Зарубежных производителей мобильных устройств могут обязать предустанавливать российское программное обеспечение. Как в таких условиях сохранять баланс интересов конкурентов, развивать импортонезависимые решения и создавать понятные условия и сервисы для пользователей мобильных устройств? Ответы на эти вопросы ищут крупный бизнес, Минкомсвязь России, антимонопольное ведомство и ассоциации производителей1.
Указом Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» была утверждена национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации». В результате ее реализации к 2024 г. должно использоваться преимущественно отечественное ПО, а также благодаря российским инновациям будет обеспечена информационная безопасность при передаче, обработке и хранении данных в целях защиты интересов личности, бизнеса и государства.
В конце прошлого года ФАС России разработала концепцию изменений в законодательство, которые позволят выполнить нацпрограмму. В начале 2019 г. этот документ был направлен в Минкомсвязи России на доработку.
Планируется закрепить требования по предустановке отечественных приложений для мобильных устройств, реализуемых на территории РФ. Приложением считается ПО, которое физические лица используют в мобильных устройствах, подключенных к сети Интернет.
Рассматривается обязательная предустановка отечественного антивирусного ПО на устройства, которые ввозятся на территорию РФ или создаются в нашей стране. Это необходимо, так как антивирус имеет прямой законный доступ к файлам и трафику. При этом, согласно федеральному проекту «Информационная безопасность», антивирусные программы будут предустанавливаться только на персональных компьютерах.
В соответствии с предлагаемыми законодательными поправками производители абонентского оборудования и разработчики операционных систем должны будут обеспечить предустановку российского ПО. Запрещается создавать алгоритмы обновления, при реализации которых – перезагрузке, обновлении устройства, сбросе настроек (активации «заводских» настроек) пользователем – предустановленные программы удаляются. В целях информационной безопасности дана возможность полностью «сносить» прикладные приложения без ущерба функциональности устройства и базового ПО, то есть с сохранением системных приложений.
Разрабатывая концепцию поправок, ФАС России использовала подход, характерный для инфраструктурных областей. Он применяется при принятии правил недискриминационного доступа для предотвращения возможного злоупотребления транснациональными компаниями – производителями оборудования и разработчиками операционных систем своим доминирующим положением. Но рынок приложений для пользовательского оборудования конкурентный и динамично развивается. А это заставляет усомниться, применимы ли к нему принципы регулирования, традиционные для естественно-монопольных сфер экономики.
Российские приложения должны предустанавливаться для ПО определенных классов, такого как программы поиска в Интернете, геопозиционирования, социальные сети, мессенджеры. Антимонопольное ведомство исходит из критерия, насколько эти приложения позволяют монетизировать бизнес либо собрать данные о поведении потребителей. По мнению оппонентов, выбранные для предустановки классы приложений могут быть составной частью мобильного устройства, обеспечивая корректное выполнение его ключевых функций, а конечным пользователям – базовый набор потребительского функционала.
Рассматривая предустановку как самый эффективный способ распространения ПО для мобильных устройств, ФАС России опирается на данные РОМИР и ВЦИОМ, полученные в результате опросов в рамках расследования дела Googleв 2015 г. Тогда более 80% респондентов не были склонны устанавливать приложения самостоятельно, если аналогичные программы уже имелись на купленном гаджете.
Между тем сегодня соцопросы в Европе и статистические данные по всему миру показывают, чтопользователи стали достаточно компетентными и самостоятельно решают, использовать предустановленное или альтернативное ПО.
В 2016 г. Application Developers Alliance при участии Google провели в Евросоюзе опрос среди 4000 владельцев телефонов с операционной системой Android. Выяснилось, что наличие предустановленного набора приложений не блокирует возможность доминирования иных конкурирующих приложений в определенных сегментах. Как минимум 44% респондентов меняют используемые по умолчанию приложения, в том числе интернет-браузеры или поисковые системы.
В 2018 г. общее число загрузок приложений во всем мире превысило 194 млрд, увеличившись на 35% по сравнению с тем же показателем 2016 г.
Иными словами, сформировался запрос на новые механизмы регулирования. Об этом свидетельствует, например, дело Apple Inc. В августе 2019 г. ФАС России возбудила в отношении этой корпорации дело по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» по заявлению «Лаборатории Касперского». С позиции российской компании, отклонение программы родительского контроля Kaspersky Safe Kids (KSK) на «яблочных» устройствах было необоснованным, из-за чего очередная версия KSK лишилась существенной части функционала.
Заметим, что изменения в регулирование должны быть внесены достаточно быстро. Согласно поручению Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева от 12.04.2019 № ДМ-П6-21пр уже в этом году должны быть исполнены п. 6 и 7 разд. VII (предустановка российского ПО) «дорожной карты» по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018–2020 гг. (утв. Распоряжением Правительства РФ от 16.08.2018 № 1697-р).
Между тем Минкомсвязь России по объективным причинам не спешит с окончательным решением проблемы в ИТ-сфере и настаивает на дополнительном анализе.
