О журнале Экспертный совет Архив Авторам Контакты
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00





Читать    Подписаться
Новости

В мире

Выявлены признаки сговора на торгах Комитета по конкурентной политике Московской области
06 декабря 2021 г.

Аналитический центр при Правительстве РФ: эффективность закупок можно и нужно измерять
06 декабря 2021 г.

В Приморье две компании оштрафовали за сговор на торгах по нацпроекту
06 декабря 2021 г.

ФАС России разъяснила порядок формирования цен на лекарства при изменении предельных надбавок к ценам на жизненно важные препараты
06 декабря 2021 г.

Apple подала в суд на ФАС России из-за предупреждения насчет покупок в приложениях
06 декабря 2021 г.

Правительство РФ одобрило поправки в законопроект об антикартельных полномочиях ФАС России
06 декабря 2021 г.

Суд поддержал отказ ФАС России в возбуждении дела из-за негативных отзывов на продукцию Alpro в соцсетях Nemoloko
05 декабря 2021 г.

В Госдуме предложили не допускать компании с офшорным капиталом к выполнению госзаказа
04 декабря 2021 г.

Еще      Все новости
Федеральная торговая комиссия США хочет заблокировать сделку компаний Nvidia и Arm
03 декабря 2021 г.

Еврокомиссия оштрафовала пять банков на 344 млн евро за участие в картеле на рынке форекс
03 декабря 2021 г.

Совет ЕЭК определил процедуру выдачи предупреждения для устранения нарушений правил конкуренции
03 декабря 2021 г.

Производитель аудиотехники Bose оштрафован в Германии на 7 млн евро за поддержание цен перепродажи
02 декабря 2021 г.

Россия заблокировала запрос Евросоюза о создании в ВТО группы по спору о госзакупках
02 декабря 2021 г.

ЕЭК и Деловой совет ЕАЭС выработают рекомендации для взаимодействия торговых сетей и поставщиков союза
02 декабря 2021 г.

Антимонопольный регулятор Великобритании предписал Facebook продать Giphy
01 декабря 2021 г.

В США началась масштабная проверка компаний из-за сбоев в цепочке поставок товаров
30 ноября 2021 г.

Еще      Все новости
 Популярное

Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 56117
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 22200
Ценовые предписания ФАС России и управление издержками и рисками компаний
Количество просмотров 22150
Антимонопольное регулирование США и Европы: проблемы сближения
Количество просмотров 20359
Сравнительная реклама в российском законодательстве
Количество просмотров 20088
 Обзоры

 Анонcы

Авторский курс практического комплаенса. Комплаенс-система как инструмент снижения юридических и репутационных рисков
7–8 декабря 2021 г. Учебно-методический центр ФАС России совместно с «Пепеляев Групп» проведут онлайн-курс повышения квалификации «Авторский курс практического комплаенса. Комплаенс-система как инструмент снижения юридических и репутационных рисков».
Полный текст
Семинар «Госзакупки-2022: новые требования, практика, сложные ситуации (44-ФЗ, 223-ФЗ, 275-ФЗ)»
13–15 декабря 2021 г. в Москве состоится семинар «Госзакупки-2022: новые требования, практика, сложные ситуации (44-ФЗ, 223-ФЗ, 275-ФЗ)». Организатор – Институт развития современных образовательных технологий.
Полный текст



Главная /  Главные сюжеты /  Гайдлайн по комплаенсу
Гайдлайн по комплаенсу


Елена Соколовская,
главный эксперт журнала «Конкуренция и право»

Опубликовано в журнале «Конкуренция и право» № 5, 2021 г.

ФАС России выпустила разъяснение о порядке внедрения комплаенс-систем. Это поможет бизнесу выстроить эффективный механизм предупреждения антимонопольных рисков, в том числе правильно оформить внутренние акты. Но открытым остался принципиальный вопрос: станет или нет регулятор принимать меры реагирования только на основании того, что в документах компании о комплаенсе есть положения, противоречащие законодательству.

 

В марте 2020 г. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции, Закон) был дополнен статьей 9.11. Она регламентирует порядок внедрения хозяйствующими субъектами системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства, то есть комплаенса.

