Архив журнала «Конкуренция и право»
Евгений СУСЛОВ,
старший юрист
международной юридической
компании HoganLovells (CIS)
Программы смягчения ответственности за картели.
Практика России, Великобритании и ЕС.
Программы смягчения ответственности представляют собой дорогу с двусторонним движением: для антимонопольного ведомства это весьма ценный канал информации, помогающий выявлять и пресекать картели, для бизнеса −- цивилизованный выход из затруднительной ситуации.
О различных видах картелей и их пагубном влиянии на экономику уже немало сказано. Криминализация этих явлений и высокие административных санкции являются наилучшим подтверждением серьезности намерений антимонопольных ведомств преследовать и искоренять их проявление.
Расследование картельного сговора и привлечение виновных к ответственности являются весьма сложными и длительными процедурами, требующими высокой квалификации специалистов антимонопольного ведомства и сотрудников силовых служб. Для бизнеса, несмотря на обвинение в получении суперприбылей, репутационные и экономические последствия от участия в картелях, включая суммы наложенных штрафов и ответственность перед третьими лицами, являются также весьма значительными.
На стыке этих, казалось бы, непримиримых противоречий лежат программы смягчения ответственности, позволяющие установить определенный публично-правовой баланс между тяжестью и неотвратимостью наказания и эффективностью работы по предотвращению картелей в масштабах государства.
Действительно, для антимонопольного ведомства и стороны обвинения программы смягчения ответственности являются одним из наиболее важных источников информации от непосредственного участника картельного соглашения, дающих возможность полностью понять и оценить объем и продолжительность картеля, а также степень вовлечения каждого из участников.
Для компании это наиболее рациональный способ выйти из затруднительного положения и вернуться в рамки ведения нормальной деятельности, а для ее должностных лиц − практически единственная возможность избежать наказания.
Целью настоящей статьи является попытка сравнить программы освобождения от ответственности в законодательстве Российской Федерации, Европейского Союза и Великобритании. (Упрощенные производства по делам о картелях (settlement procedures) в рамках настоящей статьи рассматриваться не будут.)
С практической точки зрения имеет смысл в первую очередь исследовать законодательство Европейского Союза, затем национальное законодательство Великобритании и завершить сравнение анализом существующих механизмов в законодательстве Российской Федерации.
Такой подход позволит наиболее полно выявить общие подходы к решению вопроса о смягчении ответственности за картельный сговор, а также выявить отдельные механизмы, которые могли бы быть перенесены в российское законодательство.
Европейский Союз
Законодательство Европейского Союза наделяет Еврокомиссию полномочиями налагать на предприятия штрафы в размере до 10% от выручки группы по всему миру[1] за участие в картельных соглашениях[2]. При этом под предприятиями понимается довольно широкий круг субъектов, включая некоммерческие организации[3], а сама норма о запрете картельных соглашений в практике Европейского Суда[4] имеет экстерриториальный эффект, распространяющийся в том числе на компании, зарегистрированные вне Европейской Экономической Зоны[5].
Необходимо отметить, что законодательство Европейского Союза не устанавливает уголовной ответственности для должностных лиц компаний, вовлеченных в картельную деятельность, и сами штрафы не должны рассматриваться в виде уголовной ответственности[6].
Принятая Еврокомиссией программа смягчения ответственности[7] разделяет полное освобождение от штрафа (иммунитет) и уменьшение его размера в зависимости от очередности поданных заявлений и ряда других условий.
Полное освобождение от ответственности
Полное освобождение от ответственности возможно только для первого заявителя при выполнении следующих условий:…
[1] Article 23(2)(a) of the Council Regulation (EC) No 1/2003 (the Regulation 1/2003).
[2] Article 101(1) of the Treaty on the Functioning of the European Union (TFEU).
[3] Hofner & Else v Macroton GmbH (Case C-41/90)[1991] ECR I-1979) и Distribution of Package Tours During the 1990 World Cup Decision 92/521 [1992] OJ L 326/31.
[4] Wood Pulp I (1998); Videotape (2007) and Marine Hose (2009).
[5] Тthe European Economic Area.
[6] В частности, Article 23(5) of the Regulation 1/2003.
[7] The 2006 Commission Notice on Immunity from fines and reduction of fines in cartel cases (the 2006 Notice).