В июле 2019 г. в Госдуму было внесено два пакета депутатских законопроектов, регулирующих предустановку ПО на мобильные устройства альтернативным способом. Первый (законопроекты № 746428-7, 745970-7 и 745967-7) отозван. Второй (законопроекты № 757423-7 и 757430-7) сейчас рассматривается. Он предполагает, что отечественные компании получат правовые механизмы продвижения своих программ и сервисов для российских пользователей. Перечень необходимых программ, а также порядок их предварительной установки должно определить Правительство РФ. За продажу абонентских устройств без предустановленного ПО законопроектом № 757430-7 предусмотрен штраф 30–50 тыс. руб. для должностных лиц и 50–200 тыс. руб. для юридических лиц.
Разработанные ФАС России поправки в законодательство предусматривают, что требования по предустановке и удалению российского ПО будут закреплены в Федеральном законе от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее – Закон о связи). Но этим законом ПО регулируется только как часть оборудования средства связи.
Исходя из ст. 128 и 1225 ГК РФ, а также ст. 2 и 5 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон об информации) ПО и информация – разные объекты гражданского права.
В связи с этим вариантов нормативного закрепления новых требований как минимум три. Изменения в части предустановки ПО могут быть внесены:
Когда обсуждалась концепция, не оговаривалось установление санкций за нарушение новых требований. Целесообразна не только ответственность, которая предусмотрена актами, регулирующими обязательную сертификацию средств связи, но и ответственность за нарушения антимонопольного законодательства.
Законодательством об административных правонарушениях предусмотрена презумпция невиновности, а громких инцидентов почти не случается. Исключение составляет разве что дело Google, но и оно закончилось мировым соглашением с ФАС России: пользователи Android получили возможность выбирать между поисковыми системами «Яндекса» и Google. В целом отечественные и известные иностранные компании заинтересованы в том, чтобы российские разработчики ПО имели возможность создавать и распространять востребованные инновационные продукты и сервисы. В противном случае наш рынок станет менее привлекательным по сравнению с зарубежным.
Среди целей совершенствования государственной политики по развитию конкуренции названо повышение удовлетворенности потребителей благодаря расширению ассортимента товаров, работ, услуг, улучшению их качества и снижению цен (п. 2 Указа Президента РФ от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» (далее – Указ). А в качестве принципа деятельности федеральных органов исполнительной власти установлен запрет на необоснованное вмешательство в свободное функционирование товарных рынков, издание актов, принятие решений, которые могут привести к недопущению, устранению конкуренции (п. 4 Указа).
При этом нельзя недооценивать вероятность ситуаций, когда государство вынуждено будет вмешаться в процессы, затрагивающие национальные интересы и безопасность. Любое из предложенных решений в части обязательной предустановки российского софта на поставляемые мобильные устройства может оказать сильное воздействие на свободный рынок и поэтому должно пройти оценку в Минэкономразвития России.
Но даже в отсутствие регулирования отдельные иностранные производители заинтересованы в предустановке российского софта, который помогает адаптировать продукцию для рынка РФ. Так, по данным компании Huawei, приведенным в мае во время дискуссии на площадке Аналитического центра при Правительстве РФ, доля российских приложений, в частности браузеров и приложений геопозиционирования, в 2019 г. увеличилась в сравнении с 2016 г.
С точки зрения Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники РАТЭК, представляющей интересы таких крупнейших производителей ноутбуков, компьютеров, смартфонов и операционных систем, как Apple, Samsung, Google, HP, Dell, Huawei, конкуренция производителей поддерживается в первую очередь благодаря тому, что пользователям предоставлены различные возможности и функции, реализуемые через наборы приложений.
Отправные точки решения вопроса о предустановке российских приложений на мобильные устройства следующие:
Правда, получив преимущества в национальных границах, российские поставщики продуктов для иностранных операционных систем могут понести репутационные издержки вплоть до переоценки западными компаниями условий сотрудничества с ними. Репутационная составляющая важна и для производителей устройств: у предустанавливаемого ПО сторонних разработчиков могут быть критические недостатки.
Итак, на ближайшее время задан вектор развития рынка ПО для мобильных устройств, а также рынка аппаратных средств, на которых приложения должны предустанавливаться. Сейчас необходимо оценить рынок российских мобильных программ. Предложенное ФАС России регулирование может привести к тому, что преимущества получит только небольшое число крупнейших отечественных разработчиков. А это потребует от государства принять антимонопольные меры и замедлит технический прогресс в условиях цифровой экономики и глобальной конкуренции.
Введение обязательной предустановки софта, по мнению директора Центра компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ Ильи Массуха, действенная мера для перехода на отечественное ПО. При этом надо учесть все детали, чтобы не навредить рынку и пользователям.
В качестве направлений, которым в перспективе нужно будет уделять внимание, глава Агентства стратегических инициатив Светлана Чупшева назвала повышение конкуренции и совершенствование контрольно-надзорной деятельности. По ее словам, улучшать позиции, будучи на 120-м месте в международном рейтинге Doing Business, проще, чем когда приближаешься к двадцатке первых. Тем ценнее каждый сделанный шаг.
________________
1 В статье изложено мнение автора, которое не отражает позицию Госкорпорации «Росатом».