О журнале Экспертный совет Архив Авторам Контакты
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00





Читать    Подписаться
Новости

В мире

В Великобритании ограничат будущие сделки компаний – участниц антиконкурентных слияний
26 октября 2021 г.

В Австралии раскрыт сговор на торгах по ремонту крыш
25 октября 2021 г.

STRABAG оштрафован на 45 млн евро за сговор на австрийском строительном рынке
21 октября 2021 г.

ФАС России предлагает обновить Руководство МКС по борьбе с картелями в части международного сотрудничества
21 октября 2021 г.

Власти Великобритании оштрафовали Facebook на 50,5 млн фунтов стерлингов за нарушение при покупке Giphy
20 октября 2021 г.

Суд ЕАЭС вынес решение по спору о возобновлении ЕЭК производства по делу об антиконкурентном соглашении на трансграничном рынке медоборудования
19 октября 2021 г.

ЕЭК предложила пересмотреть инструментарий по адвокатированию конкуренции Международной конкурентной сети с позиции наднациональных регуляторов
14 октября 2021 г.

В Испании поставщиков железной дороги оштрафовали на 127 млн евро за сговор
14 октября 2021 г.

Еще      Все новости
 Популярное

Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 53455
Ценовые предписания ФАС России и управление издержками и рисками компаний
Количество просмотров 22001
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 21945
Антимонопольное регулирование США и Европы: проблемы сближения
Количество просмотров 20045
Сравнительная реклама в российском законодательстве
Количество просмотров 19814
 Обзоры

 Анонcы

IV международная конференция Суда ЕАЭС «Обеспечение единообразного применения права Евразийского экономического союза: роль Суда»
17–19 ноября 2021 г. пройдет IV международная конференция Суда Евразийского экономического союза «Обеспечение единообразного применения права Евразийского экономического союза: роль Суда».
Полный текст
7-я практическая конференция «Управление юридическими рисками: статус 2021»
18–19 ноября 2021 г. компания «Диалог Менеджмент Партнерс» проведет 7-ю практическую конференцию «Управление юридическими рисками: статус 2021». Формат комбинированный: очный в Москве и онлайн.
Полный текст
Семинар «Госзакупки-2022: новые требования, практика, сложные ситуации (44-ФЗ, 223-ФЗ, 275-ФЗ)»
13–15 декабря 2021 г. в Москве состоится семинар «Госзакупки-2022: новые требования, практика, сложные ситуации (44-ФЗ, 223-ФЗ, 275-ФЗ)». Организатор – Институт развития современных образовательных технологий.
Полный текст



Главная /  Конференции /  Новая реальность антитраста: затишье перед бурей?
Новая реальность антитраста: затишье перед бурей?


27 ноября 2020 г. состоялась онлайн-конференция «Лучшие антимонопольные практики 2020», организованная Forbes Congress. В фокусе дискуссии – актуальные вопросы антимонопольного регулирования в условиях пандемии и проблемы искажающего конкуренцию субсидирования бизнеса государствами Евросоюза.

 

В ходе сессии «Практики антимонопольного регулирования в мире: тенденции, следствия, кейсы», которую модерировал заместитель руководителя ФАС России Андрей Цыганов, эксперты обсудили предложенные Еврокомиссией в июне 2020 г. масштабные изменения законодательства, цель которых противостоять субсидированию бизнеса зарубежными странами, искажающему конкуренцию в ЕС.

Открывая дискуссию, Андрей Цыганов отметил: «Изучение мирового опыта применения антимонопольных мер в период борьбы с COVID-2019 показало, что каждое государство стремится к одной цели, однако разными путями. Сейчас Еврокомиссия сфокусировала свое внимание на двух ключевых задачах: определить границы допустимого сотрудничества между участниками рынка и установить пределы государственной помощи бизнесу, ее длительность и интенсивность». По его словам, ФАС России как приоритетную цель определила борьбу с недобросовестными компаниями, которые на фоне сложной эпидемиологической обстановки завышают цены, в частности на лекарственные препараты. Процесс преодоления рынком последствий кризиса из-за пандемии весной 2020 г. и положительная динамика восстановления экономики – заслуга в том числе российского антимонопольного органа, подчеркнул спикер.

