнеров.
Елена Заева: «Считаем целесообразным рассмотреть вопрос о регулировании деятельности маркетплейсов в отдельном законе»
Несмотря на отмену моратория на внеплановые проверки ИТ-компаний, антимонопольная служба настроена взаимодействовать с бизнесом в формате модерации, заверила начальник Управления регулирования связи и информационных технологий ФАС России. Вместе с тем в ведомстве считают, что растущему рынку маркетплейсов нужна законодательная донастройка.
Артем Соколов: «Пресечение нарушений в конкретной ситуации эффективнее создания нового и сложного регулирования»
Рынок онлайн-ретейла сейчас под пристальным вниманием контролеров, а вопросами правового регулирования деятельности маркетплейсов активно занимается законодатель. Как бизнес относится к тому, что снят мораторий на проверки ИТ-компаний, и к предлагаемым поправкам об ограничениях для электронной коммерции? Об этом рассказал президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ).
Взаимодействие владельца платформы с поставщиками: подходы к регулированию
Из-за особой структуры цифровых экосистем выявить нарушения конкурентного законодательства на ИТ-рынках труднее, чем на товарных. Традиционные методы контроля, позволяющие пресекать злоупотребление доминирующим положением, малоэффективны. Да и общепризнанного понятия такой экосистемы до сих пор нет. Вместе с тем владельцы платформ выработали правила взаимодействия с поставщиками. Понаблюдать, как эта практика формировалась в результате самоконтроля и под давлением регулятора, предлагают:
О паритете для онлайн-торговли и традиционной розницы
Коммивояжеры, торговцы по каталогам, «магазины на диване», интернет-продажи — этапы развития того, что сейчас называется маркетплейсом. Суть такой формы торговли: покупатель и продавец не взаимодействуют в физическом пространстве. В остальном все признаки розничной купли-продажи сохраняются. В то же время специфика деятельности маркетплейсов, их отношений с поставщиками и пунктами выдачи товаров, а также более мягкое антимонопольное регулирование дают им преимущества по сравнению с обычными магазинами. Как можно решить проблему неравенства, рассуждает Алексей Елаев, заместитель генерального директора по правовым вопросам торговой сети «СПАР-Калининград», старший преподаватель Западного филиала РАНХиГС при Президенте РФ.
Вопрос прокомментировала Наталия Балекина, юрист цифровой группы «Пепеляев Групп». Она сообщила, какие требования законопроект об унифицированном регулировании работы маркетплейсов предъявляет к договорам с продавцом и владельцем пункта выдачи заказов, к организации и осуществлению деятельности агрегаторов.
ЦИФРЫ И ФАКТЫ
___________________________________________
Пять лет будет действовать новая программа мер по выявлению и пресечению картелей; пять актов о процедуре контроля за соблюдением общих правил конкуренции на трансграничных рынках скорректированы; 72 региона попали в список тех, где были выявлены картели и сговор с заказчиком. Об этих и других событиях говорят цифры.
ДЕЛОВЫЕ ВСТРЕЧИ
___________________________________________
Весенние антимонопольные тезисы
22 марта 2024 г. состоялся уже ставший традицией мартовский Антимонопольный форум ОКЮР при поддержке ФАС России «Конкуренция: взгляд в будущее». Участники обсудили контроль в сфере закупок и пресечение картелей, поиск системы сдержек и противовесов в регулировании цен, применение пятого антимонопольного пакета на цифровых рынках и многое другое.
МАСТЕР-КЛАСС
___________________________________________
7 правил в рекламе для фармкомпаний
В маркетинге бытует мнение, что юристы порой мешают создавать креативную коммуникацию с потребителем. Денис Кульпанович, главный юрист НПО «Петровакс Фарм», предлагает решение — свод правил в виде инфографики. Наглядный материал будет всегда перед глазами и напомнит продакт-менеджерам о законодательных ограничениях при разработке рекламного материала или его приемке у подрядчика.
ПРАВОВЫЕ ПОЗИЦИИ
___________________________________________
Универсальная предквалификация. На что обратить внимание участнику госзакупки
«Оптимизационным» пакетом в законодательство о контрактной системе были внесены масштабные поправки, направленные на совершенствование закупочных процедур. Одним из серьезных изменений стало введение предквалификационного барьера на вход в закупку, которое и по сей день вызывает неоднозначное толкование на практике. Каких подходов в этом вопросе придерживается контролер, сообщила Екатерина Кузнецова, заместитель начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России.
Как рассчитать и обосновать цены в корпоративных закупках
В 2021 г. корпоративным заказчикам была вменена обязанность рассчитывать и обосновывать цены при проведении любых закупочных процедур. Однако порядок каждая компания устанавливает самостоятельно в своем положении о закупке. Мнимая свобода действий порождает немало вопросов и не только о том, что правильно, но и о том, какие санкции могут применяться к корпоративному заказчику. О методах обоснования цен и рекомендациях по их использованию рассказала Ольга Беляева, главный научный сотрудник Центра частного права Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, д-р юрид. наук, профессор РАН.
СУДЕБНЫЙ НАВИГАТОР
___________________________________________
Знакомим вас со следующими позициями судов:
Подробности — в обзоре, подготовленном Анной Симаченко, юристом антимонопольной практики «Пепеляев Групп».
За свежей судебной практикой по антимонопольным спорам вы можете также следить здесь.
Цифра недели
31
мероприятие выполнено за три года реализации Нацплана развития конкуренции