После многолетних дискуссий институт антимонопольного комплаенса и его основные элементы закреплены законодательно: 12 марта 2020 г. вступил в силу Федеральный закон от 01.03.2020 № 33-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О защите конкуренции“». Разберемся, какие обязательные требования к этому виду комплаенса установлены, а также какие международные стандарты и российские практики будут полезны.
Для бизнеса, в отличие от органов государственной власти, антимонопольный комплаенс остался добровольным.
В Федеральном законе от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции, Закон) появились термин «система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства» (далее – антимонопольный комплаенс) и список обязательных элементов такой системы.
Антимонопольный комплаенс – это совокупность правовых и организационных мер, направленных на соблюдение компанией требований антимонопольного законодательства и предупреждение его нарушения (п. 24 ст. 4 Закона).
Такие меры должны быть предусмотрены одним или несколькими внутренними актами, принятыми непосредственно самой компанией или другой организацией – чаще всего головной – группы, в которую она входит.
Эти акты необходимо опубликовать на сайте компании в Интернете и обязательно на русском языке.
Кроме того, компания вправе направить внутренний акт, регулирующий антимонопольный комплаенс, или его проект в ФАС России. Служба в течение 30 дней обязана рассмотреть эти документы и дать заключение об их соответствии или несоответствии требованиям законодательства о защите конкуренции.
Закон устанавливает минимальные требования к содержанию внутреннего акта (ст. 9.1). В такой документ должны быть включены:
В принятых поправках в Закон о защите конкуренции перечислены только минимальные требования к антимонопольному комплаенсу. Построить действительно эффективную систему помогут, прежде всего, международные стандарты по риск-менеджменту. Кроме того, полезен пример госорганов, а также тех компаний, которые уже внедрили у себя антимонопольный комплаенс и делятся опытом в статьях, на конференциях и иных мероприятиях (например, МТС, «Балтика», СИБУР и др.).
Один из наиболее полезных документов – ISO 19600 «Системы менеджмента соответствия. Руководящие указания». Это руководство по построению комплаенс-систем.
Можно использовать также ISO 31000 «Риск-менеджмент. Принципы и руководства».
Из отечественных документов следует учитывать, в частности, Приказ ФАС России от 27.11.2018 № 1646/18 «О системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в ФАС России» и Распоряжение Правительства РФ от 18.10.2018 № 2258-р «Об утверждении методических рекомендаций по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства».
Установленными требованиями предопределены основные элементы, из которых складывается система внутреннего обеспечения соответствия нормам антимонопольного законодательства.
Прежде всего компании необходимо понять, какие антимонопольные требования и запреты применимы к ее деятельности. Иными словами, определить свои антимонопольные обязательства. Их источниками являются Закон о защите конкуренции и подзаконные акты, Договор о ЕАЭС, применимое иностранное законодательство, предписания ФАС России и решения судов в отношении компании, отраслевые кодексы поведения и др.
Затем следует выявить риски, сопоставив антимонопольные обязательства с бизнес-процессами и определив таким образом ситуации, в которых обязательства могут быть нарушены.
На начальном этапе может понадобиться аудит с привлечением внешних специалистов. В результате его проведения необходимо ответить на вопросы о том:
Аудит предполагает следующие мероприятия:
Далее выявленные риски должны быть описаны, классифицированы по областям, также следует проанализировать причины и условия их возникновения.
Риски оцениваются с точки зрения вероятности их наступления и тяжести последствий (штрафов, убытков, вреда репутации, ответственности менеджмента и т. п.). При этом компания может использовать ISO 31000. Для удобства формируется матрица рисков, в том числе с цветовой индикацией их уровней.
Общий результат аудита может быть оформлен в виде отчета или карты рисков с их описанием, анализом причин и условий возникновения, индикацией уровня.
В дальнейшем компании нужно периодически, например раз в год, проводить переоценку уже выявленных рисков и проверять, не появились ли новые. Кроме того, внеплановый аудит комплаенс-рисков может потребоваться в случаях, если компания выйдет на новые рынки, изменятся бизнес-процессы, произойдут структурные или стратегические трансформации, будут выявлены нарушения, а также при значительных изменениях рыночной ситуации, законодательства и т. п.
