Вторник, 21 января 2025 г.
Пролистать
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00
Главная /  Главные сюжеты /  Предлагается усилить прокурорский надзор за...
Предлагается усилить прокурорский надзор за исполнением законов в сфере закупок

Во избежание возможных злоупотреблений участников закупок Генпрокуратура России подготовила проект приказа Генерального прокурора РФ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере закупок».  Расскажем об основных положениях документа.

 

Проектом предлагается ряд мер по усилению контроля за соблюдением федеральных законов № 44-ФЗ и № 223-ФЗ в связи с тем, что продолжают иметь место факты принятия незаконных правовых актов, несоблюдения условий для добросовестной конкуренции, неразмещения в ЕИС в сфере закупок обязательных сведений. Кроме того, многочисленны случаи неправомерного уклонения от проведения торгов, завышения цен контрактов, ненадлежащего исполнения контрактных обязательств и приемки товаров, работ, услуг, несвоевременной их оплаты, различные коррупционные проявления. Отмечается, что органы контроля не в полной мере исполняют возложенные на них функции, поскольку постоянно фиксируются факты хищения бюджетных средств, «откатов» и иных неправомерных действий уголовно наказуемого характера.

Приведем наиболее важные положения проекта приказа, в соответствии с которым прокурорам различных уровней и подразделений Генпрокуратуры России требуется сделать следующие шаги.

 

1. Усилить прокурорский надзор за исполнением законов в сфере закупок путем принятия дополнительных мер по укреплению законности и координации борьбы с преступностью в сфере закупок с помощью:

  • обеспечения профилактической направленности надзорных мероприятий, включая размещение сведений об их результатах в СМИ в установленном порядке;
  • обеспечения действенного надзора за исполнением законодательства при размещении в ЕИС в сфере закупок обязательных сведений, формировании аукционной, конкурсной документации, осуществлении процедур определения поставщиков, подрядчиков, исполнителей, заключении государственных и муниципальных контрактов и дополнительных соглашений к ним и т. п.;
  • надзора за законностью нормативных правовых актов в сфере закупок, в том числе путем проведения антикоррупционной экспертизы;
  • обязательной проверки законности закупок при проверках исполнения бюджетного законодательства;
  • контроля за исполнением законов, регулирующих применение типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также осуществление закупок на сумму свыше 1 млрд руб.;
  • контроля за исполнением законов при осуществлении закупок в рамках реализации нацпроектов, государственных и муниципальных программ, гособоронзаказа.

При этом отмечается, что особое внимание следует обратить на социально значимые сферы здравоохранения, жилищно-коммунального и топливно-энергетического комплексов, транспорта, градостроительства, образования и культуры.

Конкретного плана соответствующих мероприятий или целевых показателей документ не содержит.

 

2. Для своевременного выявления и пресечения нарушений принять исчерпывающие меры реагирования по фактам:

  • несоблюдения заказчиками национального режима при осуществлении закупок;
  • заключения соглашений хозсубъектов, ограничивших конкуренцию;
  • неправомерных закупок у единственного поставщика;
  • завышения цен и незаконного изменения условий контрактов;
  • поставки некачественной продукции (товаров, работ, услуг);
  • нарушений сроков исполнения контрактов и иных предусмотренных ими обязательств;
  • неосуществления заказчиком и уполномоченными органами надлежащего контроля (надзора).

Предусмотрены и другие меры контроля, связанные с необходимостью осуществить следующие действия, направленные на соблюдение требований по исполнению обязательств по контрактам:

  • проверка соблюдения заказчиками требований к ценообразованию, нормированию закупаемых товаров, работ и услуг с целью пресечения средствами прокурорского надзора закупки товаров, работ, услуг с избыточными потребительскими свойствами, а также являющихся предметами роскоши;
  • тщательная проверка реальности исполнения заключенных и оплаченных государственных и муниципальных контрактов;
  • обеспечение соблюдения прав субъектов малого предпринимательства при осуществлении закупок, в том числе в части их совокупного годового объема, а также сокращенных сроков оплаты исполненных контрактов.

К примеру, при наличии предусмотренных законом оснований будут проводиться проверки соблюдения прав хозсубъектов на своевременную оплату заказчиками обязательств по государственным и муниципальным контрактам. Вопрос о возбуждении административных дел за нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при закупках будет рассматриваться безотлагательно.

