Обзор судебной практики. Выпуск № 6 за 2022 г.

Версия для печати Печатать

Анна Симаченко,
младший юрист антимонопольной практики «Пепеляев Групп»

 

Суд не выявил координацию экономической деятельности на рынке агрегаторов такси

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 30.03.2022 по делу № А40-171974/21 (решение в пользу антимонопольного органа)

Участники дела

ИП против ФАС России

Резюме эксперта

Кассация согласилась с нижестоящими судами: в ценообразовании агрегаторов такси на рынке перевозки пассажиров легковым такси нет признаков нарушения антимонопольного законодательства, в т. ч. в форме координации экономической деятельности. А значит, ФАС России правомерно отказала в возбуждении дела.

Суд отметил, что формирование агрегаторами цен – объективная характеристика этого рынка, а нынешний порядок ценообразования учитывает баланс спроса и предложения в конкретное время и в конкретном месте. Благодаря этому удается достичь оптимального уровня удовлетворенности водителей и пассажиров.

Обстоятельства дела

Предприниматель (перевозчик такси) пожаловался в ФАС России на ООО «Яндекс Такси», увидев в его действиях признаки координации экономической деятельности на рынке перевозки пассажиров легковым такси (п. 17 ст. 4 Закона о защите конкуренции). По мнению ИП, агрегатор отрицательно влияет на рынок. Это выражается в том, что:

ФАС России отказала в возбуждении дела, не найдя признаков антимонопольного нарушения.

Предприниматель обжаловал отказ в суде. Две инстанции согласились с позицией ведомства.

Тогда ИП подал кассационную жалобу.

Решение кассации и его обоснование

Суд округа признал отказ ФАС России законным, отметив:

Таким образом, нижестоящие суды обоснованно отказали в удовлетворении требований предпринимателя.

 

Временная нетрудоспособность руководителя не является основанием для неподписания контракта

Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13.04.2022 по делу № А31-7855/2021 (решение в пользу антимонопольного органа)

Участники дела

ООО «СтройСтандарт» против Костромского УФАС России

Резюме эксперта

Кассация сочла правомерным включение компании в Реестр недобросовестных поставщиков из-за того, что она уклонялась от заключения контракта. Объективных препятствий для его подписания не было. Временная нетрудоспособность главы фирмы и невозможность получить обеспечение по контракту в срок не могут расцениваться как разумное основание для его неподписания. Исполнитель несет повышенную ответственность за свои действия и должен принимать решения с особой разумностью и осмотрительностью, в т. ч. на стадии заключения контракта.

Обстоятельства дела

«СтройСтандарт» выиграл электронный аукцион, но в срок контракт не подписал, банковскую гарантию по нему не предоставил. УФАС приняло решение включить сведения о компании в РНП.

«СтройСтандарт» в суде ссылался на объективные причины: гендиректор в этот период был нетрудоспособен, поэтому компания не могла подписать контракт и вовремя внести обеспечение. Суды двух инстанций признали решение УФАС законным.

«СтройСтандарт» подал кассационную жалобу.

Решение кассации и его обоснование

Кассация оставила в силе акты судов, согласившись с их позицией:

 

Суд должен решать вопрос о квалификации рекламы с точки зрения потребителя

Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28.03.2022 по делу № А78-9888/2020 (решение в пользу антимонопольного органа)

Участники дела

ООО «Престиж», ООО «Компьютер плюс» против Забайкальского УФАС России

Резюме эксперта

Суд кассации заключил, что спорное изображение и текст не являются рекламой / социальной рекламой в понимании п. 1, 11 ст. 3 Закона о рекламе. Они информируют о позиции неких лиц в отношении качества дорог и тротуаров, а также о связи этого фактора с изнашиваемостью обуви. Эти сведения не направлены на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, обеспечение интересов государства, что требуется для признания рекламы социальной.

Обстоятельства дела

На рекламной конструкции были размещены изображение сапога с оторванной подошвой и текст: «Сапог все-таки дырявый? Может, пора его менять? *В рамках социальной рекламы „Мы – за качественные дороги, тротуары, чтобы не изнашивалась обувь“».

УФАС сочло рекламораспространителей «Престиж» и «Компьютер плюс» нарушившими ч. 2 ст. 19 Закона о рекламе. По мнению ведомства, эта информация не являлась рекламой, в т. ч. социальной, а значит, не должна была размещаться на рекламной конструкции.

Компании обратились в суд. Первая инстанция, опираясь в т. ч. на результаты судебной экспертизы, заключила, что размещенная информация соответствует определению соцрекламы, и признала решение и предписание УФАС незаконными. Апелляция отменила это решение, указав, что спорное изображение и текст не являются соцрекламой, а экспертное заключение – недопустимое доказательство.

Компании обжаловали определение суда в кассации.

Решение кассации и его обоснование

Суд округа поддержал выводы апелляции, разъяснив три момента.

1. Под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (п. 1 ст. 3 Закона о рекламе). Отличительный признак социальной рекламы – ее некоммерческое, социальное содержание, направленность на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства (п. 11 ст. 3, ст. 10).

2. Экспертное заключение по делу является недопустимым доказательством (ст. 68 АПК РФ). Правовой вопрос о квалификации спорной рекламы должен разрешить сам суд, в т. ч. путем оценки с позиции потребителя.

3. Апелляция пришла к заключению, что спорный текст адресован неопределенному кругу лиц и лишь информирует о позиции неких лиц в отношении качества дорог и тротуаров. Рекламная конструкция должна использоваться только для распространения рекламы / социальной рекламы (ч. 2 ст. 19 Закона о рекламе), следовательно, суд мотивированно признал верными выводы УФАС о неправомерном размещении рассматриваемой информации на такой конструкции.

Читайте также

Хасанов Р. Рекламная информация и социальная реклама. В чем разница // Конкуренция и право. 2021. № 6. С. 71–74.


31 мая 2022 г.
Журнал «Конкуренция и право»
Читать    Подписаться