Представитель ФАС России поставил перед аудиторией фундаментальные вопросы. Как в нынешней ситуации соотносить протекционизм и фритредерство? Что первично: защита интересов европейских потребителей от китайской экспансии или допуск на рынок ЕС более дешевых и удобных для потребителей китайских товаров? Главный вопрос в этом контексте: в чем же нуждаются сами потребители? В поисках ответов участники сессии проанализировали примеры антимонопольных кейсов, в частности спор с Huawei (технология 5G), а также дело Alstom и Siemens.

Далее с докладом, посвященным границам рынка, выступил партнер RBB Economics Виталий Пружанский. Он обозначил причины, побудившие Еврокомиссию пересмотреть существующее антимонопольное законодательство. Во-первых, изменение концептуального подхода к сделкам экономической концентрации с учетом появления новых экономических и аналитических инструментов. Во-вторых, глобальная трансформация экономики, в частности развитие сервисного сектора и последующий уход традиционных товарных рынков на второй план. Иными словами, по мнению докладчика, границы рынка утратили прежнее значение.

Спикер также отметил стремительный рост платформ, которые приобретают все большее влияние, и активное развитие цифровых рынков. В связи с чем, считает он, для эффективного антимонопольного реагирования может быть недостаточно действующего аналитического инструментария в арсенале Еврокомиссии. «Когда не только доля на рынке, но и цена перестанут иметь значение, на первый план выйдет именно качество товаров или оказываемых услуг. Тогда мировое сообщество будет озадачено поисками решений на целый ряд вызовов: сколько рынков необходимо определять для платформы, как и по каким критериям оценивать сетевые эффекты и насколько в нынешних реалиях актуален классический анализ рынка», – пояснил выступающий.

Своими размышлениями о тенденциях в мировой практике антимонопольного регулирования поделился руководитель отдела правовой практики в сфере технологий, дистрибуции, слияний и поглощений ООО «Яндекс» Роман Крупенин. Он напомнил, что в октябре 2020 г. антитраст в США пережил больше изменений, чем за последние 20 лет. Причиной послужила публикация отчета подкомитета по антимонопольной политике юридического комитета палаты представителей конгресса США. В нем приведены длинный список ИТ-корпораций и перечень связанных с ними проблем, а также позволяющие эффективно решить их меры, предлагаемые государством. Потребность в разработке подобного документа легко объяснима: цифровой рынок сложнее традиционного, следовательно, антимонопольным органам надо усложнять и инструментарий. «Однако в настоящие время сбалансированный подход к правильному воздействию на рынок не определен, о чем также свидетельствуют неоднозначные дела Еврокомиссии», – заключил Роман Крупенин.

Завершая дискуссию, Андрей Цыганов отметил, что некоторые меры антимонопольного регулирования, применяемые сейчас в других странах, на практике ведут к разрыву хозяйственных связей между компаниями, что служит отрицательным сигналом для мирового сообщества. Государства наравне с предпринимателями должны готовиться к вводимому Еврокомиссией механизму субсидирования бизнеса, а не формировать войну «санкций против санкций», последствием которой может стать закрытие национальных рынков. Такой путь, по мнению модератора, малоэффективен, и государствам следует проявлять гибкость. В качестве примера он привел дело против Apple в Ирландии о незаконной госпомощи ЕС, когда систему стимулирования привлечения инвестиций внутри страны путем льготного налогообложения иностранных компаний признали антиконкурентной. Подобный кейс может быть в любой стране, включая Россию, и эти риски надо учитывать в дальнейшей работе.

Подготовила

Дарья Сивова,

эксперт журнала «Конкуренция и право»

Читайте также: Госпомощь компаниям в Евросоюзе в период COVID-19 // Конкуренция и право. 2020. № 6.


12 января 2021 г.

АРХИВ ВЫПУСКОВ



 Опрос

Следует ли закрепить в КоАП РФ в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность хозсубъекта, функционирование системы антимонопольного комплаенса?

  
  
      





 



+7 (495) 211 00 33
125047, г. Москва, ул. 3-я Тверская-Ямская,
д. 39, стр. 1
При любом использовании материалов сайта www.cljournal.ru указание на источник и гиперссылка обязательны.