Чтобы антимонопольное законодательство единообразно применялось при проверке регулятором комплаенс-систем хозсубъектов, ФАС России опубликовала Разъяснение от 02.07.2021 № 20 «О системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства» (далее – Разъяснение). Этот документ рекомендательного характера должен также оказать бизнесу содействие в организации эффективного механизма предупреждения рисков.

Как отмечается в Разъяснении, организация комплаенс-системы – право, а не обязанность хозяйствующих субъектов. При этом в Законе о защите конкуренции установлены лишь общие критерии, которым должны удовлетворять внутренние акты компании о внедрении такой системы. Компании могут с учетом специфики деятельности устанавливать в своих документах и иные положения, не предусмотренные ст. 9.1 Закона. Главное, чтобы они не противоречили нормам антимонопольного законодательства.

ФАС России рассматривает эти внутренние акты и дает положительное либо отрицательное заключение об их соответствии. Проверяется, насколько документы компании отвечают требованиям как ст. 9.1 Закона о защите конкуренции, так и антимонопольного законодательства в целом. Предусматривается также процедура направления внутреннего акта на повторную проверку, если он не прошел первичную. Повторно контролирующий орган уполномочен проверять изменения исключительно в части, послужившей ранее основанием для отрицательного заключения.

Если в действовавшем на момент направления на проверку внутреннем акте выявлены положения, противоречащие конкурентному законодательству, это не основание для принятия мер реагирования. Таким основанием может послужить лишь установленный факт наличия в действиях хозсубъекта признаков антимонопольного нарушения в результате соблюдения им таких положений акта.

Остаются открытыми вопросы, как рекомендации ФАС России будут реализованы на практике и действительно ли наличие во внутреннем документе противоречащих закону положений не станет расцениваться в качестве основания для принятия антимонопольных мер.

Особого внимания заслуживают и рекомендации по отдельным полномочиям ведомства. Так, ФАС России не может выдавать предписания, обязывающие бизнес внедрять систему антимонопольного комплаенса. Вместе с тем в рамках государственного контроля за экономической концентрацией до того, как служба примет решение, хозсубъект может по собственной инициативе принять на себя обязательства по внедрению этой системы. В данном случае исполнение таких обязательств может быть частью предписания регулятора.

Кроме того, отмечается, что организация системы комплаенса не является самостоятельным объектом госконтроля и проверок ФАС России. При этом в рамках рассмотрения дела хозсубъект может добровольно представить документы и информацию о создании и введении механизма предупреждения рисков. Сведения в этих документах сами по себе не могут быть основанием для вывода о наличии или отсутствии признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Между тем, исходя из сложившейся практики ведомства по рассмотрению антимонопольных дел, в настоящий момент невозможно точно определить, как будут реализованы рекомендации. В частности, станет ли в дальнейшем ФАС России обязывать представлять указанные документы и сведения и будут ли они служить основанием для вывода о наличии или отсутствии признаков противоправного поведения.

В Разъяснении также указано, что при рассмотрении вопроса о нарушении антимонопольного законодательства могут учитываться меры, направленные на организацию системы предупреждения рисков. В связи с этим отмечено, что выдача положительного заключения исключает возможность признания хозсубъекта нарушителем, если он действовал по согласованным правилам комплаенса. При этом отсутствие у него внутреннего акта и положительного заключения службы не исключает его права в ходе рассмотрения дела представлять доказательства, что он принял все зависящие от него меры по соблюдению законодательства.

В целом публикация Разъяснения, несомненно, важное и значимое событие. Оно дает возможность понять позицию антимонопольного органа по вопросам осуществления его отдельных полномочий в контексте организации хозяйствующими субъектами комплаенса. Но как будут реализованы те или иные положения этого документа, покажет лишь реальная практика.

______________

1 Введена Федеральным законом от 01.03.2020 № 33-ФЗ.


11 октября 2021 г.

Оставить комментарий


Внимание! Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.







АРХИВ ВЫПУСКОВ



 Опрос

Следует ли закрепить в КоАП РФ в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность хозсубъекта, функционирование системы антимонопольного комплаенса?

  
  
      





 



+7 (495) 211 00 33
125047, г. Москва, ул. 3-я Тверская-Ямская,
д. 39, стр. 1
При любом использовании материалов сайта www.cljournal.ru указание на источник и гиперссылка обязательны.