О журнале Экспертный совет Архив Авторам Контакты
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00





Читать    Подписаться
Новости

ФАС России потребовала от Booking.com исключить паритет
12 ноября 2019 г.

Прошел первое чтение законопроект об отмене «банковского роуминга»
12 ноября 2019 г.

Законопроект о единой интернет-платформе для телеканалов принят в первом чтении
12 ноября 2019 г.

Минтруд России предлагает обновить профстандарты для специалистов и экспертов в сфере закупок
12 ноября 2019 г.

Все новости
 Самое читаемое

Ценовые предписания ФАС России и управление издержками и рисками компаний
Количество просмотров 17889
Сравнительная реклама в российском законодательстве
Количество просмотров 13750
Антимонопольное регулирование США и Европы: проблемы сближения
Количество просмотров 13510
Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 20981
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 16163
 Обзоры

 Анонcы

V Compliance Case Forum 2020
28–29 ноября 2019 г. в Москве пройдет V Compliance Case Forum 2020. Организатор форума – компания Business Summit of Future.
Полный текст



Главная /  Выбор редакции /  Профилактика трансграничного масштаба
Профилактика трансграничного масштаба


Опубликовано в журнале «Конкуренция и право» № 5, 2019 г.

 
Представители Евразийской экономической комиссии подчеркивают, что приоритет в их работе – не наказание за нарушение общих правил конкуренции на трансграничных рынках, а превентивный контроль. Для его реализации ЕЭК использует различные механизмы и постоянно внедряет новые. Как работают основные из них, рассказывает член Коллегии (министр) по конкуренции и антимонопольному регулированию ЕЭК Серик Макашевич Жумангарин.

 

– Серик Макашевич, на какой стадии находится работа по внедрению на уровне ЕАЭС инструментов предостережения и предупреждения за нарушение общих правил конкуренции на трансграничных рынках?

– Поправки о введении механизмов предостережения и предупреждения включены в проект Протокола1 о внесении изменений в Договор о ЕАЭС. Это масштабный документ. В него вошли изменения, касающиеся не только конкуренции, государственных закупок, но и таможни, макроэкономической политики и многих других вопросов. На заседании Высшего Евразийского экономического совета, которое прошло 1 октября 2019 года, главы государств – членов Союза подписали Протокол.

 

– Как будут действовать эти институты? По каким составам станут выдавать предостережения и предупреждения?

– Предупреждение может выдаваться игрокам рынков ЕАЭС, если они своими действиями нарушили общие правила конкуренции, установленные статьей 76 Договора о ЕАЭС. По сути, само предупреждение – это акт Комиссии о необходимости устранить нарушение правил конкуренции, а также причины и условия, способствовавшие возникновению этого нарушения. Процедура подготовки, выдачи, направления предупреждения и продления срока его выполнения определена Порядком рассмотрения заявлений № 972.

Субъект рынка, получивший предупреждение, должен будет рассмотреть его в указанный срок и уведомить ЕЭК о выполнении, приложив подтверждающие материалы. В противном случае Комиссия вынесет определение о проведении расследования.

Предостережение может быть вынесено должностному лицу хозсубъекта, а также физическим лицам на основании публичного заявления о планируемом поведении на трансграничном рынке, если такое поведение может привести к нарушению общих правил конкуренции и при этом нет причин для принятия определения о начале расследования. Порядок вынесения предостережения будет утверждать Комиссия.

 

– В каких случаях рассчитывать на получение предупреждения нельзя?

– Всего в трех. Если выявлены признаки: запрещенных соглашений между хозсубъектами, злоупотребления доминирующим положением, которое выразилось в установлении либо поддержании монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, а также повторного аналогичного нарушения общих правил конкуренции в течение 24 месяцев после выдачи предупреждения либо после принятия решения по итогам рассмотрения дела.

 

– ЕЭК осваивает новую превентивную меру, которой нет ни в одной стране Союза: предложение о совершении действий, направленных на устранение признаков нарушения и обеспечение конкуренции на трансграничных рынках. Расскажите об этом подробнее.

─ Вопрос о либерализации предпринимательской среды рассматривается уже давно. А институт предложения как раз либерализационная мера, инструмент «мягкого права».

