Анна Симаченко, младший юрист антимонопольной практики «Пепеляев Групп»
Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 25.05.2021 по делу № А83-13353/2019 (решение в пользу предпринимателя)
Участники дела
ООО «Мясокомбинат „Дружба народов“» против Санкт-Петербургского УФАС России
Резюме эксперта
ВС РФ указал, что продукция не может считаться оборонной только потому, что была закуплена заказчиком по гособоронзаказу. Суд дал оценку поставляемой продукции по существу, а не формально, что может повлиять на практику привлечения к ответственности по ст. 14.49 КоАП РФ.
Обстоятельства дела
В рамках госконтракта по гособоронзаказу мясокомбинат поставил в воинскую часть Росгвардии кабачковую икру. При проверке выяснилось, что по одному показателю икра не соответствовала ГОСТу. УФАС признало «Дружбу народов» нарушившей обязательные требования к оборонной продукции, назначен штраф 850 тыс. руб. (ст. 14.49 КоАП РФ).
Мясокомбинат обжаловал штраф в суде.
Первая инстанция признала постановление УФАС незаконным, посчитав,что кабачковая икра не относится к оборонной продукции. Но апелляция и кассация встали на сторону антимонопольного органа, снизив штраф до 350 тыс. руб. и отметив, что икра произведена по ГОЗ, а значит, ее можно причислить к оборонной продукции.
Мясокомбинат обратился с кассационной жалобой в ВС РФ.
Решение ВС РФ и его обоснование
ВС РФ не согласился с выводами судов апелляционной и кассационной инстанций и обратил внимание на несколько моментов.
1. Статья 14.49 КоАП РФ и Закон о гособоронзаказе не содержат определения «оборонная продукция». Оно есть в ГОСТ РВ 0101-003-2018 «Продукция оборонная. Термины и определения», который определяет ее как продукцию, создаваемую и/или поставляемую по ГОЗ. Там же сказано, что категория включает военную продукцию и продукцию двойного назначения.
2. Исходя из этого определения, икру из кабачков невозможно однозначно отнести к оборонной продукции, поскольку она, будучи продуктом питания, не изготавливалась по техдокументации заказчика для военных нужд или военных и гражданских нужд в едином исполнении. Значит, икру нельзя считать военной продукцией или продукцией двойного назначения. Из условий госконтракта это также не следовало.
3. Статьи 14.49 и 14.55 КоАП РФ разграничивают ответственность в отношении оборонной продукции, поставляемой по ГОЗ, и товаров, поставляемых по госконтракту в рамках ГОЗ. Одного того, что продтовары поставлялись по госконтракту в рамках ГОЗ, недостаточно для признания этой продукции оборонной.
4. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в его пользу (ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ).
Учитывая изложенное, УФАС не доказало наличие в действиях «Дружбы народов» состава правонарушения по ст. 14.49 КоАП РФ.
Решение суда первой инстанции оставлено в силе.
Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 11.05.2021 № АПЛ21-131 «Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 04.02.2021 по делу № АКПИ20-963, которым было отказано в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующим письма ФАС России от 26.09.2011 № ИА/36399» (в удовлетворении жалобы отказано)
Заявитель
АО «Международный аэропорт Владивосток»
Резюме эксперта
ВС РФ поддержал ФАС России и еще раз указал: навязывание контрагенту невыгодных условий для целей применения п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции возможно как до, так и после заключения договора.
Суды уже применяют этот подход при рассмотрении дел по п. 3 и 8 ч. 1 ст. 10 Закона, и он играет значительную роль при квалификации такого рода антимонопольных нарушений.
Обстоятельства дела
В спорном письме служба разъяснила вопросы навязывания доминирующим хозсубъектом невыгодных условий договора контрагенту:
Аэропорт потребовал от ВС РФ признать письмо недействующим. По мнению заявителя, ФАС России ввела новое нормативное правовое регулирование, установив понятие «навязывание контрагенту невыгодных для него условий», выйдя за рамки толкования Закона о защите конкуренции. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона такое навязывание возможно на стадии заключения договора, а не его исполнения.
ВС РФ отказал в удовлетворении требований.
Аэропорт подал апелляционную жалобу.
Решение ВС РФ и его обоснование
Апелляционная коллегия ВС РФ заключила, что письмо согласуется с разъясняемыми положениями Закона о защите конкуренции, и не нашла в нем признаков их расширительного толкования. Также ВС РФ указал:
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18.05.2021по делу № А05-8691/2020 (решение в пользу антимонопольного органа)
Участники дела
АО «Газпромбанк» против Архангельского УФАС России
Резюме эксперта
Суды уточнили требования к рекламе кредитов в рассылке СМС: она должна включать все существенные условия предоставления услуг, при этом использование гиперссылок на страницы, где можно детально ознакомиться с такими условиями, способно ввести потенциального потребителя в заблуждение.
Обстоятельства дела
«Газпромбанк» направил на абонентский номер гражданина СМС-сообщение с рекламой кредита. УФАС признало рекламу ненадлежащей, нарушающей требования ч. 7 ст. 5, ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе, поскольку до потребителя не были доведены все условия, определяющие полную стоимость кредита. Банку выдано предписание.
Компания обратилась в суд, т. к. полагала, что гражданин мог узнать все условия кредитования, перейдя по указанной в СМС гиперссылке, а его тарифный план включал доступ к Интернету.
Первая и апелляционная инстанции сочли решение УФАС законным.
«Газпромбанк» подал кассационную жалобу.
Решение кассации и его обоснование
Суд округа оставил в силе принятые по делу акты судов и разъяснил:
Главная цифра
17.3
Такая статья об унификации имущественных торгов может появиться в Законе о защите конкуренции