О журнале Экспертный совет Архив Авторам Контакты
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00





Читать    Подписаться
Новости

Апелляция сочла законным штраф для «Ленэнерго» за отказ изменить точку присоединения
04 июня 2020 г.

Обнаружены признаки сговора на рынке поставок угля
04 июня 2020 г.

В Санкт-Петербурге возбуждены антимонопольное и уголовное дела о сговоре на торгах по организации праздничных мероприятий
04 июня 2020 г.

Анатолий Голомолзин: в условиях пандемии сотрудничество конкурентных ведомств особенно важно
04 июня 2020 г.

Анонс: 24 июля состоится X конференция ОКЮР и КС РФ «Стандарт доказывания»
04 июня 2020 г.

ФАС России обобщила судебную практику по антимонопольным спорам за 2019 г.
04 июня 2020 г.

Поставщиков могут обязать сообщать заказчикам о соисполнителях по госконтрактам в рамках нацпроектов
04 июня 2020 г.

Правительство РФ рассмотрит законопроект о квотах на закупку госзаказчиками и госкомпаниями российской продукции
04 июня 2020 г.

Еще      Все новости
 Самое читаемое

Ценовые предписания ФАС России и управление издержками и рисками компаний
Количество просмотров 18810
Антимонопольное регулирование США и Европы: проблемы сближения
Количество просмотров 15282
Сравнительная реклама в российском законодательстве
Количество просмотров 15044
Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 31665
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 17689
 Обзоры

 Анонcы

XVI Юридический форум России
11 сентября 2020 г. состоится XVI Юридический форум России. Организатор – газета «Ведомости».
Полный текст



Главная /  Главные сюжеты /  Как изменилось законодательство о госзакупках...
Как изменилось законодательство о госзакупках в связи с пандемией


Расскажем о пяти блоках изменений Закона № 44-ФЗ, принятых в связи со сложной эпидемиологической обстановкой, вызванной распространением коронавируса, а также о проектируемых поправках.


Упрощение порядка осуществления закупок при возникновении обстоятельств непреодолимой силы и чрезвычайных ситуаций

ФАС России в письме от 18.03.2020 № ИА/21684/20 признала пандемию коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы (форс-мажором), которое необходимо учитывать при рассмотрении жалоб, дел об административных правонарушениях, обращений о включении в Реестр недобросовестных поставщиков, проведении проверок.

Кроме того, в письме указывается, что на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ заказчики вправе проводить закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), при условии причинно-следственной связи между действиями по профилактике, предупреждению, ликвидации последствий распространения коронавируса и предметом закупки.

19 марта 2020 г. Минфин России опубликовал письмо № 24-06-06/21324 «Об осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) при введении режима повышенной готовности», в котором министерство также:

  • приходит к выводу, что распространение коронавируса носит чрезвычайный и непредотвратимый характер, в связи с чем является обстоятельством непреодолимой силы;
  • подтверждает право осуществить закупку у единственного поставщика;
  • указывает, что условие об отсутствии закупаемых товаров, работ, услуг в перечне товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи или ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, не применяется1.

Более подробные разъяснения содержатся в Федеральном законе от 01.04.2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее – Закон № 98-ФЗ), который урегулирует отношения, возникающие в связи с необходимостью экстренного реагирования на вызовы, связанные с распространением новой коронавирусной инфекции. Закон предусматривает следующие изменения в отношении порядка осуществления закупок:

  • предварительный отбор больше не является исключением для комиссии по осуществлению закупок при проверке соответствия участников закупки отдельным положениям закона. Процедура предварительного отбора показала свою неэффективность в вопросе закупок в условиях ЧС, в связи с чем принято решение отказаться от нее в сложившихся условиях;
  • утрачивают силу нормы о порядке подачи заявок для участия в предварительном отборе участников закупки в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий ЧС природного или техногенного характера;
  • закупка у единственного поставщика стала возможной также для предупреждения (то есть при введении режима повышенной готовности) и (или) ликвидации ЧС, для оказания гуманитарной помощи;
  • при этом заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги в необходимом количестве и объеме, если нецелесообразно применение конкурентных способов определения поставщика, требующих затрат времени;
  • федеральным органам исполнительной власти позволяется заключать контракты с единственным поставщиком в целях выполнения специальных задач по обеспечению обороны и безопасности государства;
  • по 31 декабря 2020 г. Правительству РФ разрешено использовать основания для закупки у единственного поставщика, которых нет в Законе № 44-ФЗ.

Кроме того, значительно упростили проведение «особых» закупок в сфере строительства в заключительных положениях Закона № 44-ФЗ:

  • исключено условие о том, что эта норма распространяется только на закупки в отношении объектов капитального строительства, реализуемых в рамках национальных проектов;
  • правом утверждать перечни объектов капстроительства, которые можно закупать «под ключ», наделены не только Правительство РФ и высшие исполнительные органы госвласти субъектов РФ, но и местные администрации;
  • установлено, что такие перечни должны быть утверждены до 1 января 2024 г.;
  • определено, что в рамках закупок «под ключ» можно закупать любое предусмотренное проектной документацией оборудование, необходимое для обеспечения эксплуатации объекта, а не только медицинское оборудование, как это было закреплено ранее.

25 марта 2020 г. Минфин России приступил к подготовке проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд“» (далее – проект Минфина России), который также направлен на оптимизацию порядка осуществления закупки у единственного поставщика с целью устранения последствий обстоятельств непреодолимой силы и ЧС.

Проект разработан в соответствии с п. 4.4 Плана первоочередных мероприятий (действий) по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. Предполагается, что новое регулирование вступит в силу в июне 2020 г.

Принятые поправки в Закон № 44-ФЗ предназначены для поддержания бизнеса в условиях распространения COVID-19 как обстоятельства непреодолимой силы. Упрощение процедуры закупок позволит заказчикам быстрее получить требующиеся ресурсы, включая медикаменты, средства индивидуальной защиты, дезинфекции и т. п.

 

Смягчение требований для субъектов малого и среднего предпринимательства

Закон № 98-ФЗ предусматривает, что до 31 декабря 2020 г. заказчики вправе не требовать от субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций обеспечение исполнения контрактов и гарантийных обязательств (при условии отсутствия аванса).

В проекте Минфина России планируется прописать предоставление заказчику права не устанавливать требование об обеспечении контракта при закупках у субъектов малого предпринимательства.

Кроме того, в проекте правительственных директив, подготовленном Минфином России (далее – проект директив), содержатся положения, согласно которым госкомпании:

  • внесут в свои положения о закупках норму о возможности авансирования до 50% от цены контракта с 30% закупок у субъектов МСП;
  • должны принять решение об усилении контроля за соблюдением сроков оплаты по контрактам с субъектами МСП;
  • должны обеспечить распространение соответствующих решений (об авансировании и усилении контроля) на свои дочерние и зависимые компании.

Указанные меры направлены на поддержку хозяйствующих субъектов, в том числе для недопущения наступления негативных последствий в связи с распространением коронавируса.

 

Расширение возможностей изменения срока и цены контракта

Законом № 98-ФЗ в 2020 г. допускается изменение срока и цены контракта, невозможность исполнения которого обусловлена распространением COVID-19, а также в иных предусмотренных Правительством РФ случаях2.

Для этого необходимо иметь письменное обоснование такого изменения и решение высшего органа исполнительной власти, а поставщик должен предоставить обеспечение исполнения такого контракта в части новых обязательств, которые не были обеспечены ранее. При этом:

  • предусматривается возможность уменьшения размера обеспечения;
  • по ранее предоставленной банковской гарантии не осуществляется возврат и не производится взыскание;
  • для обеспечения исполнения контракта путем внесения денежных средств установлены отдельные правила для случаев увеличения/уменьшения цены контракта, а также изменения сроков;
  • государственный или муниципальный заказчик может осуществить изменение в пределах лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта.

В Распоряжении Правительства РФ от 19.03.2020 № 672-р предусматривается, что на основании ч. 1 ст. 111 Закона № 44-ФЗ в связи с введением мер по предотвращению распространения COVID-19 при исполнении отдельных контрактов предприятиями автомобильной промышленности допускается по соглашению сторон изменение срока исполнения соответствующих контрактов без предъявления к поставщику требований об уплате пеней в связи с просрочкой исполнения обязательств, вызванной введением таких мер. Новые правила коснутся 77 государственных и муниципальных контрактов, в частности поставок автобусов КамАЗ Мосгортрансу и автомобилей Lada для МВД России.

Также в проекте директив Минфин России предусмотрел возможность продления в 2020 г. сроков исполнения договоров и корректировки цен, если такая необходимость обусловлена распространением COVID-19. По этому вопросу госкомпании в течение 10 дней с момента получения соответствующих директив должны будут провести заседания советов директоров.

Послабление в виде возможностей изменения сторонами контракта цены и сроков обоснованно, так как при указанных чрезвычайных обстоятельствах необходимо избежать массового неисполнения контрактов, ответственности поставщиков и отсутствия необходимых товаров, работ и услуг у заказчиков.


Изменения в порядке применения штрафных санкций

Закон № 98-ФЗ дополняет порядок исчисления пени возможностью рассчитывать ее не только из цены контракта, но и из цены отдельного этапа исполнения контрактаза вычетом исполненных по этому этапу обязательств. Кроме того, закон распространил порядок списания неустоек за 2015, 2016 гг. на неустойки, которые начислены в 2020 г.

Дополнительно в отношении изменений, касающихся ответственности за неисполнение контракта, письмом Минфина, МЧС и ФАС России от 03.04.2020 № 24-06-05/26578, 219-АГ-70, МЕ/28039/20 «О позиции Минфина России, МЧС России, ФАС России об осуществлении закупок товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV» предусмотрено, что в случае неисполнения контракта в связи с распространением COVID-19 поставщик вправе ссылаться на данное обстоятельство как на основание освобождения его от уплаты неустойки (штрафа, пени) по направленному заказчиком требованию.

В проекте директив также содержится положение о неприменении штрафных санкций к поставщикам при нарушении ими обязательств по контрактам. И по аналогии с уже рассмотренным изменением, касающимся возможности изменения сроков и цены контрактов, госкомпании также в течение 10 дней должны будут провести заседания советов директоров (представители государства в советах должны голосовать за) с рассмотрением этого вопроса.

 

Особенности осуществления закупок в период COVID-19

Правительство РФ также утвердило Постановление от 03.04.2020 № 443 «Об особенностях осуществления закупки в период принятия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции», которым в целях реализации Указа Президента РФ от 02.04.2020 № 239 в соответствии со ст. 111 Закона № 44-ФЗ с 4 по 30 апреля 2020 г. включительно установлены следующие особенности осуществления закупок в период принятия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории РФ в связи с распространением COVID-19:

  • предусмотренные Законом № 44-ФЗ и подзаконными актами исчисляемые исключительно в рабочих днях сроки следует считать в календарных днях, не учитывая при этом субботу и воскресенье;
  • последний день исчисляемого в соответствии с Законом № 44-ФЗ срока, приходящийся на нерабочий день, указанный в п. 1 Указа, необходимо переносить только в том случае, если он приходится на субботу или воскресенье. При этом переносу не подлежит дата проведения электронных аукционов, осуществляемых по п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ (с проектной документацией);
  • члены комиссии вправе рассматривать заявки дистанционно;
  • заказчики вправе не составлять протоколы определения поставщиков на бумажных носителях. Достаточно составить их в электронной форме и подписать одной квалифицированной электронной подписью представителя заказчика;
  • заказчику дано право при направлении поставщику на подписание проекта контракта увеличить сроки исполнения обязательств по контракту на срок, не превышающий установленный п. 1 Указа, – не более чем на 27 календарных дней.

     

Рекомендации

1. Следите за предпринимаемыми государством мерами и изменяющимся регулированием, чтобы оставаться добросовестными участниками рынка.

2. Учитывайте последние изменения в регулировании при участии в закупочных процедурах, в том числе при осуществлении закупок у единственного поставщика, во избежание нарушения антимонопольного законодательства.

3. Оценивайте коммерческие решения компании, касающиеся изменения цены и сроков исполнения контрактов, на предмет их экономической обоснованности и соответствия законодательству.

4. Обратите повышенное внимание на выстраивание коммерческих отношений с субъектами малого предпринимательства при осуществлении закупок.

5. Рассмотрите возможность принять иные меры по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.

Антимонопольная практика «Пепеляев Групп»

Важная информация о нормотворческих инициативах и документах в условиях распространения COVID-19 представлена в специальном разделе на нашем сайте.

________

1 В связи с отменой с 1 апреля 2020 г. ст. 80 Закона № 44-ФЗ, во исполнение которого было издано Распоряжение Правительства РФ от 30.09.2013 № 1765-р, фактически утратило силу. Предварительный отбор участников закупки по перечню, утвержденному этим документом, не осуществляется.

2 Минфин России готовит проект постановления Правительства РФ, определяющего порядок установления «иных случаев» изменения цены госконтрактов.


15 апреля 2020 г.

Оставить комментарий


Внимание! Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.











№ 1, 2020 (январь-февраль)

 Опрос

Какие законодательные шаги необходимо предпринять в первую очередь для эффективного развития конкуренции на уровне ЕАЭС?