Я сам много лет занимался поддержкой предпринимательства. Одним из первых законов, в написании которого я участвовал как вице-министр национальной экономики Республики Казахстан, был закон о создании Национальной палаты предпринимателей. Тогда мы сократили регуляторные процедуры настолько, что их почти не осталось. И более чем из тысячи разрешительных документов сейчас существует около 200. Их легко получать, весь процесс автоматизирован.

Но все-таки бизнес волнует немного другое: само наказание. Понимание этого привело к идее ввести такой контроль, при котором проверяющий не мог бы наказать проверяемого.

Около года назад в Казахстане мы ввели понятие профилактического контроля.Проверяющий указывает проверяемому субъекту на выявленные нарушения и не наказывает его, а объясняет, что нужно исправить, и устанавливает разумные сроки для исполнения.

Это основополагающая вещь. Можно сколько угодно вносить поправки в законодательство, но прежде необходимо менять климат. И тогда правила игры станут партнерскими.

В России этот вопрос только обсуждается. Недавно министр финансов Антон Силуанов говорил о необходимости ввести такой механизм.

Все перечисленное – единая политика в области предпринимательства. В свое время в Казахстане она была реализована и дала результаты. В прошлом году республика впервые вошла в тридцатку рейтинга Всемирного банка Doing Business и заняла 28-е место.

Механизм предложений – временная мера. Действует он так: если выявлены признаки нарушения общих правил конкуренции, ЕЭК в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня регистрации заявления (материалов) в Комиссии, разрабатывает проект предложения о совершении действий, направленных на устранение этого нарушения. Проект направляется на согласование в уполномоченные органы и заявителю, если таковой имеется, а также в порядке информирования лицу, чьи действия привели к этому нарушению.

Предложение не будет разрабатываться в тех же трех случаях, что я упомянул ранее как исключения для выдачи предупреждений.

Комиссия планирует использовать механизм предложений до вступления в силу Протокола о внесении изменений в Договор, предусматривающих введение в действие предостережения и предупреждения3.

Вводя подобные институты, мы рассчитываем, что бизнес откликнется на либеральные меры и предложения и предприниматели исполнят наши предписания.

 

– Могут ли хозсубъекты, получившие предложение ЕЭК, внести в него коррективы?

– Да. Если в ЕЭК поступают замечания или предложения, она проводит совещание – очно или по видео-конференц-связи – с участием уполномоченных органов, заявителя и потенциального нарушителя, чтобы выработать согласованную позицию.

Если уполномоченные органы либо заявитель не одобрили проект предложения, Комиссия в течение десяти рабочих дней дорабатывает его с учетом замечаний и проводит совещание повторно.

Предложение считается согласованным, если на повторном совещании его приняли большинством голосов. Тогда оно направляется участникам для рассмотрения.

Если в течение десяти рабочих дней хозсубъект, в действиях которого выявлены признаки нарушения, не представит письменного согласия с предложением, ЕЭК вынесет определение о возобновлении рассмотрения заявления. Если же такое согласие получено, Комиссия информирует об этом заявителя. А тот в свою очередь в течение десяти дней после получения подтверждения должен направить в ЕЭК письмо об отзыве своего заявления.

 

– Сколько раз Комиссия воспользовалась этим механизмом?

– За 2018 год и девять месяцев 2019 года выдано одиннадцать предложений о добровольном восстановлении конкуренции. Пять из них подготовлены по признакам недобросовестной конкуренции – одно согласовано и исполнено в полном объеме. Еще шесть по признакам злоупотребления доминирующим положением – три согласованы и переданы нарушителям для исполнения мер, предусмотренных предложением.

 

– Как идет работа над поправками в Договор о ЕАЭС, которые введут возможность проведения консультаций представителей бизнеса с членами ЕЭК по рассмотрению дела о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках? Каким будет этот механизм?

– Поправка вошла в проект Протокола, который уже упоминался.

Механизм проведения таких консультаций будет подробно описан в подзаконном акте – Порядке проведения расследований № 984. Сейчас мы активно его совершенствуем.

 

– В апреле 2018 года ЕЭК запустила новый формат – заседания Общественной приемной блока по конкуренции и антимонопольному регулированию. Поделитесь статистикой работы приемной и планами по ее развитию.

