Среда, 24 июля 2024 г.
Пролистать
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00
Главная /  Главные сюжеты /  Законопроекты об ужесточении ответственности...
Законопроекты об ужесточении ответственности за картели прошли первое чтение. Рассматриваем основные положения

15 декабря 2022 г. Госдума приняла в первом чтении два законопроекта из антикартельного пакета, направленных на ужесточение уголовной и административной ответственности за участие в антиконкурентных соглашениях. Изучим предложенные нововведения.

 

Речь идет о проектах федеральных законов:

  • № 848246-7 «О внесении изменений в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»;
  • № 848369-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Цель поправок – совершенствование инструментов уголовно-правовой политики в сфере противодействия антиконкурентным соглашениям, а также повышение эффективности осуществления контрольной деятельности антимонопольного органа при проведении проверок соблюдения требований о запрете заключения таких соглашений.

Как указано в пояснительных записках к проектам, внесение изменений в законодательство обусловлено:

  • значительным ростом числа антиконкурентных соглашений за последние годы;
  • тем, что существующие механизмы сдерживания хозсубъектов (незначительные административные штрафы) от противоправных действий, направленных на воспрепятствование проведению антимонопольным органом проверок, на практике не оказывают надлежащего эффекта.

Рассмотрим основные изменения, предложенные в УК РФ, УПК РФ и КоАП РФ.

 

Новая редакция ст. 178 УК РФ (законопроект № 848246-7)

Согласно действующей редакции ст. 178 УК РФ уголовно наказуемым деянием является ограничение конкуренции путем заключения между хозсубъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля), запрещенного в соответствии с антимонопольным законодательством РФ, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекло извлечение дохода в крупном размере.

Можно заключить, что эта формулировка некорректна с точки зрения антимонопольного законодательства, которое, в частности, в ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции не содержит признака ограничения конкуренции. Кроме того, действующая редакция ст. 178 УК РФ в качестве противоправного признает лишь заключение картеля, но не участие в нем, что также не соответствует пониманию данного вида правонарушения.

Законопроект предлагает признавать наказуемым заключение картеля, запрещенного антимонопольным законодательством РФ, равно как и участие в нем, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекло извлечение дохода в крупном размере.

Комментарий. Нововведение обоснованно и направлено на приведение диспозиции ст. 178 УК РФ в соответствие с определением и признаками картеля, установленными Законом о защите конкуренции.

Проект также закрепляет дополнительные квалифицирующие составы уголовно наказуемых деяний:

  • заключение картеля на обязательных торгах;
  • заключение картеля лицом, выполняющим управленческие функции в организации, и лицом, распоряжающимся более 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале;
  • заключение картеля организованной группой.

Кроме того, вводится повышенная ответственность за совершение преступления, предусмотренного новыми квалифицирующими составами по сравнению с общей ответственностью за заключение и участие в картеле (ч. 1 ст. 178 УК РФ). Проект ужесточает ответственность и по ч. 1 ст. 178 УК РФ: увеличивается до четырех лет максимальный срок лишения свободы за заключение или участие в антиконкурентном соглашении (сейчас три года).

 

Наказание / Квалифицированный состав

Заключение и участие в картеле на обязательных торгах

Заключение, участие в картеле лицом, выполняющим управленческие функции в организации, и лицом, распоряжающимся более 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале, равно как и организованной группой

Штраф

600–800 тыс. руб.

2–4 млн руб.

Принудительные работы
+
лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

до 5 лет
+
1–3 года

2–5 лет
+
2–5 лет

Лишение свободы
+
лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

до 5 лет
+
до 4 лет

до 6 лет
+
3–5 лет

 

Комментарий. Установление дополнительных квалифицирующих составов, по которым степень общественной опасности преступления определяет субъектный состав совершивших его лиц, не является обоснованным. Степень опасности противоправного деяния, на наш взгляд, следует определять на основании экономических и иных последствий, причиненных преступлением.

Законопроект также вдвое увеличивает пороговые значения крупного и особо крупного дохода (ущерба), образующих состав преступления по ст. 178 УК РФ.

