Опубликовано в журнале «Конкуренция и право» № 6, 2024 г.
Унификация отраслевых торгов: один механизм вместо десятков; сколько картельных сговоров приходится на закупки; какие идеи сотрудников ФАС России могут быть внедрены в работу службы; что регулируют разделы рекомендаций по недопущению гринвошинга в маркетинге? Об этом вы можете узнать из нашей традиционной рубрики.
17.3
Такая статья
может появиться в Законе о защите конкуренции
Руководитель ФАС России Максим Шаскольский на IX Международной научно-практической конференции «Антимонопольная политика: наука, практика, образование» рассказал, что служба продолжает работу по унификации отраслевых торгов. Сейчас порядок их проведения регламентируют более 50 нормативных актов.
ФАС России предлагает дополнить Закон о защите конкуренции новой ст. 17.3. В ней, в частности, планируют установить единые сроки размещения извещения; положения о заключении договора с участником торгов, занявшим второе место, при уклонении победителя; случаи, когда торги признаются несостоявшимися; 10-дневный мораторий на заключение договора для обеспечения права заинтересованных лиц обжаловать результаты в антимонопольном органе и др.
При указании ссылки на новую статью отраслевые торги будут регулироваться этими нормами. Однако положения закона не станут применять, например, к конкурентным процедурам в сфере банкротства.
3
идеи
сотрудников ФАС России рекомендовано внедрить в работу территориальных органов
В финале программы «Формула активного сотрудничества» ведомственного кадрового резерва ФАС России представлены лучшие проекты.
Во-первых, инструменты для оптимизации контроля за соблюдением рекламного законодательства. Предлагается разместить на сайте УФАС простую и удобную форму подачи заявлений, а также макет социальной рекламы со способами направления жалобы.
Во-вторых, раздел «Контроль преференций» для сайта Национального плана развития конкуренции. Здесь четыре информационных блока: «Нормативное регулирование», «Методические материалы», «Выданные предупреждения и возбужденные дела, судебная практика», «В помощь органам власти».
В-третьих, демоверсия веб-приложения «Лиса», которое поможет оптимизировать процесс пресечения недобросовестной конкуренции: пользователю необходимо загрузить изображения товаров, и алгоритм укажет их сходство в процентах.
85
процентов
картельных сговоров выявляется на госзакупках
На III Всероссийской конференции в сфере закупок начальник Управления по борьбе с картелями ФАС России Олег Дубков отметил, что за первое полугодие 2024 г. по таким нарушениям в бюджет было взыскано порядка 554 млн руб.
ФАС России постоянно работает над совершенствованием инструментов борьбы с картелями. В частности, приняты первые решения после вступления в силу изменений в Закон о защите конкуренции, которые предусматривают исключение иммунитета для компаний, находящихся под контролем одного лица.
Совершенствование нормативной правовой базы приводит к росту признательных заявлений от недобросовестных участников закупок. На сентябрь 2024 г. такие заявления зафиксированы по 60% рассматриваемых дел.
36
регионов
заключили соглашения с хозсубъектами о стабилизации цен
Возможность подписания подобных соглашений распространили почти на все категории продукции.
Соответствующие изменения разработаны ФАС России совместно с регионами: Постановлением Правительства РФ от 23.11.2024 № 1612 скорректировано Постановление от 26.04.2023 № 662. Установлено, что документ применяется ко всем товарам, кроме тех, в отношении которых введено госрегулирование цен.
Внесенные поправки не касаются порядка определения необходимости подписать такие соглашения и установления позиций товаров, в отношении которых они будут заключаться. Регионы по-прежнему будут решать эти вопросы самостоятельно. Как и раньше, участие для бизнеса добровольное.
4
раздела
содержат рекомендации ФАС России по недопущению гринвошинга в маркетинге
Документ описывает общие принципы, виды и требования к экологическим заявлениям, а также последствия несоблюдения предусмотренных критериев.
Рекомендации сформированы для предотвращения гринвошинга и доработаны с учетом замечаний членов Экспертного совета ФАС России.
Антимонопольная служба напоминает, что формирование у потребителя ошибочного мнения об улучшенных экологических характеристиках продукта может быть оценено на наличие признаков недобросовестной конкуренции.
Главная цифра
1-й
выпуск журнала «Конкуренция и право» за 2025 г. опубликован в электронной версии