Суббота, 7 сентября 2024 г.
Пролистать
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00
Главная /  Конференции /  Весенние антимонопольные тезисы
Весенние антимонопольные тезисы

Опубликовано в журнале «Конкуренция и право» № 2, 2024 г.

22 марта 2024 г. состоялся уже ставший традицией мартовский Антимонопольный форум ОКЮР при поддержке ФАС России «Конкуренция: взгляд в будущее». Участники обсудили контроль в сфере закупок и пресечение картелей, поиск системы сдержек и противовесов в регулировании цен, применение пятого антимонопольного пакета на цифровых рынках и многое другое. Собрали для вас основные тезисы.

Форум открыла Александра Нестеренко, президент Ассоциации «Некоммерческое партнерство „Объединение Корпоративных Юристов“», пожелав продуктивного взаимодействия.

 

Начав пленарную сессию, Сергей Пузыревский, статс-секретарь — заместитель руководителя ФАС России, в своем выступлении заявил, что снятие моратория на проверки ИT-компаний позволит применить механизмы пятого антимонопольного пакета. В связи с ростом объемов электронной торговли необходимы эффективные механизмы, которые обеспечат защиту граждан и предпринимателей и создадут барьеры для возможных злоупотреблений со стороны цифровых монополий.

Выступающий также выразил благодарность ОКЮР за разработку и развитие добросовестных практик по пресечению реализации подделок на маркетплейсах.

Андрей Шаститко, заведующий кафедрой конкурентной и промышленной политики экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, рассказал о перспективах формирования национальных ценовых индикаторов и дал рекомендации для их развития. Кроме того, спикер осветил их ограничения: по его мнению, прозрачность ценообразования амбивалентна. Для конкурентов она может привести к сговорам.

Заместитель начальника Управления по борьбе с картелями ФАС России Клара Батанова считает, что отмена моратория на проверки ИТ-компаний позволит применять меры антимонопольного реагирования в отношении тех организаций, которые заключили антиконкурентные соглашения, запрещенные ст. 11, 16, 17 Закона о защите конкуренции1.

 

В ходе первой сессии «Острые составы закона о конкуренции: картели, злоупотребление доминирующим положением, нарушения при закупках» заместитель начальника Управления по борьбе с картелями ФАС России Олег Дубков напомнил, что с 1 сентября 2023 г. из-под антимонопольного иммунитета выведены картели на торгах, заключение и реализация которых осуществлялась подконтрольной группой лиц. На примере работы ФАС России по проекту ГИС «Антикартель» докладчик рассказал о цифровизации процесса выявления и доказывания картелей на торгах.

Клара Батанова сообщила, что компании из одной группы при участии в закупке рассматриваются антимонопольной службой как конкуренты. Кроме того, ведомство внимательно анализирует возможность снижения цен и поведение участников торгов, в том числе на иных закупочных процедурах.

Модератор сессии, партнер «Делькредере» Анастасия Тараданкина обратила внимание, что изменения в регулировании повышают риски работы единого тендерного отдела компаний. Например, работа единой закупочной базы со специальными функциями может быть расценена как нарушение в случае выхода только одного участника группы на закупку и блокировки остальных.

Наталия Йосифова, директор департамента управления правовыми рисками, антимонопольной и судебной практики «Ростелекома», подняла вопрос о том, могут ли физические и юридические лица одновременно выступать на стороне одного участника закупки в рамках Закона № 223-ФЗ2. Она отметила, что консорциум по некоторым закупкам неприемлем для заказчика, в том числе по соображениям безопасности, а значит, необходимо предоставить последнему право на запрет на коллективное участие по определенным видам закупок.

Андрей Пьяных, директор департамента судебной и административной практики МТС, рассказал, как инструменты антимонопольного контроля могут фактически сдерживать конкуренцию. Например, применение концепции коллективного доминирования к индивидуальным действиям игроков часто ограничивает вариативность их стратегии в конкурентной борьбе. Это подталкивает компании на олигопольных рынках к конкуренции только за счет снижения цен. При этом разовое повышение цен не из-за текущих операционных затрат, а для долгосрочных вложений с целью глубокой модернизации производства (услуг) не признается для доминанта допустимым с точки зрения контроля монопольно высоких цен.

 

На второй сессии обсуждали тему «Ценообразование: система сдержек и противовесов».

Надежда Шаравская, начальник Управления контроля социальной сферы, торговли и непроизводственных услуг ФАС России, рассказала об инструменте мягкого регулирования, разработанном службой и принятом Постановлением Правительства № 6623. Механизм уже продемонстрировал свою действенность в стабилизации цен в офлайн-торговле. Спикер подчеркнула, что снижение стоимости товаров административным путем может повлечь множество рисков.

По замечанию Елены Кузнецовой, модератора сессии, руководителя антимонопольной практики фирмы «Рустам Курмаев и партнеры», бóльшая часть запретов антимонопольного законодательства касается ценообразования и законодательство в этом направлении развивается. Изменения, предлагаемые в Закон о защите конкуренции, могут коснуться и полномочий ФАС России. Спикер также рассказала о мониторинге ценовой ситуации на потребительском рынке, который осуществляется на основании Распоряжения Правительства № 497-р4 и охватывает значительное количество групп потребительских товаров и услуг. Елена привела конкретные примеры ответственного ценообразования и добровольно взятых обязательств по ограничению наценок и обеспечению доступности в отношении наиболее востребованных товаров.

Тему применения и релевантности иностранных рыночных индикаторов для российского рынка осветила Анастасия Иванова, лидер антимонопольной практики СИБУРа. По ее мнению, вопрос о применимости иностранных рыночных индикаторов не равнозначен вопросу о сопоставимости иностранного и российского товарных рынков. Анастасия предложила ряд мероприятий, которые бы помогли создать российские биржевые индикаторы.

Елена Контонистова, руководитель по антимонопольным вопросам и регуляторным требованиям «ЕвроХима», представила актуальные случаи внедрения торгово-сбытовых политик — инструмента добросовестного ценообразования — в деятельность хозяйствующих субъектов по инициативе как антимонопольного органа, так и хозяйствующего субъекта. Она подчеркнула, что согласование положений ценовых политик с контролирующим органом значительно минимизирует антимонопольные риски.

 

В третьей сессии «Конкурентное правоприменение в условиях цифровой трансформации» тонкие и насущные вопросы экспертам задавали модераторы Александра Нестеренко и Мухамед Хамуков, заместитель руководителя направления GR OZON.

Мухамед отметил, что практика и регулирование в мире развиваются разнообразно, и предложил Елене Соколовской, партнеру, руководителю антимонопольной практики «Пепеляев Групп», ознакомить участников форума с основными вехами конкурентного правоприменения. 

Елена Соколовская дала комплексную картину текущих тенденций, сложившихся в регулировании цифровых платформ за рубежом и в России, а также обзор знаковых кейсов. Относительно российской практики Елена отметила: «В настоящий момент мы идем в большей степени по пути саморегулирования. Вместе с тем уже сейчас назрел вопрос о достаточности такого саморегулирования и о том, необходимо ли более активное вмешательство в деятельность цифровых платформ со стороны российских государственных органов, в том числе ФАС России».

О практике в ЕАЭС рассказал Алексей Сушкевич, директор Департамента антимонопольного регулирования ЕЭК. По его словам, комиссия провела на рынках цифровых услуг несколько расследований, их материалы переданы по подведомственности национальным регуляторам. Как отметил спикер, «реальность познается через расследование». Он также сообщил, что сейчас в практике маркетплейсов по продаже цветов видны признаки ценовой координации, поэтому ее анализируют.

По мнению Ирины Князевой, руководителя Центра исследования конкуренции и экономики Сибирского института управления РАНХиГС, диджитал-рынки особенные, у них свой спектр аналитики и к ним должен применяться индивидуальный подход. Множество аспектов нужно учитывать: феномен «рынка с нулевой ценой», сложность мониторинга больших данных, определения и оценки сетевых эффектов. Особое внимание в докладе было уделено вопросу количественных и качественных измерений сетевых эффектов и определения критериев решающего влияния.

Тому, как работают нормы пятого антимонопольного пакета, было посвящено выступление Станислава Котельникова, начальника отдела Управления регулирования связи и информационных технологий ФАС России. По его словам, если раньше об отказе в согласовании сделки ее участники узнавали из письма службы, то сейчас процедура публичная: прежде чем пригласить компании на очное рассмотрение, где они могут заявить свои аргументы, им направляют заключение регулятора об обстоятельствах ходатайства.

Михаил Воронин, руководитель антимонопольной практики «Яндекса», объяснил особенности ценообразования на диджитал-рынках. Он тоже подчеркнул специфику: себестоимость цифровых товаров сложно посчитать затратным методом, поэтому такие товары лучше оценивать не по себестоимости, а по ценности для потребителя и готовности потребителя за них платить.

В завершение Александра Нестеренко отметила дружескую и конструктивную атмосферу форума ОКЮР и пожелала и дальше наращивать добросовестную конкуренцию.

 

По материалам пресс-службы ОКЮР

 

1. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Постановление Правительства РФ от 26.04.2023 № 662 «О случаях допустимости соглашений, заключаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации с хозяйствующими субъектами…».

4. Распоряжение Правительства РФ от 27.02.2021 № 497-р.

                           


Журнал «Конкуренция и право»
Читать    Подписаться
11 апреля 2024 г.

Цифра недели

31

мероприятие выполнено за три года реализации Нацплана развития конкуренции

Опрос
Нам очень интересно, кто посещает сайт «Конкуренции и права». Итак, Вы:
Будем рады вашему участию в опросе редакции журнала «Конкуренция и право». Это займет меньше минуты.

Принять участие в опросе