Опубликовано в журнале «Конкуренция и право» № 4, 2024 г.
Опубликован закон об ужесточении штрафов за воспрепятствование антикартельным проверкам; ФАС поделилась статистикой в сферах закупок, антикартельной деятельности и контроля за экономической обоснованностью тарифов; ЕЭК представила отчет о состоянии конкуренции на трансграничных рынках за прошлый год. Об этих событиях говорят цифры.
2
млн руб.
составит максимальный штраф за воспрепятствование антикартельным проверкам
Опубликован Федеральный закон от 08.08.2024 № 262-ФЗ об ужесточении штрафов за воспрепятствование антикартельным проверкам. Для юридических лиц они стали дифференцированными: при выручке не более 120 млн руб. штраф составит 100 тыс. руб., при выручке от 120 до 800 млн руб. — 500 тыс. руб., от 800 млн до 2 млрд руб. — 1 млн руб. и штраф в размере 2 млн руб. при выручке более 2 млрд руб.
До этого максимальный штраф для организаций за воспрепятствование картельной проверке ФАС России составлял 10 тыс. руб., а если это приводит к невозможности ее проведения или завершения — 50 тыс. руб. Такое наказание не сдерживало противоправное поведение проверяемых компаний. В результате специалисты ведомства не могли собирать необходимые для проведения антимонопольных расследований доказательства.
Предполагается, что новое регулирование повысит эффективность выявления и пресечения картельных соглашений.
40
процентов
жалоб от участников закупок признаны обоснованными в I полугодии 2024 г.
Федеральная антимонопольная служба подвела итоги контрольной деятельности в сфере закупок с начала года. В контролирующие органы поступило 21 144 жалобы от участников госзакупок, что на 24% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2023 г. В первую очередь это связано со снижением количества обращений от «профессиональных жалобщиков». Влияние также оказал переход ряда заказчиков на закрытые способы проведения закупок на специализированных электронных площадках.
Из общего числа поступивших жалоб антимонопольный орган рассмотрел 17 180. В результате обоснованными, в том числе частично, признаны 6963 жалобы.
В ходе плановых и внеплановых проверок ведомство проверило 11 608 процедур определения поставщика. Из них в 3607 (31%) выявлены нарушения.
В целом выявлено 10 789 нарушений. Чаще всего они касаются размещения сведений в Единой информационной системе закупок и установления требований в документации.
887
закупок
пытались использовать для заключения антиконкурентных соглашений в I полугодии 2024 г.
ФАС России рассказала о результатах антикартельной деятельности за I полугодие 2024 г.
Служба возбудила 170 дел об антиконкурентных соглашениях и координации экономической деятельности. Принято 106 решений о нарушении антимонопольного законодательства.
Сговоры на торгах выявлены в 61 регионе. В качестве ответчиков ведомство привлекло 229 хозяйствующих субъектов и 65 заказчиков. Ограничивающие конкуренцию соглашения охватили закупки с общей суммой начальной (максимальной) цены контракта 64,2 млрд руб.
Лидерами по количеству таких соглашений по-прежнему остаются отрасли строительства и дорожного хозяйства, поставка лекарств и медизделий.
За I полугодие 2024 г. нарушения антимонопольного законодательства установлены при реализации пяти национальных проектов.
11
дел
находились на рассмотрении Евразийской экономической комиссии в 2023 г.
Евразийский межправительственный совет одобрил годовой отчет ЕЭК о состоянии конкуренции на трансграничных рынках и мерах, принимаемых по пресечению нарушений общих правил конкуренции на них, за 2023 г.
В отчете представлена информация обо всех поступивших в ЕЭК 15 заявлениях и материалах. При этом 10 из них касались недобросовестной конкуренции. По четырем были признаки злоупотребления доминирующим положением, по одному — антиконкурентного соглашения.
В 2023 г. проводилось восемь расследований, выдано одно предостережение. По итогам рассмотрения 11 дел принято семь решений Коллегии Комиссии.
14
масштабных проверок
в сфере контроля тарифов провела ФАС России в 2023 г.
Эти данные прозвучали в докладе руководителя Федеральной антимонопольной службы о состоянии конкуренции Правительству РФ.
Постоянно ведется работа по контролю за экономической обоснованностью тарифов. В 2023 г. антимонопольные органы проверили 93 регулируемые организации. Объем средств, исключенных из тарифов в прошлом году и планируемых к исключению в текущем, составил 23 млрд руб.
К проведению проверок привлечены сотрудники территориальных органов.
Главная цифра
315
дел об антиконкурентных соглашениях и координации экономической деятельности ФАС России возбудила в 2024 г.