О журнале Экспертный совет Архив Авторам Контакты
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00





Читать    Подписаться
Новости

ФАС России потребовала от Booking.com исключить паритет
12 ноября 2019 г.

Прошел первое чтение законопроект об отмене «банковского роуминга»
12 ноября 2019 г.

Законопроект о единой интернет-платформе для телеканалов принят в первом чтении
12 ноября 2019 г.

Минтруд России предлагает обновить профстандарты для специалистов и экспертов в сфере закупок
12 ноября 2019 г.

Все новости
 Самое читаемое

Ценовые предписания ФАС России и управление издержками и рисками компаний
Количество просмотров 17889
Сравнительная реклама в российском законодательстве
Количество просмотров 13750
Антимонопольное регулирование США и Европы: проблемы сближения
Количество просмотров 13510
Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 20980
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 16162
 Обзоры

 Анонcы

V Compliance Case Forum 2020
28–29 ноября 2019 г. в Москве пройдет V Compliance Case Forum 2020. Организатор форума – компания Business Summit of Future.
Полный текст



Главная /  Выбор редакции /  Антимонопольный комплаенс в регионах: практика...
Антимонопольный комплаенс в регионах: практика Татарстана


С подачи и при поддержке ФАС России госорганы и бизнес активно внедряют культуру неприятия нарушений законодательства о защите конкуренции. Один из ее элементов – антимонопольный комплаенс. О промежуточных итогах выстраивания механизма предупреждения рисков рассказывает в блиц-интервью заместитель руководителя УФАС по Республике Татарстан Сергей Вячеславович Павлов.


– Сергей Вячеславович, в марте 2019 года Ваши коллеги сообщили о внедрении антимонопольного комплаенса всеми министерствами и ведомствами Татарстана. Систему предупреждения рисков выстраивает и бизнес. В чем польза этого инструмента и каковы его преимущества для тех, кто попадает в поле зрения ФАС России?

– Антимонопольный комплаенс действительно внедрен в региональных министерствах и ведомствах республики. Утверждены положения, направленные на решение конкретных задач. В том числе определение структурного органа, ответственного за выявление и оценку рисков нарушения антимонопольного законодательства, порядок выявления нарушений, проведение мероприятий по снижению комплаенс-рисков, а также оценка эффективности функционирования в министерстве системы комплаенса.

Напомню, что необходимость достичь ключевых показателей развития конкуренции в субъектах Российской Федерации следует из Нацплана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018–2020 годы. Правительству РФ до 1 марта 2019 года было поручено принять меры, с помощью которых будет создана и организована система внутреннего обеспечения соответствия деятельности федеральных органов исполнительной власти требованиям антимонопольного законодательства.

Сегодня институт антимонопольного комплаенса только формируется. Однако эффективность его внедрения уже подтверждается в том числе значительно меньшим применением антимонопольными органами санкций не только на общероссийском уровне, но и на региональном. Деятельность и госорганов, и компаний, организованная с учетом требований действующих правовых норм, приводит к сокращению числа нарушений законодательства о защите конкуренции и смежных законов.

Кроме того, комплаенс дает хозяйствующим субъектам возможность снизить категорию риска со среднего и умеренного до умеренного и низкого соответственно. Антимонопольный орган не проводит плановые проверки компании с низкой степенью риска и сокращает визиты с одного раза в три года до одного раза в пять лет при умеренной степени. Один из критериев снижения категории риска – наличие у хозсубъекта системы мер по соблюдению требований антимонопольного законодательства. Эта система должна быть утверждена внутренним актом или актами компании и действовать не менее года.

 

Для информации

Критерии отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к категориям риска при осуществлении государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства утверждены Постановлением Правительства РФ от 01.03.2018 № 213.

 

– Предприятия республики уже пользуются этим инструментом снижения антимонопольных рисков?

– В Татарстане им воспользовались ООО «ТД Челны-Хлеб» (торговая сеть «ТД „Челны-Хлеб“») и ООО «Оптовик» (торговая сеть «Эссен»). У каждой из этих компаний есть документ, свидетельствующий о функционировании системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства. Исходя из этого документа в них осуществляется контроль за деятельностью с учетом выявляемых комплаенс-рисков.

