Среда, 6 ноября 2024 г.
Пролистать
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00
Главная /  Аналитика /  Универсальная предквалификация. На что обратить...
Универсальная предквалификация. На что обратить внимание участнику госзакупки

Екатерина Кузнецова,

заместитель начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России

 

Опубликовано в журнале «Конкуренция и право» № 2, 2024 г.

«Оптимизационным» пакетом в законодательство о контрактной системе были внесены масштабные поправки, направленные на совершенствование закупочных процедур. Одним из серьезных изменений стало введение предквалификационного барьера на вход в закупку, которое и по сей день вызывает неоднозначное толкование на практике. Каких подходов в этом вопросе придерживается контролер?

Как процедура предквалификации повлияла на статистику жалоб

По задумке законодателя процедура предквалификационного отбора участников закупки направлена на защиту заказчика от «профессиональных жалобщиков», позволяет минимизировать количество неисполненных контрактов и повысить качество закупаемых заказчиками товаров (работ, услуг).

И это наглядно показывает статистика. В 2022 г., когда новая система только начала функционировать, центральный аппарат и территориальные органы ФАС России рассмотрели по существу 37 536 жалоб — почти на 30% меньше, чем годом ранее. При этом количество обоснованных жалоб от общего числа рассмотренных увеличилось в 2022 г. до 42% против 30% в 2021-м, что свидетельствует о повышении уровня профессионализма участников закупок.

 

Суть изменений

«Оптимизационный» пакет поправок был принят Федеральным законом от 02.07.2021 № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

С помощью новых правил заказчики могут определить поставщиков с нужными квалификацией и опытом

До 2022 г. принять участие в аукционе имела возможность любая компания (ИП, физическое лицо), не обладавшая ранее опытом участия в госзакупках или закупках госкомпаний, проводимых в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ). Исключение составляли случаи, когда предмет закупки включался в перечень отдельных видов товаров (работ, услуг), в отношении которых обязательны к установлению дополнительные требования к участникам торгов (Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг…»).

С 1 января 2022 г. неопытная организация не может претендовать на участие в торгах и, как следствие, на победу и заключение контракта с заказчиком при НМЦК более 20 млн руб. На входе в закупку необходимо установить дополнительные барьеры в соответствии с ч. 2.1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ). Участник торгов (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки должен исполнить контракт или договор, заключенный в соответствии с Законом № 223-ФЗ, при условии своего соответствия также требованию об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных в рамках таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств должна составлять не менее 20% НМЦК.

С помощью новых правил заказчики могут определить поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с нужными квалификацией и опытом участия в государственных и муниципальных закупках и отсеять недобросовестных хозсубъектов.

 

Подтверждение опыта участия в закупках

Соответствие требованиям универсальной предквалификации подтверждается:

  • номером записи из реестра контрактов, предусмотренного Законом № 44-ФЗ;
  • выпиской из реестра контрактов, составляющих гостайну;
  • исполненным контрактом в соответствии с Законом № 44-ФЗ или договором, предусмотренным Законом № 223-ФЗ, а также актом приемки поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), подтверждающим их цену.

При этом предмет исполненного контракта или договора неважен. На участие в закупке на поставку автомобилей заявку может подать организация, которая ранее занималась, например, строительством.

Как указал Минфин России, контракт (договор), представляемый участником закупки согласно ч. 2.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, должен быть заключен с этим лицом и исполнен им в полном объеме. Другими словами, поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг) по контракту (договору) должна быть завершена. Это будет служить подтверждением, что у конкретного хозсубъекта имеется опыт, позволяющий сделать вывод об объеме поставленных им товаров (выполненных работ, оказанных услуг) (письмо Минфина России от 05.04.2023 № 24-06-07/30291).

 

Как нововведение отразилось на процедуре обжалования госзакупок

При проведении открытых/закрытых электронных процедур жалоба может направляться в ФАС России исключительно через ЕИС: в системе размещается информация о номере записи в реестре заключенных заказчиками контрактов по Закону № 44-ФЗ/ реестре заключенных заказчиками договоров по Закону № 223-ФЗ, стоимость и срок исполненных обязательств по которым соответствуют требованиям универсальной предквалификации и сведения об исполнении которых размещены в ЕИС.

Для пресечения злоупотребления правом на обжалование закупок ФАС России письмом от 29.12.2023 № МШ/112518/23 разъяснила применение гл. 6 Закона № 44-ФЗ в части порядка принятия/рассмотрения жалоб от лиц без специальной правоспособности и опыта выполнения работ, предусмотренного установленной извещением позицией приложения к Постановлению № 2571.

