О журнале Экспертный совет Архив Авторам Контакты
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00





Читать    Подписаться
Новости

Анонс: 22 сентября в Казани пройдет конференция о перспективах биржевой торговли в нефтегазовой сфере
18 сентября 2020 г.

Власти США расширяют программу ретроспективного изучения слияний
18 сентября 2020 г.

Антон Тесленко: комплаенс должен быть направлен на предотвращение нарушения, а не на сокрытие улик
18 сентября 2020 г.

Гендиректор компании «Доброфлот» получил предостережение из-за прогноза цен на красную икру
18 сентября 2020 г.

Игорь Артемьев: почти треть всех картелей формируется в строительной отрасли
18 сентября 2020 г.

Игорь Артемьев: ФАС России удалось установить справедливый порядок распределения объемов перекрестного субсидирования в электросетевом комплексе
18 сентября 2020 г.

ФАС России остановила два тендера на камеры слежения в Москве
18 сентября 2020 г.

Андрей Цыганов: в раскрытии сговоров на торгах ФАС России активно использует анализ открытых источников данных
18 сентября 2020 г.

Еще      Все новости
 Самое читаемое

Ценовые предписания ФАС России и управление издержками и рисками компаний
Количество просмотров 19491
Сравнительная реклама в российском законодательстве
Количество просмотров 16134
Антимонопольное регулирование США и Европы: проблемы сближения
Количество просмотров 16122
Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 35949
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 18467
 Обзоры

 Анонcы

Круглый стол «Интеллектуальная собственность: миф о легальной монополии и его негативные последствия»
24 сентября 2020 г. состоится круглый стол «Интеллектуальная собственность: миф о легальной монополии и его негативные последствия». Организатор – LF Академия.
Полный текст
6-я практическая конференция «Управление юридическими рисками: статус 2020»
12–13 ноября 2020 г. пройдет 6-я практическая конференция «Управление юридическими рисками: статус 2020». Организатор – компания «Диалог Менеджмент Партнерс».
Полный текст



Главная /  Главные сюжеты /  Как изменилось законодательство о госзакупках...
Как изменилось законодательство о госзакупках в связи с пандемией


Расскажем о пяти блоках изменений Закона № 44-ФЗ, принятых в связи со сложной эпидемиологической обстановкой, вызванной распространением коронавируса, а также о проектируемых поправках.


Упрощение порядка осуществления закупок при возникновении обстоятельств непреодолимой силы и чрезвычайных ситуаций

ФАС России в письме от 18.03.2020 № ИА/21684/20 признала пандемию коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы (форс-мажором), которое необходимо учитывать при рассмотрении жалоб, дел об административных правонарушениях, обращений о включении в Реестр недобросовестных поставщиков, проведении проверок.

Кроме того, в письме указывается, что на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ заказчики вправе проводить закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), при условии причинно-следственной связи между действиями по профилактике, предупреждению, ликвидации последствий распространения коронавируса и предметом закупки.

19 марта 2020 г. Минфин России опубликовал письмо № 24-06-06/21324 «Об осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) при введении режима повышенной готовности», в котором министерство также:

  • приходит к выводу, что распространение коронавируса носит чрезвычайный и непредотвратимый характер, в связи с чем является обстоятельством непреодолимой силы;
  • подтверждает право осуществить закупку у единственного поставщика;
  • указывает, что условие об отсутствии закупаемых товаров, работ, услуг в перечне товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи или ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, не применяется1.

Более подробные разъяснения содержатся в Федеральном законе от 01.04.2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее – Закон № 98-ФЗ), который урегулирует отношения, возникающие в связи с необходимостью экстренного реагирования на вызовы, связанные с распространением новой коронавирусной инфекции. Закон предусматривает следующие изменения в отношении порядка осуществления закупок:

  • предварительный отбор больше не является исключением для комиссии по осуществлению закупок при проверке соответствия участников закупки отдельным положениям закона. Процедура предварительного отбора показала свою неэффективность в вопросе закупок в условиях ЧС, в связи с чем принято решение отказаться от нее в сложившихся условиях;
  • утрачивают силу нормы о порядке подачи заявок для участия в предварительном отборе участников закупки в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий ЧС природного или техногенного характера;
  • закупка у единственного поставщика стала возможной также для предупреждения (то есть при введении режима повышенной готовности) и (или) ликвидации ЧС, для оказания гуманитарной помощи;
  • при этом заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги в необходимом количестве и объеме, если нецелесообразно применение конкурентных способов определения поставщика, требующих затрат времени;
  • федеральным органам исполнительной власти позволяется заключать контракты с единственным поставщиком в целях выполнения специальных задач по обеспечению обороны и безопасности государства;
  • по 31 декабря 2020 г. Правительству РФ разрешено использовать основания для закупки у единственного поставщика, которых нет в Законе № 44-ФЗ.

