Рассказываем о недавних решениях УФАС и судов, вынесенных по ст. 17 Закона о защите конкуренции, которая устанавливает антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений.
Арбитражный суд Поволжского округа отказал ЗАО «Пензенская горэлектросеть» в отмене решения Пензенского УФАС России, которое установило в ее действиях нарушение ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции в связи с включением в документацию о закупке требования к участникам о предоставлении образцов продукции на этапе подачи заявок.
Речь идет о размещении горэлектросетью извещения о проведении электронного запроса предложений, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства. Такие действия компании привели (могли привести) к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на соответствующем товарном рынке.
Суды трех инстанций согласились, что это требование ставит участников закупки в неравное положение.
Красноярское УФАС России пресекло нарушение антимонопольного законодательства в действиях одного из лесничеств Красноярского края, которое провело более 50% закупок у одного поставщика.
Лесничество установило в положении о закупке годовой объем закупок у единственного поставщика в размере до 80% от всей суммы расходов. Это позволяло ему использовать такой способ закупки для удовлетворения практически всех потребностей без проведения публичных процедур. Это привело к необоснованному ограничению конкуренции на различных товарных рынках, так как ограничило иным хозсубъектам возможность принять участие в закупках.
Решением УФАС лесничество признано нарушившим ч. 1 и 5 ст. 17 Закона о защите конкуренции. Выдано предписание, по которому учреждению надлежит внести изменения в положение о закупках, установив годовой объем закупок у едпоставщика не более 50% совокупного годового объема закупок заказчика, с установлением общей предельной суммы закупок.
УФАС рассматривает несколько аналогичных дел в отношении иных хозсубъектов, не установивших ограничение годового объема закупок у едпоставщика либо установивших его без учета достижения баланса между объемом конкурентных и неконкурентных закупок.
ФАС России возбудила дело по признакам нарушения п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции в отношении регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «ЭкоСтройРесурс» и транспортировщиков таких отходов ООО «ТрансРесурс», ООО «Трансэко», ООО «Транском», ООО «Дакант» и АО «Чистый город».
Ведомство подозревает компании в заключении антиконкурентного соглашения с целью ограничить число потенциальных участников торгов и создать транспортировщикам ТКО преимущественные условия. Торги на оказание услуг по транспортированию отходов проводились в Самарской области в 2019–2021 гг.
Кроме того, ведомство усматривает в действиях транспортировщиков ТКО признаки сговора с целью поддержания цен на торгах (нарушение п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции).
Действия компаний привели к заключению большинства контрактов с минимальным снижением цены. Общая сумма начальных (максимальных) цен контрактов составила более 31,2 млрд руб.
Читайте также: «ФАС России подозревает самарского регоператора по обращению с ТКО в нарушении Закона о защите конкуренции».
Приморское УФАС России возбудило дело по признакам нарушения п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции против МКУ «Дирекция по строительству объектов Владивостокского городского округа» и ООО Группа компаний «Альянс» при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству четырех домов во Владивостоке.
Основанием для возбуждения дел послужила информация, полученная от Прокуратуры Приморского края.
В ходе проверки УФАС выявило в действиях организаций признаки заключения и реализации антиконкурентного соглашения. По мнению ведомства, казенное учреждение объединило в один лот четыре самостоятельных многоквартирных дома с целью ограничения количества участников закупки и обеспечения победы «Альянса» в конкурентной процедуре. Начальная (максимальная) цена контракта составила более 1,28 млрд руб.
Кроме того, сметная стоимость строительства в 2021 г. была увеличена до суммы свыше 2 млрд, а в 2022 г. – до суммы более 2,1 млрд руб. Увеличение стоимости предполагаемых работ более чем на 59% после заключения контракта может свидетельствовать о невозможности выполнить предполагаемые работы по цене, установленной в изначальной аукционной документации.
УФАС пришло к выводу, что действия МКУ и «Альянса» по занижению стоимости работ, а также необоснованному объединению четырех объектов строительства в один лот привели к ограничению конкуренции и созданию преимуществ участнику закупки.
Воронежское УФАС России возбудило дело в отношении АО «Экотехнологии» по признакам нарушения ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции. Компания злоупотребила своим правом на самостоятельное установление в положении о закупках случаев осуществления закупки неконкурентным способом.
«Экотехнологии» – региональный оператор по обращению с ТКО, в связи с чем компания обязана вести закупки по Закону № 223-ФЗ. Закон предполагает утверждение положения о закупке, где описывается порядок проведения торгов и устанавливается исчерпывающий перечень случаев проведения закупок у едпоставщика.
При этом в таких случаях заказчик должен обосновать, что выдвигаемые требования к предмету закупки могут быть исполнены исключительно конкретным поставщиком и никаким иным.
Однако «Экотехнологии» утвердили такое положение о закупке, которое позволяет закупать товары у едпоставщика без проведения торгов. УФАС установило, что с 2020 по 2022 г. компания осуществила все закупки исключительно у едпоставщика без конкурентных торгов.
Это приводит к дискриминации, отсутствию равноправия, справедливости, необоснованному ограничению конкуренции по отношению к участникам закупки.
Главная цифра
315
дел об антиконкурентных соглашениях и координации экономической деятельности ФАС России возбудила в 2024 г.