Суббота, 15 ноября 2025 г.
Пролистать
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00
Главная /  Аналитика /  Государственные информационные системы....
Государственные информационные системы. Антимонопольный аспект

Алмаз Яфизов,
заместитель руководителя Татарстанского УФАС России
Валерий Казаков,
начальник отдела контроля органов власти Татарстанского УФАС России

Ежегодно на создание, модернизацию и техническую поддержку информационных систем Республики Татарстан тратится свыше 329 млн руб. Между тем разработка и функционирование таких ресурсов могут сопровождаться антимонопольными рисками. Какие проблемы чаще всего возникают, есть ли способы их избежать или решить, рассмотрим на примерах из практики территориальных управлений антимонопольной службы, в частности Татарстанского УФАС России.

 

Проблемы информационных систем

Татарстанское УФАС России регулярно проводит плановые проверки деятельности министерств, ведомств, в частности татарстанских Министерства цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи и Министерства здравоохранения, и муниципальных образований региона. При этом изучает государственные информационные системы.

Сегодня в республике реализуются 11 национальных проектов: «Демография», «Здравоохранение», «Образование», «Жилье и городская среда», «Культура», «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и др. Чтобы их можно было осуществить, функционируют десятки информационных систем: Портал государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан, ГИС ЖКХ, ЕГИС «Глонасс+112», ГИС «Электронное образование Республики Татарстан», ЕГИС «Электронное здравоохранение Республики Татарстан», АИС многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг и др.

В результате проверок территориальное управление выявило несколько проблем: интеграция программных продуктов в информсистемы; дублирование информсистем; сложности в передаче ПО при заключении государственных (муниципальных) контрактов, договоров; отсутствие единых подхода к созданию таких систем и требований к ним; необоснованные финансовые затраты при разработке и запуске новых систем.

Рассмотрим подробнее три проблемы.

1. Трудности при использовании информсистем в сфере государственного и муниципального имущества.

Есть много официальных программных продуктов, дублирующих друг друга, при этом не всегда актуальных и доступных. Например, сайт по закупкам torgi.gov.ru является информационной платформой и по поиску государственного имущества. При поиске приходится использовать несколько ресурсов: сайты госорганов и муниципальных образований, кадастровые карты, изучать правоустанавливающие документы и т. д.

Решением может стать единый информационный ресурс (ЕИР) о земле и недвижимости. Он объединит разрозненные сведения, содержащиеся в информсистемах государственных и муниципальных органов власти, позволит систематизировать данные и исключить их дублирование.

2. Сложности в рамках мероприятий по оптимизации процессов заключения договоров, контрактов с единственными поставщиками (подрядчиками, исполнителями).

Решением проблемы станет ЕИР, который будет включать следующий функционал:

  • перечень (реестр) всех субъектов естественных монополий, с которыми ежегодно заключаются договоры, контракты;
  • типовые формы договоров, контрактов (можно предусмотреть функционал для заполнения основной информации, посредством которого будет сформирован проект контракта: объем, цена, период/срок, уполномоченное на подписание договора лицо);
  • возможность подписания договоров, контрактов с помощью электронной цифровой подписи и обмен информацией в электронном формате;
  • возможность интеграции ЕИР с региональной информсистемой «Электронный магазин» (для согласования или санкционирования планируемых расходов), ЕИС в сфере закупок.

Благодаря такому подходу значительно снизятся временны́е, трудовые и материальные затраты заказчиков и исполнителей. Имеющиеся системы заказчиков работают «автономно» и не интегрированы в региональную информсистему в сфере закупок, что мешает в полной мере оптимизировать процессы закупочной деятельности.

3. Отсутствие специалистов по составлению технического задания.

Это влечет нарушения законодательства и, соответственно, штрафы. Не в каждой организации есть штатные ИТ-сотрудники, которые отслеживают новые информсистемы и программные продукты. Пока проект на согласовании, старые подходы сменяются свежими решениями. Угнаться за технологиями и интегрировать их в уже имеющиеся трудно.

Чтобы решить эту проблему, надо постоянно соответствовать мировым тенденциям в цифровой сфере, обучать и набирать ИТ-специалистов, иметь доступ к актуальной информации.

 

Примеры из практики

Анализ практики территориальных управлений ФАС России показал, что антимонопольные нарушения имеют системный характер и могут распространяться на территории нескольких субъектов РФ одновременно.

Пример 1

В Астраханское УФАС России поступило заявление хозсубъекта о заключении областным Министерством образования и науки и ООО «Дневник.ру» соглашения о внедрении регионального сегмента путем использования программных продуктов этой компании. По результатам рассмотрения заявления возбуждено дело по признакам нарушения министерством и компанией ст. 16 Закона о защите конкуренции.

Такие соглашения о сотрудничестве дают преимущества «Дневник.ру» и делают невозможным для поставщиков аналогичных программных продуктов доступ на рынок соответствующих информсистем на территории каждого из муниципальных образований.

Пример 2

Не было обеспечено подключение используемой образовательными организациями автоматизированной информационной системы учета успеваемости «Электронный журнал ЭлЖур» к региональному сегменту единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам ГИС «Контингент». Это привело или могло привести к необоснованному ограничению конкуренции таких систем и необоснованному препятствованию тому, чтобы на данном товарном рынке вели деятельность также другие хозсубъекты.

ФАС России выдала министерствам образования и информатизации и связи Республики Мордовия, а также министерствам образования и науки и экономического развития Калужской области предупреждения о необходимости прекратить указанные действия (бездействие) и обеспечить интеграцию АИС «ЭлЖур» с региональным сегментом ГИС «Контингент».

 

Решение проблемы в Татарстане

Во избежание подобных ситуаций и нарушений в Республике Татарстан реализуется комплекс мероприятий.

Региональный Кабинет министров принял Постановление от 29.01.2021 № 35 «Об утверждении Концепции цифровой трансформации Республики Татарстан на 2021–2024 годы». Концепция направлена на эффективную реализацию государственной политики цифровой трансформации государственных и муниципальных услуг, развитие информационно-коммуникационных технологий и связи и реализацию информационной безопасности.

Кроме того, организована работа по согласованию внедрения цифровых продуктов с республиканским Министерством цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи. Такой подход позволяет избегать ошибок и снижает необоснованные финансовые затраты при создании и интеграции новых информсистем.

 

Общие выводы

Создавая информационные системы, необходимо учитывать следующие факторы:

  • унификацию (создание единых систем с возможностью интеграции уже существующих);
  • составление техзадания с учетом современных подходов и развития цифровизации, внедрение и интеграция информсистем без дополнительных экономических затрат;
  • развитие цифровых услуг и их доступность, исключение дублирования информсистем;
  • управление жизненным циклом услуги;
  • внедрение цифрового проектирования, автоматизированный сбор, хранение и обработка информации;
  • управление процессами предоставления услуг, выполнение административных функций, автоматизацию ручного труда посредством электронного документооборота;
  • повышение уровня надежности и безопасности информсистем, технологической независимости этой инфраструктуры от иностранного ИКТ-оборудования и ПО;
  • обеспечение уровня надежности и безопасности информсистем, информационно-технологической инфраструктуры, а также бесперебойного функционирования государственных электронных ресурсов.

Учет этих факторов позволит значительно снизить временны́е и материальные затраты при проведении торгов и аукционов, оптимизировать процессы закупочной деятельности, увеличить жизненный цикл реализуемых и существующих продуктов. Результатом станет развитие конкуренции и эффективное взаимодействие заказчиков и исполнителей.

Журнал «Конкуренция и право»
Читать    Подписаться

16 ноября 2021 г.