Анна Симаченко,
юрист антимонопольной практики «Пепеляев Групп»
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 09.02.2024 по делу № А40-127880/2023 (решение в пользу антимонопольного органа)
Участники дела
ООО «ЯНДЕКС» против Липецкого УФАС России
Резюме эксперта
Кассация согласилась с нижестоящими судами в правомерности наложения антимонопольным органом штрафа на рекламораспространителя, нарушившего требования п. 7 ст. 7 Закона о рекламе путем размещения рекламы медицинских услуг, оказываемых лицом без лицензии на осуществление такой деятельности.
Суды отметили, что рекламораспространитель имел все основания и возможность провести дополнительную проверку спорной рекламы, предусмотренную правилами компании, однако не осуществил ее. Тем самым он не проявил необходимую степень осмотрительности в целях надлежащего исполнения законодательно установленных обязанностей.
Обстоятельства дела
Решением УФАС реклама медицинских услуг, распространенная в сервисе «Яндекс.Директ», признана ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования п. 20 ч. 3, ч. 7 ст. 5, п. 7 ст. 7 Закона о рекламе. «Яндекс» (рекламораспространитель) привлечено к ответственности по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ с назначением штрафа в размере 100 тыс. руб.
Общество обжаловало штраф в суде.
Первая и апелляционная инстанции отказали в удовлетворении требований. «Яндекс» подало кассационную жалобу.
Решение кассации и его обоснование
Кассация оставила в силе принятые по делу судебные акты, согласившись с выводами, что «Яндекс»:
Читайте также:
Е. Соколовская. Контрреклама как противоядие от злоупотреблений;
Н. Солодовников, П. Бардина. Принят закон о запрете размещения рекламы на ресурсах иностранных агентов
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 01.02.2024 по делу № А43-6383/2022 (решение в пользу предпринимателя)
Участники дела
ООО «ПРОМРЕСУРСВЗРЫВ» против Нижегородского УФАС России
Резюме эксперта
Кассация вновь напомнила о недостаточности наличия классической совокупности косвенных доказательств (устойчивые финансовые отношения, использование одинаковых IP-адресов и т. п.) для установления картельного сговора, а также о необходимости правильного определения значимых для такого рода дел обстоятельств.
В качестве последних суд отметил наличие объективных экономических причин поведения участников торгов, причинно-следственной связи между договоренностью и поддержанием цен на торгах, а также препятствий для участия в торгах иных лиц в результате действий картелистов.
Обстоятельства дела
УФАС пришло к выводу, что «Промресурсвзрыв» и «ВПК» заключили устное антиконкурентное соглашение, реализация которого привела (могла привести) к поддержанию цен на электронных аукционах (п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции).
В частности, управление установило следующие признаки картеля:
Не согласившись с решением антимонопольного органа, компания обратилась в суд.
Суд первой инстанции и апелляция признали решение УФАС законным.
УФАС подало кассационную жалобу.
Решение кассации и его обоснование
Кассация отменила принятые по делу судебные акты, посчитав, что антимонопольный орган не доказал наличия картельного сговора. При этом суд отметил ряд важных моментов.
1. Из решения УФАС следует, что использование самостоятельными субъектами гражданского оборота единой инфраструктуры и совместная подготовка к торгам возможны только при кооперации и консолидации, при этом такие действия осуществляются для достижения единой для всех цели в результате договоренности. Однако коммерческие организации в аналогичных ситуациях, конкурируя между собой, действуют в собственных интересах.
2. Получение контракта на наиболее выгодных условиях — обычное поведение участников хозоборота, поскольку основная цель субъекта предпринимательской деятельности — получение прибыли. Необоснованность начальной цены контракта антимонопольный орган и суды не устанавливали.
3. Также суды не установили, имеется ли причинно-следственная связь между действиями участников торгов и поддержанием цен на торгах, есть ли препятствия для участия в спорных аукционах иных лиц в результате действий компаний. Суды не обосновали влияние конкретных действий компаний на формирование цены по спорным аукционам.
Дело направлено в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
Читайте также:
Г. Радионов: «Формирование в обществе отрицательного отношения к картелям — важнейшая задача антимонопольной службы»
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 09.02.2024 по делу № А43-10003/2023 (решение в пользу предпринимателя)
Участники дела
ОАО «РЖД» против Нижегородского УФАС России
Резюме эксперта
Суды сошлись в едином мнении о правомерности проведения неконкурентного конкурса в рамках Закона № 223-ФЗ. Суды напомнили, что заказчик, в отношении которого введены санкции «недружественными» государствами, может проводить в том числе неконкурентные закупки, информация о которых не вносится в ЕИС.
Таким образом, факт размещения информации о спорной закупке лишь на сайте оператора электронной площадки указывает на ее неконкурентый характер, а наименование закупки не может свидетельствовать об обратном.
Обстоятельства дела
«РЖД» провело конкурс в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по оценке имущества. Извещение о конкурсе и документация в ЕИС не размещались, закупка была неконкурентной. Нижегородское УФАС России признало общество нарушившим п. 2 ч. 17 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ. По мнению регулятора, проводимая закупка являлась конкурентной, поскольку в силу Положения о закупках открытый конкурс относится к конкурентным закупкам, и поэтому извещение о его проведении должно быть размещено в ЕИС.
Компания оспорила решение антимонопольного органа в суде.
Суды двух инстанций признали решение незаконным.
УФАС подало кассационную жалобу.
Решение кассации и его обоснование
Кассация оставила в силе принятые по делу судебные акты, поддержав выводы нижестоящих инстанций:
Цифра недели
31
мероприятие выполнено за три года реализации Нацплана развития конкуренции