 

Статья 178 УК РФ

Действующая редакция

Редакция законопроекта

Доход в крупном размере

> 50 млн руб.

> 100 млн руб.

Доход в особо крупном размере

> 250 млн руб.

> 500 млн руб.

Крупный ущерб

> 10 млн руб.

> 20 млн руб.

Особо крупный ущерб

> 30 млн руб.

> 60 млн руб.

 

Комментарий. Увеличение пороговых значений в два раза обоснованно и позволит избежать привлечения должностных лиц хозсубъектов к уголовной ответственности за участие в картелях, не влекущих значительный вред экономике.

Кроме того, проект корректирует положения ст. 178 УК РФ в части условий освобождения от уголовной ответственности за заключение картеля.

Согласно действующей редакции ч. 3 ст. 178 УК РФ, освобождению от ответственности подлежит лицо, которое «первым из числа соучастников преступления добровольно сообщило об этом преступлении, активно способствовало его раскрытию и (или) расследованию, возместило причиненный этим преступлением ущерб или иным образом загладило причиненный вред и если в его действиях не содержится иного состава преступления».

Из этой формулировки невозможно сделать однозначный вывод о том:

  • какой ущерб должно возместить лицо: причиненный этим лицом лично, хозсубъектом, которого оно представляет, или всеми картелистами;
  • каким образом лицо должно загладить вред.

Законопроект предусматривает иную редакцию этой нормы, согласно которой лицо освобождается от уголовной ответственности, если оно «первым из числа соучастников преступления добровольно сообщило об этом преступлении, активно способствовало его раскрытию и (или) расследованию, возместило причиненный им ущерб, возвратило незаконно полученный им доход или иным образом загладило причиненный им вред и если в его действиях не содержится иного состава преступления».

Иными словами, лицо должно возместить только ущерб и загладить вред, которые были причинены им самим, а один из способов заглаживания причиненного вреда – возвращение лицом незаконно полученного им дохода в ходе осуществления преступной деятельности.

Комментарий. Нововведение вносит большую ясность в отношении возможных способов заглаживания лицом вреда, в том числе путем возвращения незаконно полученного таким лицом дохода в целях освобождения от уголовной ответственности за заключение и участие в картеле.

 

Новая редакция ст. 151 УПК РФ (законопроект № 848246-7)

Проектом предложены изменения, направленные на закрепление альтернативной подследственности (для следователей Следственного комитета РФ и МВД России) для предварительного следствия по уголовным делам, возбужденным по ст. 178 УК РФ.

Напомним, что сейчас ст. 178 УК РФ относится исключительно к подследственности МВД России.

Комментарий. Наделение Следственного комитета РФ полномочиями по проведению предварительного следствия по делам ст. 178 УК РФ направлено на расширение подследственности данной категории дел и логично ввиду тесной взаимосвязи таких дел с должностными и коррупционными преступлениями, которые расследует комитет.

 

Изменения в КоАП РФ (законопроект № 848369-7)

Ужесточение наказания за воспрепятствование внеплановым антимонопольным проверкам

Основной способ получения доказательств картелей – проверки антимонопольного органа, проведению которых на практике проверяемые хозсубъекты пытаются всячески противостоять.

Налагаемые в этом случае штрафы не сдерживают противоправное поведение компаний, поскольку воспрепятствование проверке и уплата небольшого штрафа1 для них выгоднее уплаты оборотного штрафа в случае получения антимонопольным органом соответствующих доказательств.

Законопроект предлагает дополнить КоАП РФ специальной ст. 19.4.3 и установить санкцию за воспрепятствование проведению проверок антимонопольного органа на предмет соблюдения требования о запрете заключения антиконкурентного соглашения, если это повлекло невозможность проведения или завершения проверки.

Размер штрафа будет зависеть в том числе от суммы выручки правонарушителя:

  • для граждан – от 15 тыс. до 30 тыс. руб.;
  • должностных лиц – от 30 тыс. до 50 тыс. руб.;
  • юридических лиц – от 0,1 до 1% совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), но не менее 50 тыс. руб.