– В 2018 году в заседаниях Общественной приемной приняли участие представители около 200 компаний. Более 40 предпринимателей обратились за индивидуальными консультациями – по итогам регистрируются заявления о возможных признаках нарушений общих правил конкуренции. В 2019 году в заседаниях поучаствовали представители около 500 компаний, ряд из них получили индивидуальные консультации.

В Москве заседания проводятся постоянно. Кроме того, в этому году состоялись выездные заседания в Минске, Бресте, Витебске и Могилеве. А в сентябре мы запустили формат серии заседаний в городах Республики Казахстан: Актобе, Уральске, Усть-Каменогорске, Алматы, Нур-Султане, Павлодаре, Кокшетау, Петропавловске и Костанае. До конца года также проведем их в российских городах: Брянске, Смоленске, Омске, Новосибирске, Екатеринбурге, Оренбурге и Самаре. Выездные заседания запланированы в Армении – Ереване, Гюмри, а также в Киргизии – Бишкеке и Оше.

Бизнесмены часто задают вопросы о составе и содержании нормативных правовых актов, входящих в право ЕАЭС, об ответственности за нарушения общих правил конкуренции на трансграничных рынках Союза, о порядке подачи заявлений/материалов в ЕЭК и требованиях к ним, а также вопросы в сфере государственных закупок. К примеру, в Республике Беларусь предпринимателей в большей степени волновали проблемы госзакупок на территории ЕАЭС.

На заседаниях Общественной приемной нередко звучат вопросы, решение которых не входит в компетенцию блока по конкуренции и антимонопольному регулированию. Поэтому в 2019 году мы начали приглашать к участию и другие блоки Комиссии.

Отмечу, что выездные встречи с предпринимателями в рамках Общественной приемной организовываются при содействии антимонопольных органов государств ЕАЭС, торгово-промышленных палат и общественных организаций по поддержке бизнеса.

 

– Звучала идея о внедрении в контексте ЕАЭС института антимонопольного комплаенса. Как Вы оцениваете перспективы такого нововведения?

– Для начала поясню, что подразумевается под институтом антимонопольного комплаенса.Если, к примеру, нарушение законодательства выявил проверяющий, то предприятию придется заплатить высокую цену в виде штрафов, судебных издержек и репутационных потерь. Если же предприятие самостоятельно смогло обнаружить, предотвратить или прекратить нарушение, отрицательные последствия для него будут существенно меньше.

Этот институт широко применяется в мировой практике. Вопрос о его введении в право ЕАЭС государствами-членами пока не обсуждался. Подобный механизм закреплен только в законодательстве Республики Казахстан. На очереди – Российская Федерация. Если от стран ЕАЭС поступит предложение начать переговоры о внедрении комплаенса в союзное право, Комиссия готова будет присоединиться.

 

– В этом году подразделение Конференции ООН по торговле и развитию – ЮНКТАД, занимающееся вопросами конкуренции и защиты прав потребителей, подготовило экспертный обзор конкурентного права ЕАЭС. В числе прочего рекомендовано разработать программу смягчения наказания для нарушителей конкуренции на трансграничных рынках Союза. Обсуждается ли на уровне ЕЭК введение такой программы и, если да, какая модель ее применения рассматривается?

– По результатам экспертного обзора конкурентного права ЕАЭС мы получили от ЮНКТАД полезные рекомендации. Одна из них – разработать программу смягчения наказания, она же программа освобождения от ответственности, для более эффективной борьбы с картелями.

Наличие такого инструмента изначально было предусмотрено Договором о ЕАЭС5, однако ни механизма реализации, ни детального документа до сих пор не существовало.

Вскоре будут приняты и вступят в силу изменения в Договор, которые наделяют Совет ЕЭК полномочиями разработать Порядок освобождения от ответственности при добровольном заявлении от «первого сдавшегося» хозяйствующего субъекта. Речь идет только об антиконкурентных соглашениях. В ближайшее время мы направим все силы на подготовку проекта самого Порядка и его согласование.

Подготовить проект также помогут результаты научно-исследовательской работы, проделанной для нас НИУ «Высшая школа экономики». Университет изучил опыт привлечения к ответственности и освобождения от нее за нарушение антимонопольного законодательства в странах ЕАЭС и за рубежом.

