Новая реальность антитраста: затишье перед бурей?

Версия для печати Печатать

27 ноября 2020 г. состоялась онлайн-конференция «Лучшие антимонопольные практики 2020», организованная Forbes Congress. В фокусе дискуссии – актуальные вопросы антимонопольного регулирования в условиях пандемии и проблемы искажающего конкуренцию субсидирования бизнеса государствами Евросоюза.

 

В ходе сессии «Практики антимонопольного регулирования в мире: тенденции, следствия, кейсы», которую модерировал заместитель руководителя ФАС России Андрей Цыганов, эксперты обсудили предложенные Еврокомиссией в июне 2020 г. масштабные изменения законодательства, цель которых противостоять субсидированию бизнеса зарубежными странами, искажающему конкуренцию в ЕС.

Открывая дискуссию, Андрей Цыганов отметил: «Изучение мирового опыта применения антимонопольных мер в период борьбы с COVID-2019 показало, что каждое государство стремится к одной цели, однако разными путями. Сейчас Еврокомиссия сфокусировала свое внимание на двух ключевых задачах: определить границы допустимого сотрудничества между участниками рынка и установить пределы государственной помощи бизнесу, ее длительность и интенсивность». По его словам, ФАС России как приоритетную цель определила борьбу с недобросовестными компаниями, которые на фоне сложной эпидемиологической обстановки завышают цены, в частности на лекарственные препараты. Процесс преодоления рынком последствий кризиса из-за пандемии весной 2020 г. и положительная динамика восстановления экономики – заслуга в том числе российского антимонопольного органа, подчеркнул спикер.

Представитель ФАС России поставил перед аудиторией фундаментальные вопросы. Как в нынешней ситуации соотносить протекционизм и фритредерство? Что первично: защита интересов европейских потребителей от китайской экспансии или допуск на рынок ЕС более дешевых и удобных для потребителей китайских товаров? Главный вопрос в этом контексте: в чем же нуждаются сами потребители? В поисках ответов участники сессии проанализировали примеры антимонопольных кейсов, в частности спор с Huawei (технология 5G), а также дело Alstom и Siemens.

Далее с докладом, посвященным границам рынка, выступил партнер RBB Economics Виталий Пружанский. Он обозначил причины, побудившие Еврокомиссию пересмотреть существующее антимонопольное законодательство. Во-первых, изменение концептуального подхода к сделкам экономической концентрации с учетом появления новых экономических и аналитических инструментов. Во-вторых, глобальная трансформация экономики, в частности развитие сервисного сектора и последующий уход традиционных товарных рынков на второй план. Иными словами, по мнению докладчика, границы рынка утратили прежнее значение.

Спикер также отметил стремительный рост платформ, которые приобретают все большее влияние, и активное развитие цифровых рынков. В связи с чем, считает он, для эффективного антимонопольного реагирования может быть недостаточно действующего аналитического инструментария в арсенале Еврокомиссии. «Когда не только доля на рынке, но и цена перестанут иметь значение, на первый план выйдет именно качество товаров или оказываемых услуг. Тогда мировое сообщество будет озадачено поисками решений на целый ряд вызовов: сколько рынков необходимо определять для платформы, как и по каким критериям оценивать сетевые эффекты и насколько в нынешних реалиях актуален классический анализ рынка», – пояснил выступающий.

Своими размышлениями о тенденциях в мировой практике антимонопольного регулирования поделился руководитель отдела правовой практики в сфере технологий, дистрибуции, слияний и поглощений ООО «Яндекс» Роман Крупенин. Он напомнил, что в октябре 2020 г. антитраст в США пережил больше изменений, чем за последние 20 лет. Причиной послужила публикация отчета подкомитета по антимонопольной политике юридического комитета палаты представителей конгресса США. В нем приведены длинный список ИТ-корпораций и перечень связанных с ними проблем, а также позволяющие эффективно решить их меры, предлагаемые государством. Потребность в разработке подобного документа легко объяснима: цифровой рынок сложнее традиционного, следовательно, антимонопольным органам надо усложнять и инструментарий. «Однако в настоящие время сбалансированный подход к правильному воздействию на рынок не определен, о чем также свидетельствуют неоднозначные дела Еврокомиссии», – заключил Роман Крупенин.

Завершая дискуссию, Андрей Цыганов отметил, что некоторые меры антимонопольного регулирования, применяемые сейчас в других странах, на практике ведут к разрыву хозяйственных связей между компаниями, что служит отрицательным сигналом для мирового сообщества. Государства наравне с предпринимателями должны готовиться к вводимому Еврокомиссией механизму субсидирования бизнеса, а не формировать войну «санкций против санкций», последствием которой может стать закрытие национальных рынков. Такой путь, по мнению модератора, малоэффективен, и государствам следует проявлять гибкость. В качестве примера он привел дело против Apple в Ирландии о незаконной госпомощи ЕС, когда систему стимулирования привлечения инвестиций внутри страны путем льготного налогообложения иностранных компаний признали антиконкурентной. Подобный кейс может быть в любой стране, включая Россию, и эти риски надо учитывать в дальнейшей работе.

Подготовила

Дарья Сивова,

эксперт журнала «Конкуренция и право»

Читайте также: Госпомощь компаниям в Евросоюзе в период COVID-19 // Конкуренция и право. 2020. № 6.


Журнал «Конкуренция и право»
Читать    Подписаться
12 января 2021 г.