О журнале Экспертный совет Архив Авторам Контакты
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00





Читать    Подписаться
Новости

Анонс: 13 октября состоится заседание Экспертного совета при ФАС России по развитию конкуренции на рынках никотиносодержащей продукции
25 сентября 2020 г.

ФАС России: долю госучастия на финансовом рынке необходимо снизить
25 сентября 2020 г.

«АртТоргСтрой» оштрафован на 2,4 млн руб. за участие в сговоре
25 сентября 2020 г.

Арбитраж: «ЭкоСтройРесурс» злоупотребил доминирующим положением на рынке обращения с ТКО в Самарской области
25 сентября 2020 г.

ФАС России выпустила разъяснения рекламного законодательства
24 сентября 2020 г.

В Архангельской области выявлены нарушения тарифного законодательства в теплоснабжении
24 сентября 2020 г.

Поставщик медуслуг Spire Healthcare оштрафован на 1,2 млн фунтов стерлингов за незаконное соглашение о фиксации цен
24 сентября 2020 г.

«Гипротрубопровод» нарушил Закон № 223-ФЗ
24 сентября 2020 г.

Еще      Все новости
 Самое читаемое

Ценовые предписания ФАС России и управление издержками и рисками компаний
Количество просмотров 19533
Сравнительная реклама в российском законодательстве
Количество просмотров 16192
Антимонопольное регулирование США и Европы: проблемы сближения
Количество просмотров 16168
Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 36180
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 18514
 Обзоры

 Анонcы

6-я практическая конференция «Управление юридическими рисками: статус 2020»
12–13 ноября 2020 г. пройдет 6-я практическая конференция «Управление юридическими рисками: статус 2020». Организатор – компания «Диалог Менеджмент Партнерс».
Полный текст



Главная /  Конференции /  Круглый стол ОКЮР и ФАС России из цикла «Диалог...
Круглый стол ОКЮР и ФАС России из цикла «Диалог с властью»


25 августа 2020 г. представители ФАС России и члены Объединения корпоративных юристов обсудили тенденции антимонопольного регулирования на круглом столе из цикла «Диалог с властью» «Лучше оправдать десять виновных, чем обвинить одного невиновного».

 

Президент ОКЮР Александра Нестеренко подчеркнула, что ценности ФАС России – открытость, сотрудничество, эффективность – совпадают с ценностями бизнеса. Ведомство защищает добросовестных предпринимателей от недобросовестных и тем самым развивает конкуренцию в экономике.

Расскажем об основных блоках вопросов, которые эксперты обсудили в рамках мероприятия.

 

Антимонопольные проверки

Начальник Управления по борьбе с картелями ФАС России Андрей Тенишев рассказал о реализации на практике Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 № 438 о снижении количества проверок бизнеса в условиях пандемии. Так, в сфере антимонопольного контроля число проверок после принятия постановления не уменьшилось, что не в последнюю очередь связано с активной работой органов прокуратуры по выдаче обязательных к рассмотрению требований о проведении внеплановых проверок.

Обсуждалось также уточнение полномочий ФАС России при проведении выездных проверок. Участники дискуссии спорили о целесообразности предоставления антимонопольному органу правомочия по изъятию (выемке) документов. С точки зрения Андрея Тенишева, необходимо дальнейшее развитие процессуальных норм, направленных на совершенствование процедуры передачи ФАС России результатов оперативно-разыскных мероприятий.


Декриминализация картельных соглашений

Начальник Управления по борьбе с картелями ФАС России отметил, что антимонопольные санкции в виде штрафа не всегда останавливают бизнес от совершения противоправных действий, а зачастую используются недобросовестными участниками рынка как оправдание для их продолжения в целях «отработки» назначенного штрафа. Риск наступления уголовной ответственности, по мнению Андрея Тенишева, может стать серьезным сдерживающим фактором для бизнеса.

Заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин (до 27 июля 2020 г.) обратил внимание на недавний доклад бизнес-омбудсмена главе государства о проблемах избыточного уголовного преследования бизнеса. Даже пандемия не отодвинула эти вопросы на второй план. По мнению экспертов и представителей бизнес-сообщества, сложившееся определение границ легального правопорядка в сфере экономики и практика применения уголовного закона ограничивают (могут ограничивать) конституционно гарантированную свободу экономической деятельности и тормозят экономическое развитие страны.

Анатолий Голомолзин считает, что нужно искать возможности для более эффективного антимонопольного контроля. Он полагает, что отменять уголовную ответственность за картели пока рано, поскольку это одно из самых опасных антимонопольных нарушений. Однако уже есть предпосылки для установления соразмерных масштабам и характеру экономических преступлений по ст. 178 УК РФ санкций не в виде лишения свободы, а в виде значимых экономических штрафов.

Докладчик напомнил об отказе от уголовной ответственности в виде лишения свободы за неоднократное злоупотребление доминирующим положением. Взамен были введены оборотные штрафы, которые лишили стимула нарушать закон.

Кроме того, на тех рынках, где ранее фиксировалось наибольшее количество нарушений, стала развиваться биржевая торговля. Ежегодный оборот на рынках сырьевых товаров составляет около 1 трлн руб., а годовой оборот на рынке производных инструментов на эти товарные базовые активы – порядка 20 трлн руб. В результате число антимонопольных нарушений на этих рынках сократилось примерно в 100 раз. Экономические отношения оздоровились не за счет устрашения бизнеса, а на основе прозрачных индикаторов цен и правил игры.

Аналогично были декриминализированы вертикальные соглашения. По мнению экспертного и бизнес-сообщества, санкции за горизонтальные картельные сговоры также должны носить экономический характер.

 

Противоправная координация экономической деятельности

Андрей Тенишев сообщил, что антимонопольный орган заводит немного дел о координации экономической деятельности, поскольку взвешенно подходит к оценке наличия/отсутствия контроля за исполнением указаний со стороны координатора, установления им санкций за неисполнение указаний и иных обстоятельств. Пятый антимонопольный пакет предусматривает положения о допустимости координации в определенных случаях, что имеет особое значение для цифровых платформ.

Начальник Управления регулирования связи и информационных технологий ФАС России Елена Заева акцентировала внимание на необходимости учитывать наличие положительных эффектов для потребителей при анализе поведения хозяйствующих субъектов на цифровых рынках. Прогнозирование последствий принятия антимонопольным органом соответствующих мер реагирования помогает правильно оценить ситуацию на рынке.

Участники круглого стола обсудили с регулятором кейсы HeadHunter, Google.Shopping и Booking.com. Елена Заева отметила, что при рассмотрении дела HeadHunter антимонопольный орган впервые сформулировал, что такое ключевая инфраструктура на цифровом рынке, что представляет собой недискриминационный доступ к такой инфраструктуре и как он должен быть организован, чтобы сохранить работоспособность и безопасность самого объекта инфраструктуры.

Для столь динамичных рынков, как цифровые, важна своевременность мер, принимаемых антимонопольным органом. «Затягивание в таких кейсах губительно как для конкурентов, так и для потребителей. Может быть пройдена точка невозврата», – предостерегает Елена Заева.

 

Селективная дистрибуция

Эксперты сошлись во мнении, что бизнесу необходимы разъяснения по вопросу применения селективной дистрибуции.

Участие в обсуждении приняли директор по управлению судебно-арбитражной и антимонопольной практиками «ВымпелКома» Наталия Дмитрук; директор департамента судебной и административной практики МТС Андрей Пьяных; директор юридического департамента HP Денис Сергиенко; руководитель департамента корпоративных отношений и антимонопольного комплаенса ИНТЕРРАО Светлана Сидельникова; руководитель направления по работе с государственными органами ТехноНИКОЛЬ Оксана Токарева; директор по юридическим вопросам КЕХ еКоммерц (Авито) Виктор Топадзе; заместитель директора департамента правового обеспечения Ростелекома Наталия Феоктистова и др.

Анатолий Голомолзин призвал участвующих в круглом столе корпоративных юристов активно включиться в обсуждение проекта указа Президента РФ «Об основных направлениях конкурентной политики на 2021–2025 годы». Этот документ будет определять перспективы развития бизнеса на предстоящие пять лет. Указ должен быть ориентирован на решение важнейших государственных задач, требующих новой организации совместной работы всех ветвей и уровней власти. Он должен отвечать насущным потребностям бизнеса, потребителей, общества. Чтобы решить подобные проблемы, возможна смена подходов, концепций, парадигм. Эти моменты и проект указа должны обсуждаться публично.

Спикер рассказал о своем понимании вопросов, на которых необходимо сфокусироваться при выработке долгосрочной антимонопольной политики: «Происходящие на рынках изменения имеют принципиальный характер и должны быть в фокусе нашего внимания. Это, в частности, глобализация, многосторонность рынков, наличие сетевых эффектов, динамизм изменения ситуации и другое. Да, это так. Об этом говорит практика рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, это понимание закреплено в пятом антимонопольном пакете. Но мало обращается внимания на то, что новая ситуация на рынках и в жизни начинает проверять на прочность основы нашего представления о хозяйственных и человеческих отношениях. Ключевым является то, что в основе хозяйственных отношений стоит человек, а не простой оборот товара. А человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Между тем формирование и проведение конкурентной политики должны быть увязаны с истинной системой ценностей, способствующей устойчивому экономическому развитию. Должны меняться парадигма и стандарты экономической логики: защита предпринимателей как общий стандарт благосостояния должна в равной мере сопутствовать стандарту благосостояния потребителей, защите их прав и законных интересов».

«Нужно осознавать базовые установки экономической деятельности и уметь адекватно реагировать на меняющиеся условия, выстраивать систему интеллектуального антимонопольного регулирования, стимулирующую инновационное развитие. Такое регулирование, в частности, включает создание равных условий деятельности российских и иностранных участников рынков, в том числе интернет-торговли, исключение из антимонопольного законодательства изъятий в части прав интеллектуальной собственности и разработку особенностей применения антимонопольного законодательства в этих сферах, расширение сфер применения проконкурентного тарифного регулирования, создание в России одного из мировых финансовых центров на основе развития биржевой торговли наличными товарами и производными инструментами, сужение сфер уголовной ответственности за экономические преступления, либерализацию антимонопольного законодательства, в том числе путем применения экономических санкций за картельные сговоры, изменения в системе госзаказа на основе смещения акцентов от контроля процедур размещения госзаказа на контроль достижения результата и применение индикаторов рыночных цен (биржевых котировок, цифровых платформ и других)», – добавил он.

В процессе споров участники круглого пришли к общему мнению по многим вопросам. «Если подобное согласие власти и бизнеса найдет отражение в практических шагах по реализации Национального плана развития конкуренции на 2021–2025 годы, нас ждет замечательное будущее», – резюмировала Александра Нестеренко.

 Пресс-служба ОКЮР


14 сентября 2020 г.





№ 3, 2020 (май-июнь)

 Опрос

Какие законодательные шаги необходимо предпринять в первую очередь для эффективного развития конкуренции на уровне ЕАЭС?

  
  
  
  
  
      





 



При любом использовании материалов сайта www.cljournal.ru указание на источник и гиперссылка обязательны.