Для участия в закупке с универсальной предквалификацией надо аккредитоваться на сайте оператора площадки

 

Нюансы аккредитации на площадке

Для участия в закупке с установленной универсальной предквалификацией (или дополнительными требованиями) надо аккредитоваться на сайте оператора электронной площадки. Для этого в отношении каждого такого вида требований вносятся информация и документы, предусмотренные перечнем в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 «О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» (далее — Постановление № 2571).

Обратите внимание: ответственность за предоставление недостоверной информации о своем соответствии требованиям и за действия, совершенные на основании указанных информации и (или) документов, участник закупки несет самостоятельно. Оператор электронной площадки, принимая решение об аккредитации, изучает комплексность представленных документов, а также проверяет соответствие предмета представленного контракта (договора) соответствующей позиции приложения к Постановлению № 2571 (в отличие от аккредитации по ч. 2.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ).

 

Пример из практики

Хозсубъект обратился с заявлением о проведении проверки в отношении действий оператора электронной площадки. Тот отказал в размещении документов в реестре аккредитованных участников закупок, из-за чего заявитель не смог принять участие в аукционе.

При этом хозсубъект пытался направить оператору электронной площадки номер закупки, по итогам которой был заключен и успешно исполнен контракт, а не номер реестровой записи такого контракта, что не соответствует положениям законодательства о контрактной системе (Решение ФАС России от 23.06.2023 по делу № 23/44/99/60).

 

Ошибки при установлении дополнительных требований к участникам закупки и подтверждении соответствия

Рассматриваемые изменения уже не новы, но до сих пор многие задаются вопросами, как правильно формировать в извещении и как интерпретировать требования к потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям). Приведем два примера ошибок из практики.

 

Пример 1: отраслевого требования нет, хотя оно должно быть

Федеральный заказчик опубликовал в ЕИС извещение об электронном аукционе для заключения контракта на техническое обслуживание, планово-предупредительные и ремонтные работы по инженерным системам и оборудованию зданий с ценой закупки более 80 млн руб.

Он установил входной порог в виде универсальной предквалификации. При этом руководствовался ч. 2.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ и не изучил приложение к Постановлению № 2571, в первом столбце которого указано наименование отдельных видов товаров (работ, услуг), являющихся объектом закупки.

Для информации: если наименование объекта закупки (первый столбец Постановления № 2571) совпадает с закупаемыми товарами (работами, услугами), заказчик обязан установить дополнительно отраслевое требование.

Согласно п. 12.2.1 техзадания в состав технического обслуживания входят контроль за работой электрооборудования, устранение неисправностей, эксплуатационный уход, содержание оборудования в исправном состоянии.

В данном случае заказчику необходимо было руководствоваться позицией 14 в приложении к Постановлению № 2571, которая обязательна к применению при проведении закупки на оказание услуг по техобслуживанию зданий, сооружений. В связи с этим к участникам следовало установить дополнительные требования о наличии опыта исполнения ими договора, предусматривающего выполнение работ по техобслуживанию зданий, сооружений.

Таким образом, заказчик, установивший универсальную предквалификацию вместо специального ограничения, нарушил п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона № 44-ФЗ, за что впоследствии был привлечен к административной ответственности по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ (Решение ФАС России от 07.12.2023 по делу № 28/06/105-2841/2023).

Аналогичная история произошла и у другого заказчика (Решение ФАС России от 24.11.2023 по делу № 28/06/105-2704/2023).

 

Пример 2: опыт участия в закупках подтвержден контрактом, исполненным за рамками трехлетнего периода

В ФАС России поступила жалоба от хозсубъекта, которого комиссия по осуществлению закупок заказчика отклонила от участия в аукционе по причине неподходящего срока представленного контракта.

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 17.11.2023 № ИЭА1 заявка признана несоответствующей по следующему основанию: «…По условию, установленному в соответствии с ч. 2.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, необходимо представить контракт, исполненный в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке. Участник закупки подал заявку 15.11.2023 18:11, следовательно, для удовлетворения требований ч. 2.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ необходимо предоставить контракт, исполненный не ранее 15.11.2020».

Комиссия ФАС России установила, что оператором электронной площадки в адрес заказчика направлен госконтракт от 27.04.2020 на поставку интерактивных комплексов, а датой исполнения с учетом представленных актов считается 07.09.2020.

Исходя из этого, сделан вывод о правомерности действий комиссии заказчика, принявшей решение об отклонении заявки от участия в аукционе, а довод заявителя признал необоснованным (Решение от 28.11.2023 по делу № 28/06/105-2785/2023).

Журнал «Конкуренция и право»
Читать    Подписаться

22 апреля 2024 г.

Главная цифра

11

обзор судебных антимонопольных споров за 2024 г. опубликован на сайте

Опрос
Нам очень интересно, кто посещает сайт «Конкуренции и права». Итак, Вы: