Телефон подписки
8 (800) 555-66-00
С 29 июня по 1 июля 2022 г. пройдет Х Петербургский международный юридический форум. 28 июня в рамках открытия мероприятия состоится Международный молодежный юридический форум.
22 сентября 2022 г. в Москве состоится Антимонопольный форум 2022. Организаторы мероприятия – Ассоциация антимонопольных экспертов и ФАС России.
Главная /  Главные сюжеты /  Усиление антимонопольного контроля за ценами в...
Усиление антимонопольного контроля за ценами в условиях COVID-19

Распространение коронавирусной инфекции привело к повышению цен на отдельные категории товаров, в том числе на продукты питания, медицинские маски, а также средства дезинфекции. Для ограничения необоснованного завышения цен на социально значимые товары органы госвласти принимают дополнительные меры, касающиеся в первую очередь мониторинга цен.

26 марта 2020 г. Президент РФ подписал Федеральный закон № 67-ФЗ «О внесении изменений в статью 60 Федерального закона „Об обращении лекарственных средств“ и статью 38 Федерального закона „Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации“», позволяющий Правительству РФ устанавливать на срок не более чем 90 дней предельно допустимые розничные цены на лекарственные препараты и медицинские изделия, которые не включены в перечень жизненно необходимых, но фактически могут стать таковыми.

Эти меры могут быть реализованы в условиях чрезвычайной ситуации, угрозы распространения инфекционного заболевания, представляющего опасность для окружающих (такого, как COVID-19 в настоящий момент), или в случае, если в течение 30 дней рост цен на лекарственные препараты и медицинские изделия в субъектах РФ составит 30% и более.

После многочисленных жалоб на необоснованный рост цен ФАС России предприняла оперативные меры по ежедневному мониторингу цен путем их фиксации в магазинах сетевой торговли, а также по проверке наличия товаров в продаже на продовольственных рынках и рынках лекарственных средств.

Во-первых, был создан оперативный штаб по контролю ситуации на продовольственных рынках, рынках лекарств и медицинских товаров, в том числе на медицинские маски и аппаратуру, которая используется для лечения зараженных коронавирусной инфекцией. Для выявления признаков нарушений антимонопольного законодательства проведен ряд внеплановых проверок производителей на территории Москвы, Московской области, Новосибирска, Челябинска и Санкт-Петербурга. На основании собранных данных возбуждены несколько дел о картельных сговорах (о них мы писали здесь, здесь и здесь).

Во-вторых, был усилен контроль за ценами на социально значимые продовольственные товары первой необходимости, перечень которых закреплен в Постановлении Правительства РФ от 15.07.2010 № 530. Особое внимание будет уделено хлебобулочным изделиям, крупам, мясу, яйцам, маслу, а также ряду овощей и фруктов. Активно используется горячая линия ФАС России по вопросам повышения цен на продовольствие.

Предпринимаемые антимонопольным ведомством шаги необходимы для обеспечения своевременного антимонопольного реагирования в случае необоснованного роста цен и наличия данных об умышленном создании дефицита на товары с повышенным спросом. В связи с принятыми государственными органами мерами компаниям следует более тщательно следить за своей ценовой политикой в целях соблюдения Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при осуществлении деятельности.

В частности, рекомендуем:

  • следить за предпринимаемыми государством мерами и изменяющимся регулированием, чтобы оставаться добросовестными участниками рынка;
  • провести анализ потенциальных рисков, которые могут сопутствовать осуществлению коммерческой (торгово-сбытовой) политики компании;
  • оценивать коммерческие решения компании, касающиеся установления цен или объема закупок, на предмет их экономической обоснованности и соответствия антимонопольному законодательству;
  • обратить повышенное внимание на различные формы взаимодействия с контрагентами, которые могут быть связаны с риском нарушения антимонопольного законодательства;
  • проанализировать риски обмена с контрагентами коммерческой информацией, который может быть истолкован как признак нарушения антимонопольного законодательства;
  • рассмотреть возможность принятия иных мер, направленных на снижение рисков нарушения антимонопольного законодательства.

Антимонопольная практика «Пепеляев Групп»

Важная информация о нормотворческих инициативах и документах в условиях распространения COVID-19 представлена в специальном разделе на нашем сайте.


Журнал «Конкуренция и право»
Читать    Подписаться
14 апреля 2020 г.

Оставить комментарий


Внимание! Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.

Вход для пользователей       Зарегистрироваться



Опрос
Вы поддерживаете легализацию параллельного импорта в РФ?