Кроме того, значительно упростили проведение «особых» закупок в сфере строительства в заключительных положениях Закона № 44-ФЗ:

  • исключено условие о том, что эта норма распространяется только на закупки в отношении объектов капитального строительства, реализуемых в рамках национальных проектов;
  • правом утверждать перечни объектов капстроительства, которые можно закупать «под ключ», наделены не только Правительство РФ и высшие исполнительные органы госвласти субъектов РФ, но и местные администрации;
  • установлено, что такие перечни должны быть утверждены до 1 января 2024 г.;
  • определено, что в рамках закупок «под ключ» можно закупать любое предусмотренное проектной документацией оборудование, необходимое для обеспечения эксплуатации объекта, а не только медицинское оборудование, как это было закреплено ранее.

25 марта 2020 г. Минфин России приступил к подготовке проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд“» (далее – проект Минфина России), который также направлен на оптимизацию порядка осуществления закупки у единственного поставщика с целью устранения последствий обстоятельств непреодолимой силы и ЧС.

Проект разработан в соответствии с п. 4.4 Плана первоочередных мероприятий (действий) по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. Предполагается, что новое регулирование вступит в силу в июне 2020 г.

Принятые поправки в Закон № 44-ФЗ предназначены для поддержания бизнеса в условиях распространения COVID-19 как обстоятельства непреодолимой силы. Упрощение процедуры закупок позволит заказчикам быстрее получить требующиеся ресурсы, включая медикаменты, средства индивидуальной защиты, дезинфекции и т. п.

 

Смягчение требований для субъектов малого и среднего предпринимательства

Закон № 98-ФЗ предусматривает, что до 31 декабря 2020 г. заказчики вправе не требовать от субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций обеспечение исполнения контрактов и гарантийных обязательств (при условии отсутствия аванса).

В проекте Минфина России планируется прописать предоставление заказчику права не устанавливать требование об обеспечении контракта при закупках у субъектов малого предпринимательства.

Кроме того, в проекте правительственных директив, подготовленном Минфином России (далее – проект директив), содержатся положения, согласно которым госкомпании:

  • внесут в свои положения о закупках норму о возможности авансирования до 50% от цены контракта с 30% закупок у субъектов МСП;
  • должны принять решение об усилении контроля за соблюдением сроков оплаты по контрактам с субъектами МСП;
  • должны обеспечить распространение соответствующих решений (об авансировании и усилении контроля) на свои дочерние и зависимые компании.

Указанные меры направлены на поддержку хозяйствующих субъектов, в том числе для недопущения наступления негативных последствий в связи с распространением коронавируса.

 

Расширение возможностей изменения срока и цены контракта

Законом № 98-ФЗ в 2020 г. допускается изменение срока и цены контракта, невозможность исполнения которого обусловлена распространением COVID-19, а также в иных предусмотренных Правительством РФ случаях2.

Для этого необходимо иметь письменное обоснование такого изменения и решение высшего органа исполнительной власти, а поставщик должен предоставить обеспечение исполнения такого контракта в части новых обязательств, которые не были обеспечены ранее. При этом:

  • предусматривается возможность уменьшения размера обеспечения;
  • по ранее предоставленной банковской гарантии не осуществляется возврат и не производится взыскание;
  • для обеспечения исполнения контракта путем внесения денежных средств установлены отдельные правила для случаев увеличения/уменьшения цены контракта, а также изменения сроков;
  • государственный или муниципальный заказчик может осуществить изменение в пределах лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта.

В Распоряжении Правительства РФ от 19.03.2020 № 672-р предусматривается, что на основании ч. 1 ст. 111 Закона № 44-ФЗ в связи с введением мер по предотвращению распространения COVID-19 при исполнении отдельных контрактов предприятиями автомобильной промышленности допускается по соглашению сторон изменение срока исполнения соответствующих контрактов без предъявления к поставщику требований об уплате пеней в связи с просрочкой исполнения обязательств, вызванной введением таких мер. Новые правила коснутся 77 государственных и муниципальных контрактов, в частности поставок автобусов КамАЗ Мосгортрансу и автомобилей Lada для МВД России.

Также в проекте директив Минфин России предусмотрел возможность продления в 2020 г. сроков исполнения договоров и корректировки цен, если такая необходимость обусловлена распространением COVID-19. По этому вопросу госкомпании в течение 10 дней с момента получения соответствующих директив должны будут провести заседания советов директоров.

