Генпрокуратура России подготовила проект приказа Генерального прокурора РФ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере закупок». В проекте подчеркивается, что нарушения законов № 44-ФЗ и № 223-ФЗ широко распространены. В том числе принимаются незаконные правовые акты, не соблюдаются условия для добросовестной конкуренции, в Единой информационной системе в сфере закупок не размещаются обязательные сведения. Многочисленны случаи неправомерного уклонения от проведения торгов, завышения цен контрактов, ненадлежащего исполнения контрактных обязательств и приемки товаров, работ, услуг, несвоевременной их оплаты, различные коррупционные проявления. Отмечено, что органы контроля не в полной мере исполняют возложенные на них функции, фиксируются хищения бюджетных средств, «откаты» и иные неправомерные действия уголовно наказуемого характера.
В связи с этим предлагается усилить прокурорский надзор за исполнением законов в сфере закупок. В частности:
- принять дополнительные меры по укреплению законности и координации борьбы с преступностью в сфере закупок;
- обеспечить профилактическую направленность надзорных мероприятий, в том числе путем размещения сведений об их результатах в СМИ в установленном порядке;
- поставить на контроль исполнение законов при осуществлении закупок в рамках реализации нацпроектов, государственных и муниципальных программ, гособоронзаказа, обратить особое внимание на социально значимые сферы здравоохранения, жилищно-коммунального и топливно-энергетического комплексов, транспорта, градостроительства, образования и культуры;
- обеспечить действенный надзор за исполнением законодательства при размещении в ЕИС в сфере закупок обязательных сведений, формировании аукционной, конкурсной документации, осуществлении процедур определения поставщиков, подрядчиков, исполнителей, заключении государственных и муниципальных контрактов и дополнительных соглашений к ним и др.
Так, прокуроров субъектов РФ предлагается обязать во взаимодействии с органами Росфинмониторинга, Федерального казначейства, ФНС, ФАС, МВД и ФСБ России устанавливать схемы кооперации при выполнении государственных и муниципальных контрактов, выявлять наличие среди контрагентов организаций, не имеющих необходимой материальной базы и трудовых ресурсов для исполнения их условий, фирм-однодневок и номинальных фирм-посредников, аффилированных с заказчиком юридических и физических лиц.
Также прокуроры будут принимать исчерпывающие меры реагирования по фактам:
- несоблюдения заказчиками национального режима при осуществлении закупок;
- заключения соглашений хозсубъектов, ограничивших конкуренцию;
- неправомерных закупок у единственного поставщика;
- завышения цен и незаконного изменения условий контрактов;
- поставки некачественной продукции (товаров, работ, услуг);
- нарушений сроков исполнения контрактов и иных предусмотренных ими обязательств;
- неосуществления заказчиком и уполномоченными органами надлежащего контроля (надзора).
Предусмотрены и другие меры контроля. К примеру, при наличии предусмотренных законом оснований будут проводиться проверки соблюдения прав хозсубъектов на своевременную оплату заказчиками обязательств по государственным и муниципальным контрактам. Вопрос о возбуждении административных дел за нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок будет рассматриваться безотлагательно.
Также предлагается обеспечить:
- системный и качественный надзор за расследованием уголовных дел о преступлениях в сфере закупок и проведением процессуальных проверок;
- соблюдение законов на досудебной стадии уголовного судопроизводства;
- незамедлительную отмену незаконных решений об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) или приостановлении предварительного следствия.
Читайте также: «Прокуратура отреагировала на более 180 жалоб бизнесменов РФ на срывы оплаты госконтрактов».
Журнал «Конкуренция и право»