Полагаем, что в ходе привлечения лиц к административной ответственности по этой статье могут возникнуть вопросы о том, какие действия могут быть квалифицированы в качестве повлекших невозможность проведения или завершения проверки.

Отметим, что проверки антимонопольного органа с целью выявления антиконкурентных соглашений проводятся и в сфере гособоронзаказа, что обусловливает возможность воспрепятствования их проведению военнослужащими и лицами, имеющими специальные звания.

Чтобы создать дополнительный механизм превенции совершения правонарушений в этой сфере, законопроект предлагает дополнить ст. 2.5 КоАП РФ нормой о том, что военнослужащие также несут ответственность по 19.4.3 КоАП РФ.

 

Смягчение или освобождение от административной ответственности лиц, сотрудничающих с антимонопольным органом

Один из наиболее эффективных механизмов выявления и пресечения антиконкурентных соглашений и согласованных действий – применение программ освобождения от ответственности и смягчения ответственности.

Напомним, что примечанием 1 к ст. 14.32 КоАП РФ предусмотрены условия освобождения от ответственности за заключение антиконкурентного соглашения (осуществление недопустимых согласованных действий). От такой ответственности освобождается лицо, первым выполнившее все предусмотренные законом условия.

Законопроект в целом оставляет неизменными условия освобождения от ответственности, но уточняет, что такому освобождению подлежит не только лицо, первым выполнившее все указанные в примечании условия, но и лицо, заключившее с антимонопольным органом соглашение о сотрудничестве в целях освобождения от ответственности при условии исполнения таким лицом всех условий соглашения.

Примечанием 5 к действующей редакции ст. 14.32 КоАП РФ предусмотрены условия для снижения размера штрафа за совершение соответствующего правонарушения. При этом штраф в предусмотренном примечанием размере налагается на юрлиц, вторым и третьим выполнивших соответствующие условия.

Законопроект не меняет условия снижения размера штрафа, однако предлагает исключить из примечания 5 положение о том, что его снижение возможно только в отношении вторых и третьих лиц, выполнивших условия. В отличие от действующей редакции ст. 14.32 КоАП РФ предусмотрено, что положения примечаний 1, 5 не могут быть применены к лицам, заключившим антиконкурентное соглашение (осуществлявшим недопустимые согласованные действия), ответственность за совершение которых предусмотрена ч. 7 ст. 14.32 КоАП РФ2.

Комментарий. Это нововведение будет способствовать получению антимонопольным органом от участников антиконкурентного соглашения информации об этих соглашениях, в том числе об их продолжительности, конкретных проявлениях, включая доказательства.

 

Рекомендации

Предстоящие нововведения могут значительно ужесточить меры уголовной и административной ответственности за участие в антиконкурентных соглашениях, а также за противоправные действия хозсубъектов по противодействию антимонопольным проверкам.

При этом нововведения, направленные на изменение порядка смягчения/освобождения от административной ответственности участников антиконкурентного соглашения, будут способствовать повышению эффективности деятельности антимонопольного органа по выявлению и пресечению таких соглашений. Они также помогут хозсубъектам выйти из участия в таком соглашении с наименьшими потерями для своей экономической устойчивости за счет снижения размера штрафа или освобождения от него.

Рекомендуем ознакомиться с текстами законопроектов и отслеживать их движение, а после принятия законов учитывать их положения при осуществлении профессиональной деятельности.

Эксперты «Пепеляев Групп»

Читайте также:

  • Расширены антикартельные полномочия ФАС России. Изучаем нововведения;
  • РСПП направил в Госдуму замечания к пятому антимонопольному и антикартельному пакетам.

Журнал «Конкуренция и право»
Читать    Подписаться
30 декабря 2022 г.

Цифра недели

170

дел об антиконкурентных соглашениях и координации экономической деятельности возбудила ФАС России с начала 2024 г.

Опрос
Применяет ли ваша компания в своих бизнес-процессах ИИ-решения?