Послабление в виде возможностей изменения сторонами контракта цены и сроков обоснованно, так как при указанных чрезвычайных обстоятельствах необходимо избежать массового неисполнения контрактов, ответственности поставщиков и отсутствия необходимых товаров, работ и услуг у заказчиков.


Изменения в порядке применения штрафных санкций

Закон № 98-ФЗ дополняет порядок исчисления пени возможностью рассчитывать ее не только из цены контракта, но и из цены отдельного этапа исполнения контрактаза вычетом исполненных по этому этапу обязательств. Кроме того, закон распространил порядок списания неустоек за 2015, 2016 гг. на неустойки, которые начислены в 2020 г.

Дополнительно в отношении изменений, касающихся ответственности за неисполнение контракта, письмом Минфина, МЧС и ФАС России от 03.04.2020 № 24-06-05/26578, 219-АГ-70, МЕ/28039/20 «О позиции Минфина России, МЧС России, ФАС России об осуществлении закупок товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV» предусмотрено, что в случае неисполнения контракта в связи с распространением COVID-19 поставщик вправе ссылаться на данное обстоятельство как на основание освобождения его от уплаты неустойки (штрафа, пени) по направленному заказчиком требованию.

В проекте директив также содержится положение о неприменении штрафных санкций к поставщикам при нарушении ими обязательств по контрактам. И по аналогии с уже рассмотренным изменением, касающимся возможности изменения сроков и цены контрактов, госкомпании также в течение 10 дней должны будут провести заседания советов директоров (представители государства в советах должны голосовать за) с рассмотрением этого вопроса.

 

Особенности осуществления закупок в период COVID-19

Правительство РФ также утвердило Постановление от 03.04.2020 № 443 «Об особенностях осуществления закупки в период принятия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции», которым в целях реализации Указа Президента РФ от 02.04.2020 № 239 в соответствии со ст. 111 Закона № 44-ФЗ с 4 по 30 апреля 2020 г. включительно установлены следующие особенности осуществления закупок в период принятия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории РФ в связи с распространением COVID-19:

  • предусмотренные Законом № 44-ФЗ и подзаконными актами исчисляемые исключительно в рабочих днях сроки следует считать в календарных днях, не учитывая при этом субботу и воскресенье;
  • последний день исчисляемого в соответствии с Законом № 44-ФЗ срока, приходящийся на нерабочий день, указанный в п. 1 Указа, необходимо переносить только в том случае, если он приходится на субботу или воскресенье. При этом переносу не подлежит дата проведения электронных аукционов, осуществляемых по п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ (с проектной документацией);
  • члены комиссии вправе рассматривать заявки дистанционно;
  • заказчики вправе не составлять протоколы определения поставщиков на бумажных носителях. Достаточно составить их в электронной форме и подписать одной квалифицированной электронной подписью представителя заказчика;
  • заказчику дано право при направлении поставщику на подписание проекта контракта увеличить сроки исполнения обязательств по контракту на срок, не превышающий установленный п. 1 Указа, – не более чем на 27 календарных дней.

     

Рекомендации

1. Следите за предпринимаемыми государством мерами и изменяющимся регулированием, чтобы оставаться добросовестными участниками рынка.

2. Учитывайте последние изменения в регулировании при участии в закупочных процедурах, в том числе при осуществлении закупок у единственного поставщика, во избежание нарушения антимонопольного законодательства.

3. Оценивайте коммерческие решения компании, касающиеся изменения цены и сроков исполнения контрактов, на предмет их экономической обоснованности и соответствия законодательству.

4. Обратите повышенное внимание на выстраивание коммерческих отношений с субъектами малого предпринимательства при осуществлении закупок.

5. Рассмотрите возможность принять иные меры по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.

Антимонопольная практика «Пепеляев Групп»

Важная информация о нормотворческих инициативах и документах в условиях распространения COVID-19 представлена в специальном разделе на нашем сайте.

________

1 В связи с отменой с 1 апреля 2020 г. ст. 80 Закона № 44-ФЗ, во исполнение которого было издано Распоряжение Правительства РФ от 30.09.2013 № 1765-р, фактически утратило силу. Предварительный отбор участников закупки по перечню, утвержденному этим документом, не осуществляется.

2 Минфин России готовит проект постановления Правительства РФ, определяющего порядок установления «иных случаев» изменения цены госконтрактов.


15 апреля 2020 г.

Оставить комментарий


Внимание! Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.











№ 3, 2020 (май-июнь)

 Опрос

Какие законодательные шаги необходимо предпринять в первую очередь для эффективного развития конкуренции на уровне ЕАЭС?

  
  
  
  
  
      





 



При любом использовании материалов сайта www.cljournal.ru указание на источник и гиперссылка обязательны.