 

– На Ваш взгляд, предприниматели в полной мере осознают ответственность за нарушение правил конкуренции и риски, которые могут в итоге сделать компанию объектом антимонопольного расследования ЕЭК?

– Не все приняли новую реальность функционирования общих трансграничных рынков, сохраняется инерция традиционного поведения. Это связано с низкой осведомленностью предпринимателей о новых правилах конкуренции как в части ответственного поведения, так и в части защиты своих прав. На выездных заседаниях Общественной приемной антимонопольного блока Комиссии мы объясняем в том числе общие правила конкуренции на трансграничных рынках ЕАЭС, принципы работы Комиссии. И видим большой интерес бизнеса к таким заседаниям, где можно не только почерпнуть много нового, но и рассказать о своих проблемах ведения предпринимательской деятельности в ЕАЭС.

В условиях становления интеграционного объединения бизнесу нужно привыкнуть к новым правилам игры и тесно сотрудничать с Комиссией и национальными антимонопольными органами.

В этом вопросе нас активно поддерживают общественные организации: Евразийская антимонопольная ассоциация, Ассоциация антимонопольных экспертов, торгово-промышленные палаты. В качестве примера отмечу проведенное в июне 2019 года Международное совещание – круглый стол по конкуренции на площадке Торгово-промышленной палаты РФ. В нем приняли участие руководители антимонопольных органов государств ЕАЭС, судьи Суда ЕАЭС, представители ЮНКТАД и ОЭСР, зарубежных компаний и ассоциаций третьих стран, деловых кругов Союза.

Хорошим подспорьем стала разработанная нами «Белая книга» «Конкуренция на трансграничных рынках Евразийского экономического союза». В ней дана основная информация, которая поможет предпринимателям защитить свои права. Электронная версия книги размещена на официальных сайтах ЕЭК, антимонопольных органов союзных государств, торгово-промышленных палат и ассоциаций бизнеса.

Кроме того, в 2019 году опубликовано учебное пособие «Конкурентное право в Евразийском экономическом союзе», где проанализировано право ЕАЭС и законодательство союзных государств в сфере конкуренции.

 

– Какой совет можно дать предпринимателям, чтобы они могли спрогнозировать или минимизировать риски на трансграничных рынках?

– Во-первых, бизнесменам нужно понимать, что в рамках ЕАЭС созданы трансграничные рынки, на которых практика недобросовестной конкуренции, антиконкурентных соглашений, злоупотребления доминирующим положением должна быть исключена. За соблюдением антимонопольного законодательства мы будем следить.

Во-вторых, предприниматели должны знать, какими полномочиями обладает ЕЭК, каким образом они могут к нам обратиться. Эти знания – их возможность защитить собственные права. Для осведомления мы и проводим выездные заседания Общественной приемной.

В-третьих, надо помнить, что антимонопольный комплаенс – очень хорошая практика. В мире он вводится во многих компаниях. На мой взгляд, это отличный инструмент по предотвращению нарушений общих правил конкуренции на трансграничных рынках ЕАЭС.

Мы открыты для диалога с предпринимателями и заинтересованы в нем. Наша главная задача – создать равные условия всем представителям бизнеса на трансграничных рынках Евразийского экономического союза.

Интервью подготовила

Алена Авраменко,

руководитель отдела информации

журнала «Конкуренция и право»

 

____________________

1 Распоряжение Евразийского межправительственного совета от 27.07.2018 № 14 «О проекте Протокола о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года».

2 Порядок рассмотрения заявлений о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках, утв. Решением Совета ЕЭК от 23.11.2012 № 97.

3 Решение Совета ЕЭК от 18.04.2018 № 39 «О внесении изменений в Порядок рассмотрения заявлений (материалов) о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках».

4 Порядок проведения расследования нарушений общих правил конкуренции на трансграничных рынках, утв. Решением Совета ЕЭК от 23.11.2012 № 98.

5 Пункт 19 разд. IV Приложения 19 к Договору о ЕАЭС.


15 октября 2019 г.

Оставить комментарий


Внимание! Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.









 

№ 4, 2019 (июль-август)

 Опрос

Какие законодательные шаги необходимо предпринять в первую очередь для эффективного развития конкуренции на уровне ЕАЭС?