Положения об организации такой системы утверждены в обеих компаниях в июне 2018 года. Ими закреплен порядок организации комплаенса, выявления и оценки комплаенс-рисков, эффективности функционирования этого механизма во внутренних управленческих системах. Положения определяют инструменты комплаенса, направленные на то, чтобы не допустить риски коррупции, мошенничества, легализации доходов, полученных преступным путем, нарушений антимонопольного законодательства.

Согласно Постановлению Правительства РФ № 2131 торговые сети отнесены к категории среднего риска, применительно к которой плановые проверки антимонопольной службы могут проводиться не чаще одного раза в три года. Документ предусматривает, что деятельность хозяйствующих субъектов со средним и умеренным рисками может быть отнесена к категориям умеренного и низкого риска. «Челны-Хлеб» и «Эссен», внедрив у себя правовые меры по соблюдению требований антимонопольного законодательства, получили наиболее благоприятный способ функционировать, в том числе с точки зрения внимания к себе Татарстанского УФАС России.

 

– Как Татарстанское УФАС России использует другую превентивную меру – институт предупреждений?

– В Татарстане наблюдается тенденция заменять денежные штрафы предупреждениями. Это позволяет устранять нарушения антимонопольного законодательства в добровольном порядке и тем самым сокращает число отрицательных последствий для хозяйствующих субъектов.

Например, в ходе реализации функции по контролю за рекламой Татарстанское УФАС России в 2019 году по 158 делам об административных правонарушениях, возбужденных в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, в 55 случаях заменило административное наказание в виде административного штрафа предупреждением в порядке статьи 4.1.1 КоАП РФ.

Предупреждение как превентивная мера используется весьма активно, позволяя быстро отреагировать на возможные нарушения законодательства: предотвратить их или, если компания уже допустила нарушения, оперативно устранить.

 

Для информации

Выдача предупреждений предусмотрена только в случае выявления признаков злоупотребления доминирующим положением (в части нарушения п. 3, 5, 6 и 8 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»), недобросовестной конкуренции (ст. 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 Закона) и неправомерных действий органов власти (ст. 15 Закона).

 

В 2015–2019 годах УФАС по Республике Татарстан выдало 810 предупреждений. Динамика по годам следующая: в 2015-м – 26, в 2016-м – 375, в 2017-м – 236, в 2018-м – 173. В первой половине 2019 года – 55. При этом 80% всех выданных предупреждений исполнены.

Важно, что по указанным статьям количество возбуждаемых дел в 2016–2019 годах сократилось в связи с тем, что хозяйствующие субъекты стали добровольно устранять выявленные признаки нарушения после выдачи предупреждения. А это подтверждает успешность применения таких мер на территории Республики Татарстан.

И здесь мы как раз говорим о механизме антимонопольного комплаенса, позволяющем создать эффективную систему внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства, организовать и обеспечить ее работу. Комплаенс – еще один инструмент предотвращения нарушений законодательства о защите конкуренции, без нанесения ущерба деятельности хозяйствующих субъектов.

 

– Как Вы оцениваете перспективы его внедрения?

– Развитие этого инструмента будет способствовать усилению роли предупредительной функции антимонопольного органа и позволит снизить риски нарушения законодательства непосредственно на уровне отдельных министерств, ведомств, хозсубъектов. А следовательно, обеспечит защиту конкуренции и создаст условия для эффективного функционирования товарных рынков.

___________________

1 Постановление Правительства РФ от 01.03.2018 № 213 «Об утверждении критериев отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих экономическую деятельность, к категориям риска при осуществлении государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации».


21 октября 2019 г.

Оставить комментарий


Внимание! Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.









 

№ 4, 2019 (июль-август)

 Опрос

Какие законодательные шаги необходимо предпринять в первую очередь для эффективного развития конкуренции на уровне ЕАЭС?