Также предлагается обязать прокуроров субъектов РФ во взаимодействии с органами Росфинмониторинга, Федерального казначейства, ФНС, ФАС, МВД и ФСБ России:

  • устанавливать схемы кооперации при выполнении государственных и муниципальных контрактов;
  • выявлять наличие среди контрагентов организаций, не имеющих необходимой материальной базы и трудовых ресурсов для исполнения их условий, фирм-однодневок и номинальных фирм-посредников, аффилированных с заказчиком юридических и физических лиц.

Представляется, что совместное сотрудничество между государственными органами позволит лучше выполнять функции, связанные с обеспечением соответствия закупочных процедур законодательству.

 

3. Принять иные меры во взаимодействии с уполномоченными государственными органами.

По мнению Генпрокурора России, массовые нарушения закона при проведении закупок государственными структурами привели к необходимости ужесточить механизмы контроля над закупками для пресечения действий коррупционного характера.

В связи с этим проектом приказа предусматриваются меры противодействия коррупционным проявлениям в сфере закупок, включая установление нарушений, связанных с заключением государственных (муниципальных) контрактов с юрлицами, привлеченными к ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ, а именно за незаконное вознаграждение от имени юрлица.

Необходимо акцентировать внимание на выявлении и пресечении уполномоченными органами фактов «откатов», хищений, нецелевого использования бюджетных средств и других уголовно наказуемых деяний с использованием различных противоправных схем.

При наличии оснований следует выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в органы предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании виновных лиц.

Также проектом приказа установлено требование о систематическом проведении прокурорских проверок и осуществлении анализа исполнения Закона об оперативно-разыскной деятельности при выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии преступных деяний, совершенных в сфере закупок.

В рамках процессуальных процедур также надлежит обеспечить:

  • системный и качественный надзор за расследованием уголовных дел о преступлениях в сфере закупок и проведением процессуальных проверок;
  • соблюдение законов на досудебной стадии уголовного судопроизводства;
  • незамедлительную отмену незаконных решений об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) или приостановлении предварительного следствия;
  • активное использование возможности обращения в суд с исками и заявлениями, направленными на устранение нарушений в сфере закупок и привлечение виновных лиц к ответственности, в том числе в ходе расследования уголовных дел.

Кроме того, согласно проекту прокуроры субъектов РФ и приравненные к ним военные и специализированные прокуроры должны будут дважды в год отчитываться перед Генпрокуратурой России о результатах надзорной деятельности в сфере закупок. В свою очередь различные подразделения и структуры Генпрокуратуры России также два раза в год должны будут представлять обобщенную информацию о состоянии законности и практике прокурорского надзора в сфере закупок.

Введение мер прокурорского контроля в сфере закупок будет способствовать исключению участия в закупочных процедурах недобросовестных заказчиков и более тщательному соблюдению требований законодательства.

 

Рекомендации

1. Следить за предпринимаемыми государством мерами и изменяющимся регулированием, чтобы оставаться добросовестными участниками рынка.

2. Учитывать потенциальные изменения в регулировании при участии в закупочных процедурах, включая осуществление закупок у единственного поставщика и выполнение государственных и муниципальных контрактов, во избежание нарушения антимонопольного законодательства и законодательства о закупках.

3. Оценивать коммерческие решения компании, касающиеся изменения цены и сроков исполнения контрактов, на предмет их экономической обоснованности и соответствия законодательству.

4. Обратить повышенное внимание на выстраивание коммерческих отношений с субъектами малого предпринимательства при осуществлении закупок.

5. Рассмотреть возможность принятия иных мер, направленных на снижение рисков нарушения антимонопольного законодательства.

Антимонопольная практика «Пепеляев Групп»

См. также обновленную версию проекта приказа Генерального прокурора РФ.

Читайте также: «Прокуроры проверят закупки государства и его компаний до старта обновленных нацпроектов».


Журнал «Конкуренция и право»
Читать    Подписаться
02 сентября 2020 г.

Главная цифра

17.3

Такая статья об унификации имущественных торгов может появиться в Законе о защите конкуренции

Опрос
Нам очень интересно, кто посещает сайт «Конкуренции и права». Итак, Вы: