Телефон подписки
8 (800) 555-66-00
6–7 октября 2022 г. в Алматы пройдет VIII Евразийский антимонопольный форум. Организаторы – Агентство Республики Казахстан по защите и развитию конкуренции, Центр защиты конкуренции, Альянс антимонопольных экспертов и Международный центр конкурентного права и политики БРИКС.
15 ноября 2022 г. Право.ru проведет ежегодный Litigation Forum, на котором эксперты в области судебного процесса поделятся опытом и знаниями, необходимыми для эффективной работы.
Программы смягчения ответственности за картели. Практика России, Великобритании и ЕС.

Евгений СУСЛОВ,

старший юрист

международной юридической

компании HoganLovells (CIS)

Программы смягчения ответственности за картели.

Практика России, Великобритании и ЕС.

Программы смягчения ответственности представляют собой дорогу с двусторонним движением: для антимонопольного ведомства это весьма ценный канал информации, помогающий выявлять и пресекать картели, для бизнеса - цивилизованный выход из затруднительной ситуации.

О различных видах картелей и их пагубном влиянии на экономику уже немало сказано. Криминализация этих явлений и высокие административных санкции являются наилучшим подтверждением серьезности намерений антимонопольных ведомств преследовать и искоренять их проявление.

Расследование картельного сговора и привлечение виновных к ответственности являются весьма сложными и длительными процедурами, требующими высокой квалификации специалистов антимонопольного ведомства и сотрудников силовых служб. Для бизнеса, несмотря на обвинение в получении суперприбылей, репутационные и экономические последствия от участия в картелях, включая суммы наложенных штрафов и ответственность перед третьими лицами, являются также весьма значительными.

На стыке этих, казалось бы, непримиримых противоречий лежат программы смягчения ответственности, позволяющие установить определенный публично-правовой баланс между тяжестью и неотвратимостью наказания и эффективностью работы по предотвращению картелей в масштабах государства.

Действительно, для антимонопольного ведомства и стороны обвинения программы смягчения ответственности являются одним из наиболее важных источников информации от непосредственного участника картельного соглашения, дающих возможность полностью понять и оценить объем и продолжительность картеля, а также степень вовлечения каждого из участников.

Для компании это наиболее рациональный способ выйти из затруднительного положения и вернуться в рамки ведения нормальной деятельности, а для ее должностных лиц − практически единственная возможность избежать наказания.

Целью настоящей статьи является попытка сравнить программы освобождения от ответственности в законодательстве Российской Федерации, Европейского Союза и Великобритании. (Упрощенные производства по делам о картелях (settlement procedures) в рамках настоящей статьи рассматриваться не будут.)

С практической точки зрения имеет смысл в первую очередь исследовать законодательство Европейского Союза, затем национальное законодательство Великобритании и завершить сравнение анализом существующих механизмов в законодательстве Российской Федерации.

Такой подход позволит наиболее полно выявить общие подходы к решению вопроса о смягчении ответственности за картельный сговор, а также выявить отдельные механизмы, которые могли бы быть перенесены в российское законодательство.

Европейский Союз

Законодательство Европейского Союза наделяет Еврокомиссию полномочиями налагать на предприятия штрафы в размере до 10% от выручки группы по всему миру[1] за участие в картельных соглашениях[2]. При этом под предприятиями понимается довольно широкий круг субъектов, включая некоммерческие организации[3], а сама норма о запрете картельных соглашений в практике Европейского Суда[4] имеет экстерриториальный эффект, распространяющийся в том числе на компании, зарегистрированные вне Европейской Экономической Зоны[5].

Необходимо отметить, что законодательство Европейского Союза не устанавливает уголовной ответственности для должностных лиц компаний, вовлеченных в картельную деятельность, и сами штрафы не должны рассматриваться в виде уголовной ответственности[6].

Принятая Еврокомиссией программа смягчения ответственности[7] разделяет полное освобождение от штрафа (иммунитет) и уменьшение его размера в зависимости от очередности поданных заявлений и ряда других условий.

Полное освобождение от ответственности

Полное освобождение от ответственности возможно только для первого заявителя при выполнении следующих условий:…



[1] Article 23(2)(a) of the Council Regulation (EC) No 1/2003 (the Regulation 1/2003).

[2] Article 101(1) of the Treaty on the Functioning of the European Union (TFEU).

[3] Hofner & Else v Macroton GmbH (Case C-41/90)[1991] ECR I-1979) и Distribution of Package Tours During the 1990 World Cup Decision 92/521 [1992] OJ L 326/31.

[4] Wood Pulp I (1998); Videotape (2007) and Marine Hose (2009).

[5] Тthe European Economic Area.

[6] В частности, Article 23(5) of the Regulation 1/2003.

[7] The 2006 Commission Notice on Immunity from fines and reduction of fines in cartel cases (the 2006 Notice).

Опрос
Предлагаемые в пятом антимонопольном пакете меры достаточны для выявления и пресечения антиконкурентных практик цифровых платформ?