Анна Симаченко,
младший юрист антимонопольной практики «Пепеляев Групп»
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 30.03.2022 по делу № А40-171974/21 (решение в пользу антимонопольного органа)
Участники дела
ИП против ФАС России
Резюме эксперта
Кассация согласилась с нижестоящими судами: в ценообразовании агрегаторов такси на рынке перевозки пассажиров легковым такси нет признаков нарушения антимонопольного законодательства, в т. ч. в форме координации экономической деятельности. А значит, ФАС России правомерно отказала в возбуждении дела.
Суд отметил, что формирование агрегаторами цен – объективная характеристика этого рынка, а нынешний порядок ценообразования учитывает баланс спроса и предложения в конкретное время и в конкретном месте. Благодаря этому удается достичь оптимального уровня удовлетворенности водителей и пассажиров.
Обстоятельства дела
Предприниматель (перевозчик такси) пожаловался в ФАС России на ООО «Яндекс Такси», увидев в его действиях признаки координации экономической деятельности на рынке перевозки пассажиров легковым такси (п. 17 ст. 4 Закона о защите конкуренции). По мнению ИП, агрегатор отрицательно влияет на рынок. Это выражается в том, что:
ФАС России отказала в возбуждении дела, не найдя признаков антимонопольного нарушения.
Предприниматель обжаловал отказ в суде. Две инстанции согласились с позицией ведомства.
Тогда ИП подал кассационную жалобу.
Решение кассации и его обоснование
Суд округа признал отказ ФАС России законным, отметив:
Таким образом, нижестоящие суды обоснованно отказали в удовлетворении требований предпринимателя.
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13.04.2022 по делу № А31-7855/2021 (решение в пользу антимонопольного органа)
Участники дела
ООО «СтройСтандарт» против Костромского УФАС России
Резюме эксперта
Кассация сочла правомерным включение компании в Реестр недобросовестных поставщиков из-за того, что она уклонялась от заключения контракта. Объективных препятствий для его подписания не было. Временная нетрудоспособность главы фирмы и невозможность получить обеспечение по контракту в срок не могут расцениваться как разумное основание для его неподписания. Исполнитель несет повышенную ответственность за свои действия и должен принимать решения с особой разумностью и осмотрительностью, в т. ч. на стадии заключения контракта.
Обстоятельства дела
«СтройСтандарт» выиграл электронный аукцион, но в срок контракт не подписал, банковскую гарантию по нему не предоставил. УФАС приняло решение включить сведения о компании в РНП.
«СтройСтандарт» в суде ссылался на объективные причины: гендиректор в этот период был нетрудоспособен, поэтому компания не могла подписать контракт и вовремя внести обеспечение. Суды двух инстанций признали решение УФАС законным.
«СтройСтандарт» подал кассационную жалобу.
Решение кассации и его обоснование
Кассация оставила в силе акты судов, согласившись с их позицией:
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28.03.2022 по делу № А78-9888/2020 (решение в пользу антимонопольного органа)
Участники дела
ООО «Престиж», ООО «Компьютер плюс» против Забайкальского УФАС России
Резюме эксперта
Суд кассации заключил, что спорное изображение и текст не являются рекламой / социальной рекламой в понимании п. 1, 11 ст. 3 Закона о рекламе. Они информируют о позиции неких лиц в отношении качества дорог и тротуаров, а также о связи этого фактора с изнашиваемостью обуви. Эти сведения не направлены на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, обеспечение интересов государства, что требуется для признания рекламы социальной.
Обстоятельства дела
На рекламной конструкции были размещены изображение сапога с оторванной подошвой и текст: «Сапог все-таки дырявый? Может, пора его менять? *В рамках социальной рекламы „Мы – за качественные дороги, тротуары, чтобы не изнашивалась обувь“».
УФАС сочло рекламораспространителей «Престиж» и «Компьютер плюс» нарушившими ч. 2 ст. 19 Закона о рекламе. По мнению ведомства, эта информация не являлась рекламой, в т. ч. социальной, а значит, не должна была размещаться на рекламной конструкции.
Компании обратились в суд. Первая инстанция, опираясь в т. ч. на результаты судебной экспертизы, заключила, что размещенная информация соответствует определению соцрекламы, и признала решение и предписание УФАС незаконными. Апелляция отменила это решение, указав, что спорное изображение и текст не являются соцрекламой, а экспертное заключение – недопустимое доказательство.
Компании обжаловали определение суда в кассации.
Решение кассации и его обоснование
Суд округа поддержал выводы апелляции, разъяснив три момента.
1. Под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (п. 1 ст. 3 Закона о рекламе). Отличительный признак социальной рекламы – ее некоммерческое, социальное содержание, направленность на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства (п. 11 ст. 3, ст. 10).
2. Экспертное заключение по делу является недопустимым доказательством (ст. 68 АПК РФ). Правовой вопрос о квалификации спорной рекламы должен разрешить сам суд, в т. ч. путем оценки с позиции потребителя.
3. Апелляция пришла к заключению, что спорный текст адресован неопределенному кругу лиц и лишь информирует о позиции неких лиц в отношении качества дорог и тротуаров. Рекламная конструкция должна использоваться только для распространения рекламы / социальной рекламы (ч. 2 ст. 19 Закона о рекламе), следовательно, суд мотивированно признал верными выводы УФАС о неправомерном размещении рассматриваемой информации на такой конструкции.
Читайте также
Хасанов Р. Рекламная информация и социальная реклама. В чем разница // Конкуренция и право. 2021. № 6. С. 71–74.
Главная цифра
60%
закупок признаны несостоявшимися по итогам 2023 г.