Опубликовано в журнале «Конкуренция и право» № 5, 2024 г.
Сколько примеров лучших региональных практик ФАС России внесла в «белую книгу» за 2023 г., как много мероприятий из Нацплана развития конкуренции удалось выполнить за три года, что говорит статистика выявляемости тарифных нарушений, много ли регионов попали в фокус ФАС России с признаками нарушения Закона о торговле. Об этом вы можете узнать из нашей традиционной рубрики.
67
примеров
лучших региональных практик ФАС России внесла в «белую книгу» за 2023 г.
В «черную книгу» — 13 практик, нарушающих антимонопольное законодательство. Обзоры проконкурентных и антиконкурентных подходов сформированы по новому порядку, утвержденному Приказом ФАС России от 19.01.2024 № 22/24.
Отбирая примеры для «белой книги», служба руководствовалась критериями оценки результатов принятых актов и действий региональных органов власти и органов местного самоуправления. Содержание книги дополнено новым разделом по тарифному регулированию, а также мерами по совершенствованию процедуры госзакупок, торгов.
Кроме того, «белая книга» сформирована с учетом региональных аспектов конкурентной политики. В нее включены меры по развитию конкуренции на товарных рынках.
Усовершенствован порядок отбора примеров в «черную книгу»: сделан акцент на важных и прецедентных делах, по которым признаны факты нарушений, выданы и исполнены предупреждения.
31
мероприятие
в разных отраслях экономики выполнено из Нацплана развития конкуренции
ФАС России подвела трехлетние итоги реализации плана. Продолжена работа по введению в оборот или приватизации неиспользуемого федерального имущества. В 2023 г. поступления в бюджет от продажи акций хозяйственных обществ составили 27,3 млрд руб., от продажи иного имущества госказны — 1,5 млрд руб.
Проведен анализ региональной и муниципальной собственности: на региональном уровне выявлено 8,8 тыс. объектов недвижимости, используемых не по назначению, на муниципальном — 22,9 тыс.
Продолжается реализация реформы унитарных предприятий (УП). По состоянию на начало сентября 2024 г. к реформированию запланировано 5801 УП. При этом их общее количество с 1 января 2020 г. снизилось более чем на 37%.
В 2021–2023 гг. также зафиксировано повышение доли госзакупок у малых и средних предпринимателей как по числу заключаемых контрактов (на 5,2%), так и по их сумме (на 5,3%).
3
новых руководства
по соблюдению требований рекламного законодательства выпустила ФАС России
Речь идет о трех подписанных летом 2024 г. приказах антимонопольной службы: Приказ от 20.06.2024 № 410/24 об утверждении руководств по соблюдению обязательных требований к рекламе основанных на риске игр, пари и к отдельным способам распространения рекламы; Приказ от 21.06.2024 № 412/24 об утверждении руководств по соблюдению обязательных требований к рекламе финансовых услуг и финансовой деятельности, а также при разграничении понятий «вывеска» и «реклама»; Приказ от 25.07.2024 № 497/24 об утверждении руководства по соблюдению обязательных требований к наружной рекламе.
2
раза —
во столько увеличилась выявляемость тарифных нарушений по сравнению с 2023 г.
Руководитель ФАС России Максим Шаскольский отметил, что это произошло благодаря передаче полномочий по контролю за тарифами территориальным органам службы.
Сумма экономически необоснованных средств, предписанных антимонопольным ведомством к исключению в 2024 г., составляет 8,2 млрд руб.
Помимо этого, служба развивает институт регуляторных соглашений. В 2023 г. в России было заключено три таких соглашения, а в этом году планируется заключить около 20.
41
регион
попал в фокус ФАС России с признаками нарушения Закона о торговле
В ходе анализа рынка служба установила факты открытия новых или расширения имеющихся площадей торговыми сетями, доля которых еще в 2022 г. составляла более 25%.
В соответствии с Законом о торговле сеть не вправе открывать новые магазины на территории, где ее доля в денежном выражении превышает 25% от объема реализованных продовольственных товаров за предыдущий финансовый год.
ФАС России направила в территориальные органы ряда регионов поручения о проведении дополнительного анализа обстоятельств, в которых эти торговые объекты были открыты, и документов, свидетельствующих об их приобретении или аренде. В случае подтверждения нарушений Закона о торговле регулятор обратится в суд с требованием признать такие сделки недействительными.