Телефон подписки
8 (800) 555-66-00
6–7 октября 2022 г. в Алматы пройдет VIII Евразийский антимонопольный форум. Организаторы – Агентство Республики Казахстан по защите и развитию конкуренции, Центр защиты конкуренции, Альянс антимонопольных экспертов и Международный центр конкурентного права и политики БРИКС.
15 ноября 2022 г. Право.ru проведет ежегодный Litigation Forum, на котором эксперты в области судебного процесса поделятся опытом и знаниями, необходимыми для эффективной работы.
Главная /  Аналитика /  «Должностные» нарушения антимонопольного...
«Должностные» нарушения антимонопольного законодательства

Действующее законодательство предусматривает широкий перечень способов административно-правового воздействия на нарушителей антимонопольного законодательства. При этом на данный момент руководство Федеральной антимонопольной службы полагает, что одним из наиболее действенных методов карательного и превентивного характера является привлечение к административной ответственности должностных лиц. В то же время данный административно-правовой институт сейчас недостаточно проработан, правоприменительная практика по указанному вопросу находится в стадии формирования.

Должностное лицо как субъект административной ответственности

Статья 37 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) предусматривает, что за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица хозяйствующего субъекта несут предусмотренную законодательством ответственность наряду с иными должностными лицами, организациями и физическими лицами. Сразу следует отметить, что оговорка о возможности привлечения к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства физического лица представляется излишней, поскольку вне взаимосвязи с исполнением каких-либо должностных обязанностей, не являясь индивидуальным предпринимателем, физическое лицо неспособно каким-либо образом оказать влияние на конкурентные отношения. Персонификация ответственности за нарушение антимонопольного законодательства возможна только в отношении должностного лица как субъекта, обладающего определенным набором должностных (служебных) обязанностей.

Касательно привлечения к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства юридических лиц правоприменительную практику в этом аспекте можно считать относительно устоявшейся. В то же время институт привлечения к административной ответственности за данные правонарушения должностных лиц является недостаточно проработанным на практике.

Административная ответственность должностных лиц за нарушение антимонопольного законодательства установлена в шести статьях Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). При этом санкции этих статей предполагают административные наказания для должностных лиц в виде штрафа от 5 до 50 тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.

В этой связи представляется важным с правовой точки зрения определить, кто является субъектом ответственности в случае, если речь идет о нарушении антимонопольного законодательства со стороны должностного лица.   

Понятие должностного лица как субъекта административной ответственности закреплено в ст. 2.4 КоАП РФ, которая связывает возможность привлечения его к административной ответственности с наличием следующего обстоятельства: неисполнением либо ненадлежащим исполнением лицом своих служебных обязанностей.

Примечание к указанной статье расшифровывает содержание понятия должностного лица, устанавливая, что под таковым следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции [1] в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях. Здесь же следует уточнение, что руководители и другие работники иных организаций, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов юридических лиц несут административную ответственность как должностные лица.

Следует отметить, что данное КоАП РФ определение должностного лица в большей степени разрешает вопросы, связанные с возможностью привлечения к административной ответственности представителей власти, а также руководителей (сотрудников) государственных или муниципальных органов. В силу своего публично-правового статуса данные лица вступают в административные отношения самостоятельно. Их деятельность и обязательства регламентированы действующими нормативно-правовыми актами.

В то же время нарушение антимонопольного законодательства, совершенное в рамках осуществления хозяйственной деятельности руководителями (работниками) хозяйствующих субъектов, имеет весьма существенную специфику.

 

Вячеслав Мартемьянов,

 главный правовой эксперт ОАО «ЛУКОЙЛ»,

кандидат юридических наук



[1] Разъяснение по указанным функциям содержится в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе».

 

Полную версию статьи читайте в печатной версии журнала «Конкуренция и право» № 6, 2012 г.

Оформить подписку:
-
на сайте
- по телефону +7 (495) 649 1806
- по электронной почте
podpiska@cljournal.ru

Журнал «Конкуренция и право»
Читать    Подписаться

23 ноября 2012 г.

Оставить комментарий


Внимание! Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.

Вход для пользователей       Зарегистрироваться



Опрос
Предлагаемые в пятом антимонопольном пакете меры достаточны для выявления и пресечения антиконкурентных практик цифровых платформ?