21 декабря 2022 г. Госдума приняла в первом чтении разработанный ФАС России проект федерального закона № 160278-8 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (часть пятого антимонопольного пакета). Предложено, в частности, уточнить ответственность за нарушения, связанные с проявлениями монополистической деятельности на цифровых товарных рынках, и усилить ответственность за повторное неисполнение антимонопольного предписания. Рассмотрим две предложенных поправки.
В пояснительной записке к законопроекту необходимость его разработки объясняется:
В связи с этим предложено два основных изменения. Предполагается, что они вступят в силу 1 марта 2023 г. Изучим детали нововведений.
Как показывает практика антимонопольного органа, антиконкурентными соглашениями, как правило, охвачено большое количество электронных торгов, в первую очередь в сфере госзакупок.
Соответственно и нарушения, связанные с использованием цифровых технологий, должны пресекаться методами и способами, учитывающими цифровизацию экономических процессов.
Законопроект предлагает дополнить примечание 4 к ст. 14.32 КоАП РФ пунктом 3, предусматривающим дополнительное отягчающее обстоятельство – использование программы для ЭВМ, позволяющей осуществлять принятие решений (совершение действий), направленных на исполнение такого соглашения, в автоматическом режиме (без участия человека).
Комментарий. Надеемся, что на практике сложатся правильные подходы к разграничению правомерного и неправомерного использования таких программ хозсубъектами для целей квалификации факта использования этих программ как отягчающего обстоятельства.
Законопроект предлагает дополнить КоАП РФ ч. 2.8 ст. 19.5, предусматривающей удвоение ранее наложенного административного штрафа за невыполнение предписания, если ранее лицо было привлечено к административной ответственности за невыполнение этого предписания.
Предусмотрены пределы применения санкции: не более 2% совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором выявлено правонарушение, и не менее 100 тыс. руб.
Столь суровая мера по привлечению к ответственности за неисполнение предписания антимонопольного органа в виде оборотного штрафа предлагается впервые. К такому радикальному шагу ФАС России подтолкнула необходимость совершенствования действующего механизма административной ответственности, который на практике оказался неэффективным.
Принятие законопроекта будет способствовать:
Рекомендуем ознакомиться с текстом законопроекта и отслеживать его движение, а после принятия закона учитывать его положения при осуществлении профессиональной деятельности.
Читайте также:
Главная цифра
1-й
выпуск журнала «Конкуренция и право» за 2025 г. опубликован в электронной версии