Президент РФ подписал Федеральный закон от 05.12.2022 № 500-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О защите конкуренции“ и Федеральный закон „О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд“» (Закон № 500-ФЗ, часть антикартельного пакета), направленный на повышение эффективности выявления и пресечения ограничивающих конкуренцию соглашений и согласованных действий. Рассмотрим основные нововведения.
Цель Закона № 500-ФЗ – усовершенствовать процесс выявления и пресечения антимонопольным органом ограничивающих конкуренцию соглашений и согласованных действий. Это связано в том числе со значительным ростом количества сговоров на торгах и антиконкурентных соглашений участника с заказчиком (организатором) торгов.
Внесение изменений в законодательство также обусловлено отсутствием у регулятора достаточных полномочий по выявлению противоправных действий и сбору необходимых доказательств. В результате суды отменяют около четверти решений антимонопольного органа.
Закон № 500-ФЗ:
Закон № 500-ФЗ вступил в силу с 5 декабря 2022 г., кроме поправок, вносимых в Закон № 44-ФЗ.
В ходе расследований антиконкурентных соглашений антимонопольный орган сталкивается с активным противодействием – существенная для доказывания противоправной деятельности информация скрывается и уничтожается. В связи с этим было необходимо законодательно уточнить объем полномочий ведомства при поведении проверок, в том числе с целью выявления и пресечения ограничивающих конкуренцию соглашений и согласованных действий.
Закон № 500-ФЗ дополнил Закон о защите конкуренции ст. 25.4-1, которая дает антимонопольному органу возможность при проведении плановых и внеплановых проверок по мотивированному требованию в установленный срок получать объяснения, имеющие значение для осуществления полномочий.
Такие объяснения могут быть получены:
При этом Закон № 500-ФЗ предусматривает, что должностные лица антимонопольного органа при проведении проверок несут ответственность по законодательству РФ.
Комментарий. Эти положения уточняют и раскрывают уже имеющиеся у антимонопольного органа полномочия по ст. 25 Закона о защите конкуренции и помогут упростить выявление и сбор доказательств антиконкурентных соглашений при проведении проверок.
Один из наиболее эффективных механизмов выявления и пресечения антиконкурентных соглашений и согласованных действий – применение программ освобождения от ответственности и смягчения ответственности. Если участники этих злоупотреблений добровольно предоставят информацию в антимонопольный орган, их могут полностью или частично освободить от административной ответственности.
Полное освобождение от ответственности или размер снижения штрафа зависят от очередности обращения в ведомство с соответствующим заявлением, поэтому важна организация процедуры определения очередности (приоритетности) поданных заявлений.
В связи с этим Закон о защите конкуренции дополнен ст. 44.1, регламентирующей порядок подачи и рассмотрения антимонопольным органом заявлений хозсубъектов о заключении ими ограничивающих конкуренцию соглашений или осуществлении согласованных действий. Хозсубъект вправе подать такое заявление вплоть до оглашения резолютивной части решения по антимонопольному делу.
При этом резолютивная часть решения должна содержать выводы о наличии оснований для освобождения одного из ответчиков по делу от административной ответственности за названные нарушения и (или) для смягчения ответственности одного или нескольких ответчиков по делу.
Если два и более участника соглашения или согласованных действий одновременно направляют такое заявление в федеральный и территориальный антимонопольный орган, то поданное в ФАС России считается поданным первым.
Комментарий. Нововведение вносит ясность в процедуру определения очередности при подаче заявления о заключении антиконкурентного соглашения (участии в согласованных действиях) и позволит нарушителям беспрепятственно реализовывать право на снижение размера штрафа (освобождение от ответственности).
Для профилактики сговоров при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и повышения уровня осведомленности заказчиков и участников торгов в Закон № 44-ФЗ внесены поправки о предупреждении заказчиков и участников госзакупок об ответственности за антимонопольные нарушения.
Так, при размещении извещения об осуществлении закупки в Единой информационной системе в сфере закупок, если иное не предусмотрено Законом № 44-ФЗ, заказчик должен будет включить в извещение предупреждение об административной и уголовной ответственности за нарушение требований антимонопольного законодательства о запрете участия в ограничивающих конкуренцию соглашениях, осуществления ограничивающих конкуренцию согласованных действий.
Это изменение вступит в силу с 1 января 2024 г.
Комментарий. Нововведение является превентивной мерой и направлено на минимизацию количества антиконкурентных соглашений, заключаемых на торгах, однако об эффективности нормы можно будет судить лишь спустя некоторое время.
Целесообразно ознакомиться с текстом Закона № 500-ФЗ и учитывать его положения в профессиональной деятельности, в первую очередь касающиеся новых полномочий антимонопольного органа при проведении проверок.
Главная цифра
315
дел об антиконкурентных соглашениях и координации экономической деятельности ФАС России возбудила в 2024 г.