Вторник, 21 мая 2024 г.
Пролистать
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00
Главная /  КОНКУРЕНЦИЯ И ПРАВО № 2, 2024 (март-апрель)
КОНКУРЕНЦИЯ И ПРАВО № 2, 2024 (март-апрель)

СЛОВО ГЛАВНОГО ЭКСПЕРТА
___________________________________________

Маркетплейсы берут на карандаш
Разные страны ищут способы защитить конкуренцию в сфере интернет-торговли и снизить риск монополизации. Россия не исключение. Причем за последнее время наметился переход от саморегулирования электронной коммерции к большей регламентации. Одну из инициатив, которой предлагается установить запреты и обязанности для маркетплейсов, освещает Елена Соколовская, главный эксперт журнала «Конкуренция и право».
См. также английскую версию статьи.

 

ТЕМА НОМЕРА

ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ
___________________________________________

Андрей Цыганов: «Мы стремимся продвигать механизмы „мягкого права“ на международном уровне»
Антимонопольный блок БРИКС работает с цифровой повесткой давно, активно и последовательно. Подготовлены два доклада по теме — по сути, практические пособия для регуляторов, экспертов и практиков при рассмотрении конкретных кейсов. Заместитель руководителя ФАС России рассказал «Конкуренции и праву» об итогах работы объединения в цифровой сфере, о планах площадки уже в формате БРИКС 2.0 и передовых практиках стран-партнеров.

Елена Заева: «Считаем целесообразным рассмотреть вопрос о регулировании деятельности маркетплейсов в отдельном законе»
Несмотря на отмену моратория на внеплановые проверки ИТ-компаний, антимонопольная служба настроена взаимодействовать с бизнесом в формате модерации, заверила начальник Управления регулирования связи и информационных технологий ФАС России. Вместе с тем в ведомстве считают, что растущему рынку маркетплейсов нужна законодательная донастройка.

Артем Соколов: «Пресечение нарушений в конкретной ситуации эффективнее создания нового и сложного регулирования»
Рынок онлайн-ретейла сейчас под пристальным вниманием контролеров, а вопросами правового регулирования деятельности маркетплейсов активно занимается законодатель. Как бизнес относится к тому, что снят мораторий на проверки ИТ-компаний, и к предлагаемым поправкам об ограничениях для электронной коммерции? Об этом рассказал президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ).

Взаимодействие владельца платформы с поставщиками: подходы к регулированию
Из-за особой структуры цифровых экосистем выявить нарушения конкурентного законодательства на ИТ-рынках труднее, чем на товарных. Традиционные методы контроля, позволяющие пресекать злоупотребление доминирующим положением, малоэффективны. Да и общепризнанного понятия такой экосистемы до сих пор нет. Вместе с тем владельцы платформ выработали правила взаимодействия с поставщиками. Понаблюдать, как эта практика формировалась в результате самоконтроля и под давлением регулятора, предлагают:

  • Андрей Шаститко, заведующий кафедрой конкурентной и промышленной политики экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, директор Центра исследований конкуренции и экономического регулирования РАНХиГС, д-р экон. наук, профессор;
  • Ирина Филиппова, научный сотрудник кафедры конкурентной и промышленной политики экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

О паритете для онлайн-торговли и традиционной розницы
Коммивояжеры, торговцы по каталогам, «магазины на диване», интернет-продажи — этапы развития того, что сейчас называется маркетплейсом. Суть такой формы торговли: покупатель и продавец не взаимодействуют в физическом пространстве. В остальном все признаки розничной купли-продажи сохраняются. В то же время специфика деятельности маркетплейсов, их отношений с поставщиками и пунктами выдачи товаров, а также более мягкое антимонопольное регулирование дают им преимущества по сравнению с обычными магазинами. Как можно решить проблему неравенства, рассуждает Алексей Елаев, заместитель генерального директора по правовым вопросам торговой сети «СПАР-Калининград», старший преподаватель Западного филиала РАНХиГС при Президенте РФ.

Вопрос прокомментировала Наталия Балекина, юрист цифровой группы «Пепеляев Групп». Она сообщила, какие требования законопроект об унифицированном регулировании работы маркетплейсов предъявляет к договорам с продавцом и владельцем пункта выдачи заказов, к организации и осуществлению деятельности агрегаторов.

 

ЦИФРЫ И ФАКТЫ
___________________________________________

Пять лет будет действовать новая программа мер по выявлению и пресечению картелей; пять актов о процедуре контроля за соблюдением общих правил конкуренции на трансграничных рынках скорректированы; 72 региона попали в список тех, где были выявлены картели и сговор с заказчиком. Об этих и других событиях говорят цифры.

 

ДЕЛОВЫЕ ВСТРЕЧИ
___________________________________________

Весенние антимонопольные тезисы
22 марта 2024 г. состоялся уже ставший традицией мартовский Антимонопольный форум ОКЮР при поддержке ФАС России «Конкуренция: взгляд в будущее». Участники обсудили контроль в сфере закупок и пресечение картелей, поиск системы сдержек и противовесов в регулировании цен, применение пятого антимонопольного пакета на цифровых рынках и многое другое.

 

МАСТЕР-КЛАСС
___________________________________________

7 правил в рекламе для фармкомпаний
В маркетинге бытует мнение, что юристы порой мешают создавать креативную коммуникацию с потребителем. Денис Кульпанович, главный юрист НПО «Петровакс Фарм», предлагает решение — свод правил в виде инфографики. Наглядный материал будет всегда перед глазами и напомнит продакт-менеджерам о законодательных ограничениях при разработке рекламного материала или его приемке у подрядчика. 

 

ПРАВОВЫЕ ПОЗИЦИИ
___________________________________________

Универсальная предквалификация. На что обратить внимание участнику госзакупки
«Оптимизационным» пакетом в законодательство о контрактной системе были внесены масштабные поправки, направленные на совершенствование закупочных процедур. Одним из серьезных изменений стало введение предквалификационного барьера на вход в закупку, которое и по сей день вызывает неоднозначное толкование на практике. Каких подходов в этом вопросе придерживается контролер, сообщила Екатерина Кузнецова, заместитель начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России.

Как рассчитать и обосновать цены в корпоративных закупках
В 2021 г. корпоративным заказчикам была вменена обязанность рассчитывать и обосновывать цены при проведении любых закупочных процедур. Однако порядок каждая компания устанавливает самостоятельно в своем положении о закупке. Мнимая свобода действий порождает немало вопросов и не только о том, что правильно, но и о том, какие санкции могут применяться к корпоративному заказчику. О методах обоснования цен и рекомендациях по их использованию рассказала Ольга Беляева, главный научный сотрудник Центра частного права Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, д-р юрид. наук, профессор РАН.

 

СУДЕБНЫЙ НАВИГАТОР
___________________________________________

Знакомим вас со следующими позициями судов:

  • ВС РФ разрешил участвовать в торгах с распечатанными электронными выписками;
  • картель с классическим набором косвенных доказательств признан недоказанным;
  • заказчик, в отношении которого введены санкции, может проводить неконкурентные закупки;
  • кассация не поддержала позицию нижестоящих судов о поставке качественного товара; признала незаконным отказ в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства;
  • признан правомерным штраф за ненадлежащую проверку рекламы.

Подробности — в обзоре, подготовленном Анной Симаченко, юристом антимонопольной практики «Пепеляев Групп».
За свежей судебной практикой по антимонопольным спорам вы можете также следить здесь.

Цифра недели

1610

нарушений в применении нацрежима выявила ФАС России за 2023 г.

Опрос
Необходимо ли сегодня дополнительное госрегулирование для маркетплейсов?