В отношении каждого из выявленных рисков компании надо определить необходимые корректирующие действия.
Оформить результаты такой работы можно в виде «дорожной карты» с описанием риска и конкретных мер по его минимизации, а также с обозначением сроков, ответственных лиц, необходимых ресурсов и пр. Принимаемые меры должны составлять единую систему комплаенс-менеджмента, вписанную в иные бизнес-процессы компании. Например, риски могут быть устранены путем внесения изменений в действующие договоры и внутренние политики, принятия дополнительных внутренних актов в областях высокого риска (ценообразования, сбыта, маркетинга и т. п.), типовых форм договоров, шаблонов писем и внутренних отчетов, стандартов поведения сотрудников.
С организационной точки зрения в бизнес-процессы полезно встроить функцию контроля, в частности обязанность согласовывать действия с юристами, топ-менеджментом и т. д. По возможности, чтобы исключить ошибки на местах, следует автоматизировать некоторые процессы, скажем согласование договоров.
Чтобы комплаенс действительно работал, он не должен оставаться только на бумаге – руководству компании важно и на словах, и на деле культивировать уважительное отношение к антимонопольным правилам и развивать культуру поведения персонала.
Для работников компании необходимо провести обучение в форме тренингов, онлайн-курсов и т. п., а затем тестирование. Цель – обеспечить выполнение сотрудником своей функции в соответствии с требованиями антимонопольного комплаенса. Программу обучения нужно адаптировать под выполняемые конкретным работником функции, она должна быть составлена просто и практично (лучше всего на примерах), а также учитывать пробелы в знаниях и опыте, выявленные по итогам тестов или в результате нарушений. Тренинги надо сделать периодическими, например встроенными в ежегодный план обучения. Кроме того, они необходимы, когда на работу принимаются новые сотрудники, происходят кадровые изменения или изменения в комплаенс-политике, выявляются нарушения.
Компания может устанавливать для себя комплаенс-цели на определенный период (KPI). Для каждой из них нужно обозначить, что конкретно будет сделано, какие ресурсы потребуются, кто ответственен за достижение цели и в какой срок она должна быть достигнута, каковы порядок оценки результатов. Так, целями могут стать повышение процента сотрудников, успешно прошедших обучение, уменьшение количества претензий регулятора или полученных жалоб.
Читайте также
Полищук А., Гавриленко Д. Как преодолеть «бумажную» стадию антимонопольного комплаенса // Конкуренция и право. 2019. № 3. С. 37–45.
Система комплаенса должна постоянно совершенствоваться. Для этого необходим мониторинг, то есть постоянные сбор, анализ и оценка информации об эффективности мер по устранению или снижению рисков, а также работы системы в целом (например, об эффективности тренингов, контроля, распределения обязанностей, работы с нарушениями, актуальности антимонопольных требований и запретов).
Информацию компания может получать:
Кроме того, желательно периодически проводить аудит системы.
Результаты контроля за функционированием комплаенса следует фиксировать в регулярных отчетах. В них приводятся сведения, в частности:
Топ-менеджмент компании должен знакомиться с отчетами и принимать на их основании необходимые меры.
Обычно сотрудники знакомятся с комплаенс-политикой под подпись, когда их принимают на работу. Повторное ознакомление может быть обусловлено, например, выявлением нарушений, внесением изменений в политику или проведением тренинга.
В трудовых договорах, должностных инструкциях и системах оценки и поощрения сотрудников необходимо четко указать их обязанность следовать принятым компанией внутренним документам по антимонопольному комплаенсу, проходить обучение, а также сообщать о допущенных нарушениях.
Читайте также
Полищук А. Как выстроить систему комплаенса с помощью проектной методики Agile // Конкуренция и право. 2018. № 1. С. 52–60.
В штате компании может быть комплаенс-офицер. Этот сотрудник (или подразделение) ответственен за выстраивание и функционирование системы соответствия антимонопольным требованиям.
Он выполняет целый ряд обязанностей:
Важно, чтобы комплаенс-офицер был независимым, подотчетным непосредственно руководству компании, чтобы он обладал полномочиями и ресурсами, достаточными для выполнения его задач.
Главная цифра
60%
закупок признаны несостоявшимися по итогам 2023 г.